4. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий

4. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий.

Важно отметить, что посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 марта 2018 года обозначена необходимость создания современной среды для жизни, преобразования наших городов и поселков с сохранением их исторического наследия. Для реализации данных преобразований согласно Посланию должна быть развернута масштабная программа пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоены расходы на эти цели в предстоящие шесть лет.

В рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" за счет средств бюджетов будут реализованы мероприятия по благоустройству и приведены в нормативное состояние конкретные общественные и дворовые территории муниципальных образований, что окажет прямое воздействие и повысит качество городской среды и условия проживания граждан в муниципальном образовании. При запрашиваемом объеме финансирования, создается возможность увеличения как минимум в два раза объемов проводимых работ по благоустройству и увеличению количества общественных и дворовых территорий, приведенных в нормативное состояние, а также реализации комплексных проектов по благоустройству в малых городах и исторических поселениях. Системная реализация комплексных мероприятий по качественному преобразованию территорий муниципальных образований в течении 6 лет обеспечит достижение задачи, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) по снижению количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза.

Измерение указанных изменения качества городской среды будет осуществляться в соответствии с методикой индекса качества городской среды (утверждена приказом Минстроя России от 31 октября 2017 г. N 1494/пр). При этом, необходимо обратить внимание, что уже сейчас в соответствии с методикой индекса качества городской среды проводится комплексная оценка состояния жилья и прилегающих пространств, уличной инфраструктуры, озелененных и прибрежных пространств, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, а также общегородских пространств. При этом важную роль в формировании итоговой оценки индекса качества городской среды играют показатели эффективности реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", в частности, такие как степень реализации запланированных мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий, вовлечение и финансовое участие граждан и организаций в выполнение указанных мероприятий, проведение инвентаризации общественных и дворовых территорий.

В целях повышения эффективности и публичности результатов формирования индекса качества городской среды Минстроем России совместно с экспертным сообществом в настоящее время проводится работа по совершенствованию методики формировании указанного индекса.

Реализация мероприятий Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений. Согласно предложенной концепции Конкурса, при размере призового фонда 5 млрд. рублей в категории "Исторические поселения" определяется 20 победителей, премия на 1 победителя в среднем 50 млн. рублей. С учетом этого, в течении 5 лет (срок реализации приоритетного проекта и проведения Конкурса) практически в каждом историческом поселении будет создан объект, который станет центром экономического и туристического притяжения для поселения.

В категории "малые города" с учетом градации городов по численности населения определяется 60 победителей (всего малых городов 972) по 15 победителей в каждой группе по численности населения, размер премий - от 30 до 100 млн. рублей. С учетом этого, в течении 5 лет (срок реализации приоритетного проекта и проведения конкурса) для трети малых городов будут созданы условия для дальнейшего экономического роста и повышения комфорта проживания в них людей.

Вместе с тем, государственная поддержка необходима, для того, чтобы в таких поселениях и городах как, например, Выборг (78 тыс. чел), Галич (17 тыс. чел), Азов (81 тыс. чел), Вольск (63 тыс. чел) Ростов (31 тыс. чел) и других были запущены масштабные и качественные преобразования городской среды и восстановления экономики поселений. Запуск процесса подготовки, отбора и принятия концепций социально-экономического развития таких поселений приведет к повышению (восстановлению) интереса к этим поселениям и увеличению туристических потоков, росту экономики городов, улучшению качества жизни в них для постоянных жителей, и, в конечном итоге обеспечит спасение исторического наследия России.

29 мая 2018 года в Правительстве Московской области состоялся финал первого Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Победителями стали 80 проектов из 44 регионов Российской Федерации - 60 проектов в категории "Малые города" и 20 проектов в категории "Исторические поселения". Они были выбраны из 455 конкурсных заявок, присланных из 82 субъектов Российской Федерации.

Проекты победители Всероссийского конкурса это прежде всего высокое качество пространственных, архитектурных и ландшафтных решений, способных конкурировать не только в масштабе национальном, но и международном. Это проекты, которые аккумулируют ресурсы для воспроизводства и качественной адаптации исторического и культурного наследия. Это устойчивые проекты, аккумулирующие внутренние ресурсы города/или поселения, которые имеют потенциал драйверов городской экономики и инструмента качественной перезагрузки городских территорий при сокращении бюджетных расходов в будущем, способствуют привлечению в город высококвалифицированных кадров, развитию новых видов деятельности. Государственная поддержка таких проектов имеет высокий потенциал не только окупаемости бюджетных расходов, но и роста бюджетных поступлений от реализации проекта при условии его качественной реализации.

Кроме того, сравнение проектов победителей с проектами, реализованными в 2017 году в тех же муниципальных образованиях показало большую эффективность привлечения внебюджетных средств. Общий объем привлеченных внебюджетных средств в 80 городах победителях в 2017 году составил 11,9 млн. рублей, тогда как планируемый объем внебюджетных средств в рамках реализации проектов - победителей конкурса составляет порядка 3 200 млн. рублей. Из 80 городов победителей конкурса 32 города в 2017 году не принимали участие в реализации мероприятий в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" и не получали федеральные субсидии.

Указанные преобразования также будут обеспечивать достижение целей, поставленных Указом N 204 по кардинальному повышению комфортности городской среды, повышению индекса качества городской среды на 30%, сокращению в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.