1. Необходимость трансформации муниципальных библиотек

В настоящее время человечество вступило в фазу развития, именуемую эпохой четвертой промышленной революции или обществом знаний. Основанное на применении интеллектуальных роботов производство и повсеместное ускоряющееся распространение технологических достижений коренным образом меняет все сферы деятельности, подготавливая беспрецедентный по масштабам скачок в истории человечества. Увеличение продолжительности жизни, решение проблем продовольствия и бедности, получение безграничного объема возобновляемой энергии будут сочетаться с проблемами тотального контроля над личностью, избытком рабочей силы, необходимостью примирения враждующих идеологий. Грядущие перемены затрагивают все без исключения общественные институты, которые активно меняют свои основные функции, технологию и методы работы.

На всем протяжении собственной эволюции и особенно на предшествующей цивилизационной ступени, имевшей характерное название "информационное общество", библиотеки выполняли важнейшую функцию накопления, хранения, систематизации и выдачи документально зафиксированной информации. Без реализации этих процессов была невозможна никакая научная, производственная, образовательная, воспитательная и многие иные виды деятельности. Общество нуждалось в библиотеках как в обязательном элементе своего функционирования.

С распространением глобальных компьютерных сетей библиотеки обрели конкурента, способного выполнять эти задачи с гораздо большей эффективностью. Цифровая природа сетевого информационного потока уже сегодня позволила во многом устранить проблемы хранения, поиска и доступа к информации. Дальнейшее развитие цифровой информационной инфраструктуры несет еще более впечатляющие изменения, выражающиеся в доставке каждому пользователю сведений в соответствии с его текущими интересами, местоположением и иной спецификой. Поступающие пользователю данные при этом все более отходят от текста в сторону видео- или аудиоконтента, объектов голографии, дополненной или виртуальной реальности.

Устранение проблем с поиском и доступом к информации переносит акцент информационной деятельности на процесс ее освоения и превращения в знания (убеждения) - как на уровне конкретной личности, так и общества в целом. Важность этого процесса невозможно переоценить: тем, какие источники <14>, кем и каким образом осваиваются, определяется система ценностей и взаимоотношения как на уровне микроколлектива (например, семьи или рабочей группы), так и на уровне всей современной цивилизации.

--------------------------------

<14> Под источниками информации понимается вся совокупность каналов, посредством которых индивидуум воспринимает сведения в устной, графической, текстовой, аудиовизуальной и иных формах.

Знание, носителем которого выступают все мыслящие субъекты, формируется через общение, постоянно осуществляющееся в форме устных бесед, наблюдений, чтения текстов, восприятия любых форм видео- и аудиоконтента, а также внутренних размышлений. Общение выступает в роли основного инструмента, меняющего как понимание какого-либо частного вопроса, так и все мировоззрение отдельной личности, которые, объединяясь, в совокупности приобретают форму общественной позиции. Качеством общения в первую очередь определяется верность принимаемых решений и в конечном итоге степень успешности конкретного индивидуума и всего общества в целом.