3.6. Требования охраны труда при проведении работ по осмотру и ремонту дизель-генераторной установки и вспомогательного оборудования дизельного МВПС

3.6.1. К проведению осмотра и устранению выявленных неисправностей узлов дизель-генераторной установки разрешается приступать только после ее полной остановки.

Запрещается при работающей дизель-генераторной установке выполнять какие-либо работы у вращающихся, незакрытых защитными кожухами или ограждениями деталей и механизмов.

3.6.2. Перед началом проведения работ по ремонту (осмотру) дизель-генераторной установки и вспомогательного оборудования, слесарь должен визуально убедиться в устойчивости площадок, плит настила пола машинного помещения, отсутствии разливов масла и топлива на их поверхности, в открытии дверей, крышек и люков в кузове МВПС, отключении аккумуляторной батареи. Температура воды и масла в системах должна быть не более 40 - 50 °C.

Запрещено использовать аккумуляторную батарею для освещения и других целей в период производства работ.

3.6.3. При работающей дизель-генераторной установке допускается производить проверку исправности и правильности показаний контрольно-измерительных приборов, работы регулятора напряжения на всех позициях контроллера машиниста, наличия тока зарядки аккумуляторной батареи, а также проверку работы дизель-генераторной установки и всех вспомогательных машин визуально и на слух.

3.6.4. Перед началом проворота коленчатого вала дизель-генераторной установки слесарь должен предупредить об этом работающих на данном МВПС. Все работы на агрегатах, сочлененных с коленчатым валом дизель-генераторной установки, должны быть прекращены.

При регулировке углов опережения подачи топлива по цилиндрам дизель-генераторной установки проворот коленчатого вала следует производить только после того, как все работы по ремонту цилиндропоршневой группы дизель-генераторной установки закончены.

3.6.5. При выемке поршней из цилиндров и цилиндровых втулок дизель-генераторной установки слесарь должен использовать специальное приспособление.

3.6.6. Перед проворотом коленчатого вала дизель-генераторной установки с помощью валоповоротного механизма следует предварительно проверить исправность блокировочного устройства.

При выполнении ремонтных работ использовать аккумуляторную батарею для проворота коленчатого вала дизель-генераторной установки запрещается.

Во избежание случайного проворота коленчатого вала при ремонте дизеля рубильник (выключатель) аккумуляторной батареи должен быть отключен и на него навешена табличка "Не включать! Работают люди".

3.6.7. Снятие дизель-генераторной установки и коленчатого вала с МВПС следует производить при помощи специального грузозахватного приспособления. Поднимать дизель-генераторную установку и коленчатый вал следует плавно, без рывков. Запрещается во время подъема и перемещения дизель-генераторной установки и коленчатого вала находиться под ними или вблизи них.

3.6.8. Демонтированный коленчатый вал необходимо укладывать на специальный стеллаж, а дизель-генераторную установку - на кантователь.

3.6.9. Демонтаж, разборку и сборку узлов дизель-генераторной установки следует производить с использованием технологических площадок, домкратов, стендов, кантователей, стеллажей, съемников, направляющих втулок, специальных ключей и других устройств, обеспечивающих механизацию тяжелых и трудоемких операций, предусмотренных соответствующими руководствами (правилами) по ремонту, технологическими инструкциями и технологическими картами.

3.6.10. Демонтаж и монтаж секций охлаждения следует производить с технологических стационарных платформ (эстакад) или передвижных площадок, оборудованных барьерами, лестницами и настилами из рифленого металла.

Транспортировка демонтированных секций охлаждения в отделение для промывки или ремонта должна производиться в приспособленной для этого таре с использованием механизированных транспортных средств. Складирование секций охлаждения следует производить в специально отведенных местах в таре или на стеллажах.

Зачистку мест соединений секций с другими элементами охлаждающих устройств слесарь должен производить при помощи шабера с применением защитных очков (щитков лицевых).

3.6.11. Снимать и ставить масляные и водяные насосы и другие агрегаты массой более 30 кг следует с использованием грузоподъемного механизма, а при ручном снятии (установке) - вдвоем. Ремонт, разборку и сборку насосов необходимо осуществлять на специальных кантователях или механизированных позициях. Для выпрессовки шестерен и подшипников масляного насоса следует применять съемники.

3.6.12. Установка и снятие топливных форсунок должны производиться только на неработающей дизель-генераторной установке. Для транспортировки форсунок необходимо использовать специальные тележки или приспособления. При снятии форсунок следует применять специальные съемники.

3.6.13. При разборке топливных насосов высокого давления слесарь должен применять приспособления для сжатия пружины плунжера. При этом корпус насоса должен быть надежно закреплен на стенде.

Промывка керосином, бензином, обдувка сжатым воздухом и испытания топливной аппаратуры на стенде необходимо производить с включенной системой местной вытяжной вентиляции.

3.6.14. Демонтаж и монтаж регулятора частоты вращения коленчатого вала дизель-генераторной установки следует производить с использованием специального грузозахватного приспособления для его строповки и грузоподъемного механизма (крана). Перед разборкой регулятора частоты вращения коленчатого вала дизель-генераторной установки на его корпус необходимо надеть специальное приспособление. Пружину из регулятора следует вынимать осторожно, придерживая его корпус рукой.

3.6.15. Во время ремонта компрессора на дизельном МВПС запрещается производить любые работы в картере дизеля при неразобранной соединительной муфте.

3.6.16. Перед запуском дизель-генераторной установки слесарь должен произвести его внешний осмотр, убрать все лишние предметы, проверить установку предохранительных ограждений, кожухов и сеток.

В момент запуска дизель-генераторной установки на МВПС должны находиться только работники, связанные с ее обслуживанием. Перед запуском дизель-генераторной установки для предупреждения работников о ее запуске следует подать звуковой сигнал свистком МВПС. Один из работников должен находиться у рукоятки аварийной остановки дизель-генераторной установки, чтобы в случае опасности немедленно остановить ее. Остальные работники в момент запуска дизель-генераторной установки должны находиться за пределами машинного помещения. При появлении нехарактерных шумов или стуков дизель-генераторная установка должна быть остановлена. Повторный пуск дизель-генераторной установки может быть произведен только после выявления причин и устранения неисправностей.