В 2018 году Рособрнадзором осуществлено 442 контрольно-надзорных мероприятия (101 - в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год и 341 - внеплановых) в отношении образовательных организаций, из них в части:
лицензионного контроля - 283 (26 плановых выездных проверок, 5 плановых документарных проверок, 252 внеплановые выездные проверки);
федерального государственного надзора в сфере образования - 204 (71 плановая выездная проверка, 30 плановых документарных проверок, 37 внеплановых выездных проверок, 66 внеплановых документарных проверок);
федерального государственного контроля качества образования - 50 (41 плановая выездная проверка, 7 плановых документарных проверок, 2 внеплановые выездные проверки);
государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции - 10 (5 плановых выездных проверок, 4 плановые документарные проверки, 1 внеплановая документарная проверка).
В результате проведенных проверок образовательных организаций выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций дел об административных правонарушениях, выдачи образовательным организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, а также принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
За аналогичный период 2017 года по сравнению с 2018 годом общее количество проведенных проверок уменьшилось на 14% с одновременным снижением количества проведенных внеплановых проверок на 28% (504 контрольно-надзорных мероприятия, из них 66 плановых и 438 внеплановых проверок). Такое снижение количества внеплановых проверок обусловлено проведением комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений образовательными организациями обязательных требований, и снижением административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
В 2018 году возбуждено 161 дело об административном правонарушении (в отношении юридических лиц - 70, в отношении должностных лиц - 91). Постановлениями судебных органов, поступившими в Рособрнадзор в 2018 году (в том числе по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущие годы), юридические лица и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов (на общую сумму 2 миллиона 301 тысяча рублей);
предупреждения (назначено 1 юридическому лицу);
административного приостановления деятельности (осуществлено в отношении 1 образовательной организации на 30 суток);
объявления устного замечания (объявлено 16 образовательным организациям и должностным лицам образовательных организаций).
Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, выдано 187 предписаний Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений (в том числе 56 предписаний выданы повторно и 2 предписания выданы вновь), из них в части:
нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования - 155;
нарушений лицензионных требований - 34;
нарушений требований законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию - 5.
В связи с неисполнением предписаний Рособрнадзора (в том числе выданных в предыдущие годы):
проведено 106 внеплановых проверок исполнения предписаний;
запрещен прием в 55 образовательных организаций, филиалы образовательных организаций;
21 образовательной организации приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
на основании решений арбитражных судов аннулировано действие лицензии на осуществление образовательной деятельности 17 организаций;
5 образовательным организациям действие лицензии на осуществление образовательной деятельности возобновлено;
34 образовательным организациям возобновлен прием.
По результатам федерального государственного контроля качества образования в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам изданы распорядительные акты:
о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 47;
о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 30;
о возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации - 53.
В части исполнения функций по контролю и надзору за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2018 году Рособрнадзором осуществлено следующее:
проведено 30 проверок (20 плановых выездных проверок, 10 внеплановых документарных проверок по снятию с контроля предписания Рособрнадзора);
выдано 21 предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
направлено 8 писем Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
исполнено и снято с контроля 10 предписаний Рособрнадзора, выданных в 2017 и 2018 годах.
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (далее - перечень видов государственного контроля (надзора). Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Рособрнадзором в установленной сфере деятельности, не предусмотрены перечнем видов государственного контроля (надзора), в связи с чем, отнесение подконтрольных субъектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности в настоящее время не осуществляется.
Вместе с тем необходимо отметить наиболее значимые риски несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований:
отсутствие условий для охраны здоровья обучающихся;
отсутствие на официальном сайте подконтрольных субъектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотренной законодательством об образовании информации;
нарушение установленных законодательством об образовании требований к организации и осуществлению образовательной деятельности;
реализация образовательных программ, разработанных с нарушением требований федерального государственного образовательного стандарта;
отсутствие доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации всем участникам образовательного процесса, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
наличие доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
отсутствие условий, обеспечивающих доступность инвалидов к объектам образовательной организации, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
допуск к педагогической деятельности лиц, не отвечающих квалификационным требованиям;
грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей