Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3. Статистические показатели подконтрольной среды

На 1 января 2019 года в сфере деятельности Госавианадзора и территориальных управлений государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации находятся более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда.

Подконтрольные субъекты (объекты) эксплуатируют воздушные суда как российского (советского), так и иностранного производства различного типа и класса (более 20 типов российских, более 25 - иностранных самолетов; более 5 типов российских, более 10 - иностранных вертолетов).

Имеют на руках свидетельства авиационного специалиста:

персонал, относимый к летному экипажу - 44 466 (линейные, коммерческие пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты);

персонал, относимый к кабинному экипажу - 42 506 (бортоператоры, бортпроводники).

Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.

Госавианадзором и его территориальными органами в 2018 году проведено 9 483 проверки в отношении субъектов и объектов гражданской авиации, в том числе 787 проверок в рамках ФЗ-294 (240 плановых, 547 внеплановых), 6 330 проверок воздушных судов на перроне, 842 проверки на маршруте при выполнении полетов, принято участие в 231 проверке других надзорных органов, проведено 1 293 надзорных мероприятий по иным основаниям действующего законодательства.

По сравнению с 2017 годом общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось на 37,1% в том числе проверок на перроне увеличилось на 60,3%.

Кроме этого, в 2018 году не проводились проверки в отношении субъектов малого бизнеса.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году выявлено 5 723 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 5 718 нарушения установленных требований, включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде.

В 2017 году было выявлено 5 226 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 5 192 нарушения установленных требований.

Для устранения выявленных нарушений в 2018 году выдано 2 050 обязательных для исполнения инспекторских предписаний, составлено 1 264 протокола об административных правонарушениях, вынесено 1 256 постановлений о привлечении к административной ответственности, привлечено к административной ответственности 1 242 юридических, должностных и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей на общую сумму наложенных штрафов 14,4 млн. рублей.

В 2018 году за нарушение установленных требований эффективно применялись меры инспекторского реагирования в отношении юридических, должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2017 годом - количество выданных инспекторских предписаний увеличилось на 10%.

В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства. За 2018 год территориальными управлениями по выявленным нарушениям было возбуждено 1 264 административных дела, из них, по видам нарушений:

1) Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 2 статья 11.4) - 343.

2) Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения (ч. 8 статья 11.5) - 144.

3) Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 статья 14.1.2) - 131.

4) Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна (ч. 3 статья 11.3) - 95.

5) Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 1 статья 11.4) - 89.

6) Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна (ч. 6 статья 11.5) - 76.

7) Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им (ч. 4 статья 11.5) - 47.

8) другие статьи КоАП РФ - 339.

Инспекторами Госавианадзора и его территориальных органов в процессе контрольно-надзорной деятельности в 2018 году, за нарушение требований законодательства в области гражданской авиации и использования воздушного пространства, введено 462 различного рода ограничений, в том числе:

- на осуществление деятельности 1 авиакомпании;

- на выполнение 1 вида авиационных работ;

- приостанавливалась эксплуатация 97 воздушных судов;

- отстранялись от деятельности 30 КВС и п. КВС;

- отстранялись от деятельности 13 бортпроводников;

- отстранялись от выполнения работ 179 авиационных специалиста;

- на эксплуатацию 3 ВПП, 4 посадочных площадок, 2 стоянок ВС и 1 рулежной дорожки;

- на эксплуатацию 19 единиц спецавтотранспорта;

- на эксплуатацию 112 единиц оборудования.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 246-ФЗ от 13.07.2015, а не от 13.05.2015.

В соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. введен мораторий на проведение плановых проверок хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории малого и среднего бизнеса.

В 2018 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 42 авиационных происшествия: 22 катастрофы и 20 аварий. В авиационных происшествиях погибло 128 человек, травмировано 39 человек.

В 2017 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 39 авиационных происшествий: 20 катастроф и 19 аварий. В авиационных происшествиях погибло 51 человек, травмировано 28 человек.

Количество авиационных происшествий в 2018 году, в сравнении с 2017 годом, увеличилось на 7,7%, количество катастроф увеличилось на 10%, количество аварий увеличилось на 5%, количество погибших увеличилось в 2,5 раза, количество травмированных увеличилось на 39,3%.

С воздушными судами коммерческой авиации в 2018 году произошло 19 авиационных происшествий: 9 катастроф (погибло 104 человека) и 10 аварий.

С воздушными судами коммерческой авиации в 2017 году произошло 15 авиационных происшествий: 7 катастроф (погибло 25 человек) и 8 аварий.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом в коммерческой авиации число авиационных происшествий увеличилось на 26,6%, аварий - на 25%, количество погибших - в 4,16 раза, количество катастроф увеличилось на 28,5%.

В 2018 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 880 инцидентов, 4 чрезвычайных происшествия и 127 повреждений воздушных судов на земле.

В 2017 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 883 инцидентов, 2 чрезвычайных происшествия и 90 повреждений воздушных судов на земле.

В 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло уменьшение количества авиационных инцидентов на 0,3%, увеличилось количество чрезвычайных происшествий - на 100%, произошло увеличение количества повреждений воздушных судов на земле на - 41%.

С воздушными судами АОН в 2018 году произошло 23 авиационных происшествия: 13 катастроф (погибло 24 человека) и 10 аварий.

С воздушными судами АОН в 2017 году произошло 24 авиационных происшествия: 13 катастроф (погибло 26 человек) и 11 аварий.

Следует отметить улучшение показателей безопасности полетов воздушных судов АОН в 2018 году. По сравнению с 2017 годом общее количество авиационных происшествий снизилось на 4%, количество катастроф осталось одинаковым, количество аварий снизилось на 9%, количество погибших снизилось на 7,7%.

В 2018 году с воздушными судами АОН произошло 40 авиационных инцидентов, повреждений воздушных судов на земле и чрезвычайных происшествий не произошло.

В 2017 году с воздушными судами АОН произошло 82 авиационных инцидента, 3 повреждения воздушных судов на земле, чрезвычайных происшествий не произошло.

В 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло уменьшение количества авиационных инцидентов на 51%.

Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:

- нормативно-правовое неурегулирование отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;

- отсутствие персональной ответственности владельцев, руководителей и должностных лиц авиапредприятий за состояние безопасности полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов;

- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;

- низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов, не соответствующий международным стандартам и практике;

- системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;

- отсутствие эффективной системы государственного регулирования и контроля за авиатопливообеспечением воздушных перевозок;

- отсутствие эффективной системы контроля за эксплуатантами авиации общего назначения в период действия свидетельства (сертификата) соответствия.

Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов-рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.