Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Государственная регистрация нормативных правовых актов

IV. Государственная регистрация нормативных

правовых актов

16. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально - экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему Министерства, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти - совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

17. Направлению на государственную регистрацию подлежат:

нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.;

нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г. (со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663).

Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями), которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в вышеназванных Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).

Нормативный правовой акт, принятый до введения государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (т.е. до 14 мая 1992 г.), должен быть переработан и переутвержден, после чего представлен в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России.

18. Управление делопроизводства Министерства принимает для регистрации и отправки в Минюст России нормативные правовые акты только при наличии визы руководителя Правового департамента и штампа редактора.

19. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:

подлинник нормативного правового акта и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе;

справка - обоснование;

копия приказа о возложении обязанностей Министра (при необходимости);

сопроводительное письмо за подписью заместителя Министра, курирующего структурное подразделение - исполнитель.

20. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

- действие которых исчерпывается однократным применением;

- срок действия которых истек;

- оперативно - распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения доводятся до сведения органов и организаций системы Министерства;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или решений Министерства и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно - квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

д) акты рекомендательного характера.

21. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

22. Представление подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта в срок не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения) обеспечивается структурным подразделением - исполнителем в Минюст России в 6 экземплярах. При этом канцелярия Министерства выдает под роспись работнику структурного подразделения - исполнителя подлинник приказа и 5 его копий, заверенных печатью Министерства. После регистрации нормативного правового акта в Минюсте России, а также в случае отказа в государственной регистрации или возвращения без государственной регистрации акта подлинник приказа и соответствующее письмо из Минюста России (при его наличии) подлежат возврату в Канцелярию Министерства.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России сопроводительным письмом за подписью заместителя Министра, курирующего структурное подразделение - исполнитель.

Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

Перед отправкой на государственную регистрацию на обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя Правового департамента Министерства.

23. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая готовится структурным подразделением - исполнителем, осуществляющим подготовку проекта нормативного правового акта, и подписывается руководителем Правового департамента при наличии виз руководителей юридических подразделений отраслевых служб.

Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

В справке отражаются:

а) основания издания нормативного правового акта:

- сведения об актах законодательства Российской Федерации, в том числе: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации (с указанием наименования, даты, номера, официального источника опубликования, номеров статей, пунктов), которыми Министерству поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке) либо в соответствии с которыми необходимо издание такого акта;

- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющих компетенцию Министерства в случае издания нормативного правового акта по его инициативе;

б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных Министерством по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты это также должно быть отражено в справке;

в) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным;

г) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).

В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения - исполнителя, на которого возлагается ответственность за прохождение государственной регистрации нормативного правового акта Министерства в Минюсте России.

24. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств и ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств и ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

25. После направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России структурное подразделение - исполнитель обязано установить постоянный контроль за его рассмотрением (представлять дополнительные документы, давать пояснения, участвовать в совещаниях и т.п.). В необходимых случаях структурное подразделение - исполнитель может привлекать к этой работе сотрудников юридических подразделений отраслевых служб и Правового департамента.

26. В случае отказа Минюста России в государственной регистрации в течение 10 дней со дня получения такого отказа подразделение - исполнитель подготавливает и представляет на подпись Министру или лицу, исполняющему его обязанности, проект приказа об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано.

В течение 5 дней с момента поступления в Министерство указанного выше решения структурное подразделение - исполнитель совместно с работниками юридических подразделений соответствующих отраслевых служб обязаны представить в Правовой департамент проект приказа об отмене акта, в регистрации которого отказано, с визами структурных подразделений - соисполнителей и визой заместителя Министра, курирующего головного исполнителя, письмо Минюста России об отказе в государственной регистрации, служебную записку, содержащую подробный анализ причин отказа и предложения по дальнейшей работе с данным нормативным правовым актом (издание приказа об отмене, устранении нарушений, повторном направлении на регистрацию и др.).

После подписания документа об отмене его копия направляется подразделением - исполнителем в Минюст России и в Правовой департамент.

27. Минюст России может возвратить нормативный правовой акт Министерству без регистрации в случаях, если нарушены установленный порядок подготовки и / или представления акта на государственную регистрацию либо по просьбе самого Министерства.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации в связи с нарушением установленного порядка подготовки и / или представления на государственную регистрацию недостатки должны быть устранены, а акт повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.

28. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в установленном порядке.

29. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (с изменениями и дополнениями).

30. Управление делопроизводства Министерства направляет для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

31. Порядок вступления в силу нормативного правового акта определяется Министерством в самом акте либо он вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Нормативный правовой акт, в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащий в связи с этим официальному опубликованию, вступает в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самим актом не установлен более поздний срок его вступления в силу.