Документ не применяется. Подробнее см. Справку

12. НАВЫКИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

(для отделений/кабинетов медицинской профилактики)

Профилактическое консультирование (ПК) - это правильно построенная беседа с пациентом (разной продолжительности) с элементами эмпатии (сопереживания, понимания проблем пациента), основанная на фактических данных конкретного пациента. Цель - бесконфликтно побуждать пациента задуматься об изменении поведения мотивировать к планированию конкретных шагов.

Стиль и принципы, лежащие в основе профилактического консультирования

Очень важно, чтобы ПК были основаны на сочувственных, уважительных, позитивных отношениях с пациентом, и являлись бесконфликтными, без элементов осуждения и запугивания. Сотрудничество и согласованное обсуждение должно быть направлено не на то, чтобы "бороться", а на то, чтобы мотивировать человека принять решение к важным именно для него изменениям, включая то, в отношении чего он выражал даже нежелание (что более сложно и потребует больше времени)

Центральным аспектом профилактического консультирования является использование ключевых навыков мотивационного консультирования (известных в англоязычной литературе как "OARS"), включающих открытые вопросы, требующие развернутого ответа (Open-ended questions), поддерживающие утверждения (Affirmations), активное или рефлексивное слушание (Reflections) и обобщения (Summaries). Эти навыки используются для создания благоприятной и дружественной атмосферы, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, чтобы проанализировать и обсудить свое отношение к употреблению алкоголя.

Открытые вопросы (Open-ended questions) - это вопросы, которые побуждают человека подумать перед тем, как ответить, и дать развернутый ответ, а не просто ответить "да" или "нет", и позволяют человеку говорить о проблемах со своей собственной точки зрения.

Примеры открытых вопросов:

- "Почему вы думаете, что настало время для изменений [вставляете... обсуждаемый с пациентом фактор риска/рискованное/проблемное/нездоровое поведение]?"

- "Что происходит, как вы себя чувствуете, когда вы [вставляете... обсуждаемый с пациентом фактор риска/рискованное/проблемное/нездоровое поведение]?"

- "Чем это было для вас?", "Как вы к этому относитесь?"

- "Что изменилось, когда вы [бросили курить, стали делать зарядку, сели на диету и т.д.]?"

Примечание: Открытые вопросы позволяют установить контакт, разговорить пациента, получить максимум информации. Но слишком много открытых вопросов подряд могут ощущаться как допрос, например: "Как часто вы переедаете?" "Сколько лет вы курили?".

Поддерживающие утверждения (Affirmations) - это утверждения (заявления), которые используются как признание сильных сторон людей, успехов и усилий для изменения. Они помогают повысить уверенность людей в их способности к изменениям.

Примеры поддерживающих утверждений:

- "Вы продемонстрировали [вставляете необходимую черту пациента, например, силу, решительность, здравый смысл], делая это".

- "Понятно, что вы действительно пытаетесь изменить свою [вставить рискованную/проблему/поведение]".

- "Несмотря на то, что вы сорвались, вы вернулись сегодня, обеспокоенные своим [вставить рискованное/проблемное/нездоровое поведение]".

Примечание: Избегайте утверждений, которые звучат слишком заискивающе или неискренне, например, "Ничего себе, это невероятно!" или "Это здорово, я знал, что вы можете это сделать!".

Рефлексивное (отражающее) слушание (Reflections) - это высказывания, которые помогают понять смысл того, что было только что сказано пациентом, и в которых специалист должен проверить, так ли он понял пациента ("обратная связь"), и побудить пациента развивать свои мысли дальше.

Примеры рефлексивного слушания (перефразирования):

- "Другими словами, вы считаете, что...", "Правильно ли я вас понял".

- "Вы сказали, что вы хотите измениться, и у вас есть опасения по поводу вашего [вставить рискованное/проблемное/нездоровое поведение или тему]".

- "Так, вы имеете в виду, что ваше [вставка рискованного/проблемного/нездорового поведения] на самом деле не очень большая проблема сейчас".

- "Как вы думаете, что может измениться в будущем?"

- "У меня такое чувство, что вы сильно меняете, и вы не уверены, что можете это сделать из-за трудностей, которые вы испытывали, когда пытались в прошлом".

Примеры рефлексивного слушания (отражение чувств):

- "Представляю, как вам тяжело..."

- "Вы чувствуете себя раздраженным, (обиженным, взволнованным и т.д.)"

- "Я слышу разочарование в вашем голосе, когда вы говорили о прошлой попытке бросить курить"

Обобщение (Summaries) - это подытоживание основных идей, чувств говорящего. Это воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора, при долгом обсуждении, при расхождении мнений, в случае претензий, разногласий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Обобщение - хороший способ закончить консультацию или перевести разговор на другую тему.

Примеры обобщения:

- "Похоже, вы обеспокоены тем, что [вставляете рискованное/проблемное/нездоровое поведение], потому что это так негативно отражается на вас. Куда это может привести вас?"

- "С одной стороны, вы чувствуете, что вам нужно бросить курить, но, с другой стороны, это, вероятно, означает, что вы будете меньше общаться с вашими друзьями. Это нелегкий выбор".

- "Похоже, вы начали признавать проблемы из-за избыточного веса. И ваша подруга сказала, что покидает вас, если вы ничего не сделаете со своим весом. Легко понять, почему вы теперь готовы работать с этой проблемой".