Раздел 2. Термины и определения

2.1. Аквизиционные расходы - расходы страховщика на заключение или возобновление договоров страхования и перестрахования жизни.

Аквизиционные расходы могут включать в себя комиссионное вознаграждение агентов и брокеров, расходы на андеррайтинг, расходы на продвижение страхового продукта, маркетинговые расходы, стоимость выпуска и первичного учета договоров страхования.

2.2. Андеррайтинговая практика - совокупность процедур, правил оценки конкретного риска при принятии на страхование застрахованного, основанных на анализе медицинских и половозрастных факторов, его профессиональной принадлежности, наличии у него страхового интереса и объективности выбранного страхового покрытия, иных факторов, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.

2.3. Базовый тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы (в том числе размер вычетов) с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, которая может выражаться в виде абсолютной денежной или относительной величины (например, базовый тариф может быть установлен как процент или промилле от страховой суммы).

2.4. Брутто-тариф (или конечная стоимость страхового продукта) - размер страховых взносов, страховой премии (или размер вычетов), определяемый при выпуске договора страхования с учетом базового тарифа, андеррайтинга, иных надбавок и (или) скидок по страховому продукту. Брутто-тариф по конкретному договору добровольного страхования может определяться по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.5. Вектор прибыли - совокупный денежный поток по страховому продукту, который определяется как сумма ожидаемых поступлений страховой премии, ожидаемого инвестиционного дохода за вычетом расходов на заключение и сопровождение договоров страхования, ожидаемых страховых выплат и выплат выкупных сумм, изменения страховых резервов, изменения требований по марже платежеспособности, налоговых отчислений, за каждый период (месяц/квартал/год) в течение рассматриваемого срока действия страхового продукта (например, с даты выпуска страхового продукта до момента окончания последнего полиса).

Вектор прибыли может быть рассчитан как с учетом, так и без учета перестрахования.

2.6. Выкупная сумма - денежная величина, выплачиваемая при расторжении договора страхования жизни, размер которой рассчитывается в соответствии с условиями договора страхования жизни в пределах, сформированных в установленном порядке величин страховых резервов на день досрочного прекращения (расторжения) договора страхования жизни, предусматривающего дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо наступления иного события.

2.7. Выполнение поставленной перед актуарием задачи - оказание актуарием услуг, основанных на актуарных расчетах, предоставляемых заказчику и (или) заинтересованным лицам, которые могут включать выводы, рекомендации или суждения.

2.8. Вычет - денежная величина, удерживаемая в соответствии с договором страхования жизни на покрытие застрахованных рисков (кроме риска дожития) и расходов страховщика. Вычеты могут удерживаться как из страховых премий, так и из накоплений (например, суммы уплаченных взносов, увеличенных за счет инвестиционного дохода). Вычет может определяться как в виде фиксированной суммы и (или) в процентах от премии/накоплений или другим способом.

2.9. Дизайн страхового продукта - совокупность характеристик страхового продукта. Может включать в себя размер и порядок уплаты страховой премии, страховые риски, условия андеррайтинга, страховые суммы по рискам и порядок осуществления страховой выплаты и (или) выкупной суммы, исключения по страховым рискам, расходы на заключение договора, канал дистрибуции.

Дизайн страхового продукта может подразумевать варианты (или страховые программы страхового продукта), которые могут отличаться одной/двумя характеристиками (например, различный набор рисков, разные набор страховых сумм, различный канал дистрибуции).

2.10. Заинтересованное лицо - любое физическое или юридическое лицо (как правило, таким также считается заказчик), которому актуарий представляет расчет базовых тарифов и (или) другие результаты актуарной деятельности.

2.11. Заказчик - сторона, нанимающая лиц(о), осуществляющих(ее) актуарную деятельность. Заказчик, как правило, выступает в роли клиента или работодателя актуария.

2.12. Мера прибыльности страхового продукта - вектор прибыли, преобразованный в скалярную величину. В целях определения базового тарифа для каждой меры прибыльности может использоваться критерий прибыльности (диапазон допустимых значений или пороговое значение меры прибыльности). Возможные меры прибыльности:

2.12.1. Внутренняя ставка доходности (Internal rate of return или IRR) - процентная ставка дисконтирования, при которой современная стоимость вектора прибыли страхового продукта равна нулю.

2.12.2. Маржа прибыли (Profit margin или PM) - отношение дисконтированной суммы вектора прибыли к дисконтированной сумме страховых премий.

2.12.3. Период окупаемости (Payback period или PP) - минимальный период времени, для которого суммарная величина вектора прибыли (без учета его дисконтирования) неотрицательна.

2.12.4. Дисконтированный период окупаемости (Discounted payback period или DPP) - минимальный период времени, для которого дисконтированная суммарная величина вектора прибыли неотрицательна.

2.13. Метод тарификации - подход определение базового тарифа для страхового продукта, основанный на анализе денежных потоков ожидаемых расходов и доходов компании по страховому продукту за каждый период (месяц/квартал/год) в течение рассматриваемого срока действия страхового продукта (например, с даты выпуска страхового продукта до момента окончания действия последнего полиса). Методы тарификации:

2.13.1. Формульный метод расчета базового тарифа - метод расчет базового тарифа, основанный на решении уравнения эквивалентности современной стоимости страховых взносов, современной стоимости страховых выплат и издержек компании.

Данный метод включает в себя:

- предположение о ставках дисконтирования и доходности от инвестиций в течение срока страхования;

- предположение о неизменности показателей смертности (или заболеваемости) в течение срока страхования;

- учет расходов, которые выражаются в процентах от страховой суммы или брутто-премии по договору страхования или в денежных единицах на один договор страхования;

Данный метод не принимает во внимание:

- возможность досрочного расторжения договора страхования;

- бонусы, опции и гарантии;

- требования к обеспечению маржи платежеспособности по страховому продукту.

2.13.2. Тестирование прибыли (Profit testing) - это метод расчета базового тарифа страхового продукта, основанный на прогнозировании денежных потоков в модели бизнеса одной модельной точки или модельного портфеля страхового продукта. Базовый тариф выбирается на таком уровне, чтобы меры прибыльности разрабатываемого страхового продукта удовлетворяли заданным критериям прибыльности.

2.14. Модель бизнеса (Business model) - техника прогнозирования денежных потоков одной модельной точки или модельного портфеля страхового продукта.

2.14.1. Модельная точка представляет собой один договор страхования для страхового продукта с типичными ожидаемыми для будущего портфеля характеристиками.

Модель одного договора страхования - построение прогнозных денежных потоков модельной точки, определение вектора прибыли и мер прибыльности для некоторого значения базового тарифа страхового продукта.

2.14.2. Модельный портфель представляет собой совокупность модельных точек договоров страхования для страхового продукта с типичными ожидаемыми для будущего портфеля характеристиками.

Модельный портфель строится актуарием исходя из предположений о:

- половозрастной структуре будущего портфеля страхового продукта;

- распределении страховых сумм будущего портфеля страхового продукта;

- распределении сроков страхования будущего портфеля страхового продукта;

- периодичности оплаты премии;

- источниках бизнеса, каналах продаж.

Модель бизнеса (модель модельного портфеля) - построение прогнозных денежных потоков модельного портфеля, определение вектора прибыли и мер прибыльности для некоторого значения базового тарифа страхового продукта. Расчет вектора прибыльности и мер прибыльности проводится как для каждой модельной точки из модельного портфеля, так и для всего модельного портфеля в целом.

2.15. Опции и гарантии. В страховании жизни страхователям могут предоставляться разнообразные опции (право выбора) и гарантии.

Типичными опциями являются:

- право выбора страховых покрытий и включения дополнительных программ (например, освобождение от уплаты взносов, страхование от несчастных случаев и болезней);

- возобновление или конвертация страхования на срок;

- прекращение уплаты взносов с преобразованием договора страхования в выплаченный договор страхования;

- право на получение аннуитета вместо единовременной выплаты по дожитию;

- право на досрочное расторжение договора с получением выкупной суммы;

- право на получение ссуды.

Типичными гарантиями являются:

- гарантированный размер выкупной суммы в случае досрочного расторжения договора страхования;

- гарантированный тариф пересчета единовременной страховой выплаты в пожизненный аннуитет;

- рост аннуитетных выплат в соответствии с индексом инфляции розничных цен;

- гарантия выплаты дополнительной суммы (дополнительного инвестиционного дохода), величина которой определяется в зависимости от изменения стоимости активов/фондовых индексов.

2.16. Прибыльный страховой продукт - страховой продукт, для которого значения установленных в компании мер прибыльности страхового продукта удовлетворяют заданным в компании критериям прибыльности.

2.17. Профессиональное суждение актуария - суждение актуария, основанное на его профессиональной подготовке, знаниях и опыте осуществления актуарной деятельности.

2.18. Страховой продукт - совокупность условий страхования, существенных для расчета тарифов.

2.19. Тарификация - процесс определения базового тарифа по разрабатываемому страховому продукту.

2.20. Тарифный базис (актуарные предположения) - совокупность предположений, используемых для расчета базового тарифа:

- демографические предположения (смертность, заболеваемость, инвалидность, наступление иных предусмотренных продуктом событий);

- предположение о частоте досрочного расторжения договоров страхования;

- предположение о доходности от инвестиций;

- предположение о величине нагрузки (расходы по договору страхования и получение прибыли).

Центральный сценарий - совокупность значений параметров тарифного базиса (актуарных предположений), используемых для расчета базового тарифа.

Анализ чувствительности тарифного базиса - альтернативная совокупность значений параметров тарифного базиса. Изменение одного или нескольких параметров тарифного базиса и сохранение всех других параметров неизменными в целях анализа чувствительности мер прибыльности к изменению параметров тарифного базиса. Анализ чувствительности, как правило, предполагает незначительные изменения параметров тарифного базиса.

Сценарный анализ тарифного базиса - совокупность возможных значений параметров тарифного базиса (актуарных предположений) для расчета базового тарифа. Изменение одного или нескольких параметров тарифного базиса и сохранение всех других параметров неизменными в целях анализа мер прибыльности при реализации возможных сценариев актуарных предположений, отличных от центрального сценария.

2.21. Экономическая и коммерческая среда включают в себя:

- потребности потенциальных клиентов;

- страховые продукты, существующие на рынке;

- возможные каналы сбыта;

- конкурентную среду;

- законодательство и регулирование;

- налогообложение;

- доступные для компании источники инвестиционного дохода;

- бухгалтерские стандарты, как отечественные, так и международные.

2.22. Должен - актуарий обязан выполнять указанное требование, если оно применимо. Если в соответствующем разделе настоящего федерального стандарта не указано иное, все утверждения в настоящем федеральном стандарте должны рассматриваться в значении "должен".

2.23. Следует - актуарий обязан либо выполнить указанное требование, либо раскрыть факт отказа от его выполнения.

2.24. Может - актуарий обязан оценить целесообразность выполнения соответствующего требования, при этом раскрытия отказа от его выполнения не требуется.