II. Порядок оформления допуска к государственной тайне

16. Перечень должностей, при назначении на которые должностным лицам и гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "номенклатура должностей".

17. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением воинской части (организации) с участием руководителей структурных подразделений и подписывается начальником режимно-секретного подразделения.

Номенклатура должностей разрабатывается на основании штата (штатного расписания) воинской части (организации) и полученных от руководителей структурных подразделений предложений с обоснованием необходимости оформления допуска, в котором кратко отражаются должностные (специальные, функциональные) обязанности и (или) характер выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну, со ссылкой на пункты действующего в Росгвардии перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

В воинских частях (организациях), в которых штатом (штатным расписанием) в режимно-секретном подразделении не предусмотрена должность его начальника, разработанная номенклатура должностей подписывается начальником штаба (заместителем командира (начальника) воинской части (организации).

Номенклатуры должностей территориально обособленных подразделений разрабатываются должностными лицами их режимно-секретных подразделений отдельно от номенклатуры должностей воинских частей (организаций), согласовываются с режимно-секретным подразделением вышестоящего органа управления и органами федеральной службы безопасности по месту нахождения территориально обособленного подразделения.

(п. 17 в ред. Приказа Росгвардии от 20.02.2023 N 44)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск к государственной тайне действительно необходим для выполнения должностными лицами своих должностных (специальных) обязанностей. Количество должностных лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях (организациях) должно быть максимально ограничено.

19. Форма допуска к государственной тайне командира (начальника) воинской части (организации), начальника режимно-секретного подразделения или лиц, на которых возложено исполнение функций режимно-секретного подразделения, в номенклатуре должностей должна соответствовать наивысшей степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, или носителей сведений, с которыми они могут быть ознакомлены при исполнении своих должностных (специальных) обязанностей, в том числе при работе в вышестоящей воинской части (организации).

В этих целях режимно-секретные подразделения обмениваются уведомлениями о наивысшей степени секретности сведений, к которым при исполнении своих должностных (специальных) обязанностей будут иметь доступ должностные лица воинской части (организации), со ссылкой на пункты развернутых и (или) отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, определенных в соответствии с требованиями статьи 9 Закона о государственной тайне <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "перечни сведений, подлежащих засекречиванию".

20. Наименование должности, включаемой в номенклатуру должностей, должно соответствовать наименованию должности в штате (штатном расписании) воинской части (организации).

21. Номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется воинской частью (организацией), территориально обособленным подразделением на согласование в орган федеральной службы безопасности по месту их расположения.

В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган федеральной службы безопасности указываются:

а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи, наименование органа федеральной службы безопасности, выдавшего лицензию, срок ее действия и номер (за исключением воинских частей (организаций), не подлежащих лицензированию), а также степень секретности разрешенных работ;

б) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей: дата согласования, наименование органа федеральной службы безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей;

в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей, для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в проекте новой номенклатуры должностей;

г) сведения об исполнителе документа, его контактный телефон и адрес, на который необходимо направить номенклатуру должностей после ее рассмотрения.

При направлении изменений в номенклатуру должностей в сопроводительном письме дополнительно указываются порядковые номера должностей, подлежащих исключению из номенклатуры должностей, и их количество.

22. Номенклатура должностей утверждается командиром (начальником) воинской части (организации) после ее согласования с органом федеральной службы безопасности и возвращается для использования в работе и хранения в режимно-секретное подразделение воинской части (организации).

23. При необходимости из номенклатуры должностей делаются выписки (снимаются копии), которые регистрируются в режимно-секретном подразделении воинской части (организации) и направляются в воинские части (организации) для использования в работе.

24. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей.

Номенклатура должностей перерабатывается и подлежит утверждению в порядке, установленном для ее подготовки, не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения перечней сведений, подлежащих засекречиванию, при котором меняется степень секретности сведений, или после внесения в номенклатуру должностей значительных изменений.

25. Форма допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.

Снижение формы допуска к государственной тайне должностного лица оформляется решением командира (начальника) воинской части (организации), о чем проставляется соответствующая отметка в карточке (форма 1). В случае необходимости командир (начальник) воинской части (организации) может восстановить ее без проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий.

При изменении формы допуска к государственной тайне должностных лиц в орган федеральной службы безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, режимно-секретным подразделением воинской части (организации) в месячный срок направляется уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) должностных лиц в алфавитном порядке, даты и места их рождения, номера и формы допусков к государственной тайне, даты окончания проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий.

26. Подготовка материалов для оформления допуска к государственной тайне должностным лицам и гражданам осуществляется уполномоченными должностными лицами кадровых подразделений воинских частей (организаций).

