3.2.7.3. Транспорт нефти и нефтепродуктов

С целью обеспечения стратегических и экономических интересов России необходимо развивать новые и существующие экономически эффективные экспортные направления транспортировки нефти:

первоочередные: Северо - Балтийское (БТС, новое строительство нефтепровода Харьяга - Уса и расширение нефтепровода Уса - Ярославль) и Каспийско - Черноморско - Средиземноморское (Тихорецк - Новороссийск III, строительство нефтепровода Суходольная - Родионовская, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК));

долгосрочные: Центрально - Европейское, Азиатско - Тихоокеанский регион (в том числе Сахалин - Китай, нефтепровод Россия - Китай), Восточно - Сибирское (нефтепровод Восточная Сибирь - Приморье - Китай), Каспийско - Черноморско - Средиземноморское (транспорт "большой" азербайджанской нефти, расширение КТК, расширение нефтепровода Баку - Новороссийск).

Реализация такой программы потребует увеличения в период до 2020 года объема инвестиций в эту сферу и приведет к диверсификации и росту мощностей проходящих по территории страны экспортных нефтепроводов (в том числе транзитных) с сегодняшних 130 до как минимум 210 млн. т/год.

Перспективным транспортным коридором может стать Северный морской путь, с которым связано освоение и доставка на рынки (в том числе экспортные рынки Северо - Западной Европы) нефти северных территорий Ямало - Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Архангельской области.

Цель корректировки экспортной политики и наращивания экспорта нефтепродуктов напрямую связана с увеличением разветвленности трубопроводов. В долгосрочной перспективе приоритетными экспортными направлениями развития транспортировки нефтепродуктов будут являться: Северо - Западное и Западное - за счет реализации проектов новых нефтепродуктопроводов (на Балтике - бухта Батарейная, порт Приморск, Санкт - Петербургский морской порт, Бронка, Балтийск); Южное - от НПЗ России (Саратовский НПЗ, Волгоградский НПЗ) к портам Черного и Азовского морей (Новороссийск, Туапсе, Кавказ).

Сложившиеся за последние годы высокие потери нефтяного сырья при добыче, транспортировке, хранении и переработке, достигающие 1,6 процента от всего объема добычи и составляющие около 5 млн. т в год, должны быть резко сокращены за счет совершенствования технологий добычи, транспортировки и хранения нефти. С этой целью необходима разработка программы нефтесбережения и системы стимулов по снижению потерь нефти и нефтепродуктов, тем более, что эта проблема имеет также большое экологическое значение.