Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Единые требования к организации деятельности органов службы занятости <1> направлены на обеспечение единых подходов при осуществлении мероприятий по повышению эффективности деятельности службы занятости в центрах занятости населения <2> в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".

(в ред. Приказов Минтруда России от 15.03.2021 N 122, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

Сноска исключена. - Приказ Минтруда России от 15.03.2021 N 122.

(см. текст в предыдущей редакции)

<1> Далее - Единые требования.

(сноска введена Приказом Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

<2> Далее - центры занятости населения.

(сноска введена Приказом Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

2. Основной целью Единых требований является поэтапное обеспечение к 2025 году деятельности новой модели центров занятости населения - современных "кадровых центров", оперативно и проактивно действующих в отношении рисков безработицы и неэффективной занятости, содействующих реализации профессионального потенциала граждан и удовлетворению потребности работодателей в кадровых ресурсах.

3. Основными задачами Единых требований являются:

а) обеспечение качества и эффективности взаимодействия центров занятости населения населения с гражданами и работодателями, другими участниками рынка труда на основе принципов проактивности, клиентоориентированности, развития инфраструктуры занятости, организационных и технологических инноваций;

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) качественное удовлетворение потребностей работодателей в подборе необходимых работников на основе внедрения профилирования работодателей, качественное удовлетворение потребностей граждан в области содействия занятости населения на основе совершенствования профилирования граждан с использованием компетентностного подхода;

в) содействие непрерывному обучению, поддержанию и улучшению профессиональных навыков граждан (включая работающих граждан), содействие в овладении ими передовыми компетенциями в области цифровой экономики, в том числе путем активного вовлечения в это работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, социальных партнеров;

г) обеспечение удобства, доступности, многоканальности получения гражданами и работодателями государственных услуг в области содействия занятости населения <3>, в том числе с помощью цифровых сервисов;

(в ред. Приказа Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<3> Далее - государственные услуги.

(сноска в ред. Приказа Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) формирование нового позитивного образа центров занятости населения с использованием единого фирменного стиля.

4. Центры занятости населения населения руководствуются в своей деятельности следующими принципами:

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) "проактивность":

инициативное информирование граждан и работодателей о возможности получения комплекса услуг в центрах занятости населения;

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

активная роль в поддержании и развитии профессиональных навыков и компетенций граждан (в том числе работающих) в условиях технологических и экономических изменений;

активная профориентационная работа, в том числе среди молодежи с целью построения эффективной траектории профессионального развития;

содействие занятости женщин, имеющих детей, и совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями;

вовлечение в трудовую деятельность категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов и граждан предпенсионного возраста;

переход от заявительного принципа к проактивному при содействии в поиске работы, предпринимательской деятельности, реализации профессионального потенциала граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов;

реализация на предприятиях - участниках программ повышения производительности труда упреждающих мер по содействию трудоустройству предполагаемых к высвобождению работников;

участие в кадровом обеспечении инвестиционных проектов, проектов по модернизации и реорганизации производства, с использованием потенциала высвобождаемых работников;

активное вовлечение работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, других участников рынка труда в деятельность по содействию занятости населения;

развитие межведомственного, социального партнерства внутрирегионального и межрегионального сотрудничества;

б) "клиентоориентированность":

непрерывное повышение качества, доступности и комфортности получения государственных услуг, нацеленность на удовлетворение потребностей граждан и работодателей;

персонифицированный подход, оказание адресной помощи гражданам и работодателям - получателям государственных услуг с учетом категории профиля, индивидуальной жизненной ситуации или бизнес-ситуации ("от оказания услуг к решению проблем");

выявление и изучение потребностей граждан и работодателей с учетом обратной связи, реинжиринг существующих услуг и сервисов по итогам обратной связи;

(абзац введен Приказом Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

в) "профессионализм":

обеспечение эффективности и результативности деятельности центров занятости населения на основе системы ключевых показателей, поддержание необходимого уровня квалификации работников центров занятости населения и развитие их профессиональных качеств.

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ежегодно, начиная с 2020 года, в целях поэтапной отработки организационных подходов для создания практически применимых результатов повышения эффективности деятельности центров занятости населения и поэтапного внедрения новой модели их деятельности Единые требования дополняются рекомендуемыми направлениями мероприятий планов перспективного развития центров занятости населения на текущий год.

(п. 5 в ред. Приказа Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Для целей Единых требований используются следующие основные понятия:

а) "профилирование граждан" - распределение граждан на группы, в том числе на основе компетентностного подхода, в зависимости от сферы их предыдущей профессиональной деятельности, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также статуса на рынке труда, потенциала трудоустройства и мотивации к трудоустройству в целях оказания им наиболее эффективной помощи при предоставлении комплекса услуг с учетом ситуации на рынке труда;

б) "профилирование работодателей" - распределение работодателей на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида экономической деятельности, финансово-экономического положения, условий труда, уровня заработной платы и других характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при подборе работников с учетом ситуации на рынке труда;

в) "профиль компетенций гражданина" - структурированная совокупность компетенций гражданина (знания, умения и навыки, обеспечивающие выполнение определенных трудовых функций, опыт, личностные качества и др.), используемая для качественного подбора рабочего места;

г) "профиль компетенций профессии (должности)" - структурированная совокупность требований, предъявляемых профессией (должностью) к гражданину, используемая для качественного подбора работников;

д) "комплекс услуг" - набор взаимосвязанных государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг, негосударственных услуг и мер поддержки, предоставление которых организуется в центрах занятости населения по принципу "одного окна" с целью содействия гражданам и работодателям в решении конкретной жизненной ситуации или бизнес-ситуации;

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) "жизненная ситуация" - обстоятельства жизни гражданина, которые необходимо учитывать или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления комплекса услуг, удовлетворяющего индивидуальные потребности и ожидания гражданина;

ж) "бизнес-ситуация" - обстоятельства деятельности работодателя, которые необходимо учитывать или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления комплекса услуг, удовлетворяющего индивидуальные потребности и ожидания работодателя;

з) "ассессмент (оценка) персонала" - комплексный метод оценки персонала на соответствие должностным (профессиональным) требованиям, основанный на оценке профессиональных компетенций (с учетом требований профессиональных стандартов), психологических качеств и потенциала работников (интервью, тесты, опросники, деловые игры, групповые упражнения);

и) "органы службы занятости" - территориально обособленные объекты (здания, помещения в здании) государственных учреждений службы занятости населения филиал, отдел и т.д.);

(в ред. Приказа Минтруда России от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<3> Сноска исключена. - Приказ Минтруда России от 18.03.2022 N 143.

(см. текст в предыдущей редакции)

к) "окна приема" - специально оборудованные рабочие места для приема получателей государственных услуг (в отдельном помещении или в отдельно отгороженном пространстве внутри помещения);

л) "помещения "фронт-офиса" центров занятости населения" - помещения, в которых организовано взаимодействие работников центров занятости населения с гражданами и работодателями - получателями государственных услуг;

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

м) "помещения "бэк-офиса" центров занятости населения" - помещения, в которых организовано осуществление административно-управленческих процессов, обеспечивающих функционирование центров занятости населения.

(в ред. Приказов Минтруда России от 16.03.2020 N 129, от 18.03.2022 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Единые требования включают в себя требования:

а) к помещениям, оснащению рабочих мест;

б) к регламентам работы органов службы занятости;

в) к программам переобучения сотрудников службы занятости;

г) к мотивации сотрудников службы занятости;

д) к системам информатизации и автоматизации деятельности службы занятости;

е) к системе контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в органах службы занятости.