27. Должностные лица и граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют в кадровое подразделение воинской части (организации) собственноручно заполненную анкету (форма 4) <1>, две фотографии размером 4 x 6 см, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт (в том числе заграничный паспорт), военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации <2>, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, по форме, определенной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2011 г. N 989н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну".

(в ред. Приказа Росгвардии от 20.02.2023 N 44)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Далее - "анкета".

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2022, N 29, ст. 5207.

(сноска введена Приказом Росгвардии от 20.02.2023 N 44)

28. Должностные лица кадрового подразделения:

а) уточняют в режимно-секретном подразделении должности воинской части (организации), при назначении на которые требуется допуск к государственной тайне, и если должность предусматривает третью форму допуска к государственной тайне, уточняют необходимость проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий;

б) знакомят должностное лицо, гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

в) сверяют сведения, указанные должностным лицом, гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах, выясняют, оформлялся ли в период военной службы (службы, работы) в других воинских частях (организациях) допуск к государственной тайне, и информируют об этом режимно-секретное подразделение;

г) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;

д) доводят должностному лицу, гражданину, оформляемому на допуск к государственной тайне, содержание проекта трудового договора (контракта) или расписки (форма 2), разъясняют его обязательства перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

е) представляют в режимно-секретное подразделение анкету и приложения к ней (в том числе в электронном виде), две фотографии оформляемого должностного лица, гражданина размером 4 x 6 см, два экземпляра карточки (форма 10), списки на оформляемого должностного лица, гражданина и его родственников (форма 11), при этом количество экземпляров согласовывают с органом федеральной службы безопасности, проводящим проверочные мероприятия;

ж) представляют после оформления должностному лицу, гражданину допуска к государственной тайне в режимно-секретное подразделение на хранение копию трудового договора (контракта) или расписки (форма 2).

Обо всех изменениях в анкетных и автобиографических данных должностных лиц, допущенных к государственной тайне, а также при возникновении у них оснований для отказа в допуске к государственной тайне кадровое подразделение обязано в десятидневный срок с даты получения информации (данных) информировать режимно-секретное подразделение.

29. Режимно-секретное подразделение:

а) разрабатывает рекомендации для кадрового подразделения по порядку оформления должностных лиц, граждан на должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

б) запрашивает карточки (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех воинских частей (организаций), в которых оформляемые на военную службу (службу, работу) должностные лица, граждане проходили военную службу (служили, работали) в течение последних 5 лет;

в) анализирует материалы, представляемые кадровым подразделением и полученные от режимно-секретных подразделений с прежних мест военной службы (службы, работы) должностных лиц, граждан, оформляемых на военную службу (службу, работу), на предмет выявления наличия возможных оснований для отказа им в оформлении допуска к государственной тайне;

г) сообщает в кадровое подразделение о завершении органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий или, если проведение проверочных мероприятий не требуется, о завершении рассмотрения соответствующих материалов;

д) оформляет, учитывает в журнале учета (форма 9) <1>, хранит карточки (форма 1), вносит в них необходимые изменения (дополнения) и осуществляет их пересылку;

--------------------------------

<1> Далее - "журнал учета".

е) хранит копии трудовых договоров (контрактов) или расписок (форма 2), содержащих обязательства должностных лиц перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

ж) представляет командиру (начальнику) воинской части (организации) карточки (форма 1) для принятия решения о допуске должностных лиц, граждан к государственной тайне;

з) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску должностных лиц, граждан к государственной тайне;

и) осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6 - 8);

к) проводит инструктаж должностных лиц, граждан, допущенных (допускаемых) к государственной тайне.

30. В случае отсутствия в воинской части (организации) режимно-секретного подразделения или должностного лица, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением воинской части (организации), которая оказывает воинской части (организации) услуги по защите государственной тайны.

31. На должностное лицо, гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган федеральной службы безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления должностному лицу, гражданину допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется должностное лицо, гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество должностных лиц, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности (при оформлении допуска начальнику режимно-секретного подразделения и командиру (начальнику) воинской части (организации), впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в воинской части (организации) отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер документов или выполняемых работ, степень их секретности со ссылкой на пункты перечней сведений, подлежащих засекречиванию);

форма и номер ранее имевшегося у должностного лица, гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа федеральной службы безопасности, который их проводил, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

отсутствие медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну;

обоснование принятия командиром (начальником) воинской части (организации) решения об оформлении допуска к государственной тайне должностному лицу, гражданину, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае письмо подписывается командиром (начальником) воинской части (организации) лично);

б) анкета (форма 4), заполненная должностным лицом, гражданином не ранее чем за месяц до направления материалов в орган федеральной службы безопасности (также в орган федеральной службы безопасности направляются анкетные данные должностного лица, гражданина в электронном виде);

в) карточка (форма 1), зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск к государственной тайне (форма 9);

г) два экземпляра учетной карточки на допуск к государственной тайне (форма 10);

д) списки на оформляемое должностное лицо, гражданина и его родственников (форма 11), при этом количество экземпляров согласовывается с органом федеральной службы безопасности, проводящим проверочные мероприятия.

32. Органы федеральной службы безопасности могут запрашивать в воинских частях (организациях) дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Документы, не соответствующие требованиям настоящей Инструкции, возвращаются органом федеральной службы безопасности для доработки.

33. Одновременное направление в органы федеральной службы безопасности документов для оформления допуска к государственной тайне на нескольких должностных лиц и граждан, рассматриваемых на замещение одной должности, не допускается, кроме случая проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Воинская часть (организация), проводящая конкурс, направляет в орган федеральной службы безопасности документы на всех должностных лиц и граждан, допущенных к участию в конкурсе. Результаты проверочных мероприятий орган федеральной службы безопасности сообщает командиру (начальнику) воинской части (организации), проводящей конкурс.

После проведения конкурса по запросу воинской части (организации) орган федеральной службы безопасности высылает карточку (форма 1) на должностное лицо, гражданина, выигравшего конкурс.

34. Карточка (форма 1) с отметкой органа федеральной службы безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в режимно-секретное подразделение воинской части (организации) для использования в работе и хранения. Указанная карточка (форма 1) повторно в журнале учета (форма 9) не регистрируется.

35. На должностных лиц, граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1), которая регистрируется в журнале учета (форма 9) отдельно от карточек (форма 1), оформленных на должностных лиц, граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий.

В случае проведения органом федеральной службы безопасности проверочных мероприятий карточка (форма 1), ранее зарегистрированная в журнале учета (форма 9) для должностных лиц, граждан, допущенных к государственной тайне без проведения органом федеральной службы безопасности проверочных мероприятий, подлежит перерегистрации в журнале учета (форма 9) для должностных лиц, граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий.

36. Решение о допуске должностных лиц к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью командира (начальника) воинской части (организации) и печатью (при наличии) воинской части (организации).

37. На должностное лицо, гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма 1). При переводе должностного лица, гражданина на военную службу (службу, работу) в другую воинскую часть (организацию) карточка (форма 1), копия трудового договора (контракта) или расписки (форма 2) по письменному запросу соответствующей воинской части (организации) пересылаются по новому месту военной службы (службы, работы).

Новая карточка (форма 1) заводится только в случае, если ранее заведенная карточка была уничтожена по акту по истечении срока хранения.

Карточка (форма 1) должностного лица, гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий, в другие воинские части (организации) не пересылается.

38. При отсутствии в карточке (форма 1) места для соответствующих записей заполняется новый бланк карточки (форма 1), который учитывается в журнале учета (форма 9) как дополнительный лист к имеющейся карточке (форма 1).

Воинская часть (организация), оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа федеральной службы безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне.

39. В случае, если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске должностного лица, гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности в карточке (форма 1) становится недействительной.

В этом случае в орган федеральной службы безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица, гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких должностных лиц, граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.

40. В отношении должностных лиц, которые переведены на должности, не предусматривающие наличия допуска к государственной тайне, находятся в распоряжении, уволились из воинской части (организации) и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается.

41. Решение о прекращении допуска должностных лиц к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью командира (начальника) воинской части (организации) и печатью (при наличии) воинской части (организации).

42. При прекращении допуска должностных лиц к государственной тайне в случаях, предусмотренных пунктом 40 настоящей Инструкции, в орган федеральной службы безопасности по месту расположения воинской части (организации) режимно-секретным подразделением в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) должностных лиц в алфавитном порядке, даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения проверочных мероприятий. В органы федеральной службы безопасности уведомление о прекращении допуска должностных лиц к государственной тайне по третьей форме, оформленного без проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий, не направляется.

43. При прекращении допуска должностных лиц к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 12 настоящей Инструкции, проставляется соответствующая отметка в позиции 10 карточки (форма 1), а в орган федеральной службы безопасности по месту расположения воинской части (организации) в десятидневный срок с даты принятия решения командиром (начальником) воинской части (организации) направляется соответствующее уведомление.

44. После прекращения допуска к государственной тайне карточка (форма 1) должностного лица, гражданина, копия его трудового договора (контракта) или расписки (форма 2) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на его права, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются по акту.