Документ не применяется. Подробнее см. Справку

6. Дополнительная информация

Национальная программа направлена на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Цифровая экономика".

Реализация программы способствует достижению стратегически значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 29 сентября 2018 г.).

Национальная программа будет реализована в рамках государственных программ Российской Федерации "Информационное общество", "Экономическое развитие и инновационная экономика" и других государственных программ Российской Федерации, включая отраслевые государственные программы субъектов Российской Федерации.

Мероприятия национальной программы "Цифровая экономика" направлены на реализацию следующих ключевых направлений преобразования экономики и социальной сферы: формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики, создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования, формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики, поддержка развития перспективных "сквозных" цифровых технологий и проектов по их внедрению, повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды" направлен на разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, в частности, в таких сферах как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и иных. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений, электронным документооборотом, сбором, хранением и обработкой данных, в том числе персональных. По мере решения первоочередных отраслевых задач и общесистемных вопросов формирования единой цифровой среды доверия набор мероприятий будет расширяться, в том числе применительно к другим сферам правоотношений и отраслям законодательства.

Одновременно с этим будет проводиться работа над концептуальными актами, призванными создать возможности для появления новой, более эффективной системы управления изменениями, в том числе с помощью развития регуляторных песочниц, площадок для технологического и организационного пилотирования новых цифровых технологий.

Планируется поэтапная автоматизация отдельных процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики, включая внедрение механизмов формирования и использования машиночитаемых норм и использования возможностей современных и перспективных технологий искусственного интеллекта, обработки больших данных, технологий распределенных реестров и других перспективных технологий.

Также концептуальные акты будут направлены на совершенствование и гармонизацию законодательства в целях удовлетворения потребностей цифровой экономики, разработку принципов и подходов к трансграничному регулированию отношений в цифровой среде, подготовку предложений по комплексному правовому регулированию применения новых технологий, внедрение механизмов сбора сведений о международном опыте регулирования отношений в сфере цифровой экономики.

Федеральный проект "Информационная инфраструктура" направлен на создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок.

Федеральный проект реализуется с целью обеспечения оказания универсальных услуг связи на территории Российской Федерации, в том числе обеспечения оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием точек доступа. Реализация федерального проекта позволит обеспечить современными услугами связи, в том числе фиксированным широкополосным доступом к сети "Интернет" (далее - ШПД), беспроводным ШПД, телефонией, IP-телевидением жителей городов, сельских малых и труднодоступных населенных пунктов. Доля домохозяйств, использующих ШПД, среди общего числа домохозяйств на территории Российской Федерации должна составлять не менее 89% к концу 2021 года и не менее 97% к концу 2024 года.

Для решения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", требуется обеспечить подключение медицинских организаций, в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, к сети Интернет. При этом стоит отметить, что обеспечение подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к сети Интернет выполняется в рамках перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.

Перечень объектов подключения фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) сформирован на основании официальных писем Минздрава России.

Для подключения объектов необходимо выполнить мероприятия по созданию следующих элементов инфраструктуры:

- магистральных ВОЛС до населенных пунктов, не обеспеченных магистральными ВОЛС, на территории которых расположены объекты подключения (на труднодоступных территориях до населенных пунктов организуются спутниковые линии связи);

- сетей передачи данных для пропуска трафика, включая узлы концентрации, обеспечивающие возможность подключения сетей доступа до подключаемых объектов, и иную инфраструктуру;

- сетей доступа на базе ВОЛС от узлов концентрации до подключаемого объекта, включая организацию узла доступа, с выделением в интересах ФАП одного порта.

Подпунктом "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N ПР-15ГС Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поручено продолжить работу по повышению пропускной способности каналов сети Интернет, к которым подключены общеобразовательные организации.

В рамках реализации мероприятий по подключению государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования и (или) среднего профессионального образования к сети "Интернет" (в течение 2019 - 2024 годов) национальной программы "Цифровая экономика" планируется подключить по сервисной модели общеобразовательные организации на скорости до 100 Мбит/с для городских общеобразовательных организаций (школы и колледжи) и до 50 Мбит/с для сельских общеобразовательных организаций (школы и колледжи).

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 19 марта 2018 г. N ЮТ-П10-1481 по вопросу разработки плана мероприятий по обеспечению доступа жителей Чукотского автономного округа (далее - ЧАО) к услугам связи, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с более низкой стоимостью трафика и высокой скоростью передачи данных (далее - поручение) федеральным проектом предусматривается реализация мероприятия по обеспечению функционирования магистральных каналов связи на территории Чукотского автономного округа в соответствии с показателями, предусмотренными планом-графиком реализации мероприятия с учетом иных мероприятий, в том числе энергетических организаций, в рамках реализации данного мероприятия будут организованы волоконно-оптические магистральные каналы связи, в том числе с учетом энергетической инфраструктуры, что позволит существенным образом снизить стоимость тарифов на услуги связи и значительно увеличить пропускную способность магистральных каналов связи на территорию ЧАО.

Начиная с 2019 года будет осуществляться работа по подключению к ШПД органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно проведенной оценке реализации мероприятия, техническая возможность существующей телекоммуникационной инфраструктуры по организации услуг IP VPN на скорости 10 - 100 Мбит/с имеется для 18% объектов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом, для реализации мероприятия по 82% объектов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, необходима модернизация существующей телекоммуникационной инфраструктуры, предусматривающая строительство волоконно-оптических линий связи и замены или закупку нового сетевого оборудования.

Предполагается, что подключение социально значимых объектов будет осуществляться комплексно, по населенным пунктам, в том числе с численностью жителей 100 - 500 человек. До 70% объектов (за исключением учебных заведений) будет подключено по беспроводным технологиям подвижного широкополосного доступа. Подключение остальных объектов будет производиться в рамках выполнения гарантированных контрактов, заключаемых администрациями регионов за счет средств субсидий. Требования к объему и качеству предоставления услуг определяются правилами предоставления субсидий регионам. Требования к технологии обеспечения доступа к сети "Интернет" не предъявляются.

Качество предоставления услуг связи социально значимым объектам, подключаемым по контрактам за счет средств субсидий будет контролироваться специально создаваемой автоматизированной системой мониторинга.

Также одним из основных направлений федерального проекта "Цифровая инфраструктура" до 2024 года является создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок.

Основными этапами достижения поставленных целей являются:

- разработка отечественной модели классификации ЦОД (в том числе в зависимости от типа хранимой и обрабатываемой информации и (или) субъекта-владельца информации) с учетом требований по информационной безопасности. Утверждение модели классификации ЦОД, а также требований по применению модели федеральными органами исполнительной власти и подведомственными учреждениями;

- разработка и утверждение проекта национального стандарта классификации ЦОД (в том числе в зависимости от типа хранимой и обрабатываемой информации и (или) субъекта-владельца информации;

- разработка проекта методики сертификации ЦОД на соответствие требованиям, предъявляемых к уровню качества предоставляемых сервисов (SLA) ЦОД, и требований к инфраструктуре ЦОД, используемых федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями.

Внедрение технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации:

Основными этапами достижения поставленных целей являются:

- утверждена Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации - 31 марта 2019 г.;

- определены диапазоны радиочастот для создания сетей радиосвязи 5G в Российской Федерации - 30 сентября 2019 г.;

- разработан проект дорожной карты высвобождения радиочастот в интересах внедрения технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации - 30 сентября 2019 г.;

- реализованы пилотные проекты по созданию сетей связи 5G в Российской Федерации в 5 отраслях экономики, в том числе на территории не менее 1 города с населением более 1 млн человек - 30 декабря 2020 г.;

- реализованы условия создания сетей связи 5G в Российской Федерации на территории не менее 10 городов с населением более 1 млн человек - 31 декабря 2021 г.

Дополнительно в период 2018 - 2024 годов на базе ведомственной информационной системы "Реестр услуг связи" будет разработана Генеральная схема развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных Российской Федерации, как инструмент среднесрочного и долгосрочного планирования, который позволяет повысить эффективность реализации текущих и перспективных инфраструктурных проектов в сфере связи государства, государственных компаний, а также компаний с государственным участием и учитывающий планы развития энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры, объемы хранимых данных, а также доступных вычислительных мощностей.

В рамках задачи по построению узкополосных беспроводных сетей связи "Интернет вещей" на территории Российской Федерации будет проведен анализ потребностей рынка в регулировании деятельности операторов связи промышленного Интернета. По результатам анализа будет произведена разработка требований к операторам промышленного Интернета.

Основными этапами достижения поставленных целей являются:

- утверждение Концепции по построению узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" и план по ее реализации - 31 декабря 2018 г.;

- утверждение плана реализации Концепции построения и внедрения узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" - 31 октября 2019 г.;

- реализация пилотных проектов по построению узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" в 5 отраслях экономики на территории Российской Федерации в соответствии с утвержденной Концепцией построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" в Российской Федерации - 31 декабря 2020 г.

Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" направлен на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части решения задачи по обеспечению подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, в соответствии со "Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, одним из главных вызовов современности является "исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов". Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" отвечает целям и задачам "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030", утвержденного указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, а именно:

- развитие человеческого потенциала;

- формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

- использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционного, электронного обучения, при реализации образовательных программ;

- осуществление разработки и реализации партнерских программ образовательных организаций высшего образования и российских высокотехнологичных организаций, в том числе по вопросу совершенствования образовательных программ;

- развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий;

- стимулирование российских организаций в целях обеспечения работникам условий для дистанционной занятости;

- создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Мероприятия Федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" прежде всего направлены на реализацию ряда ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью.

Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики предполагает создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности, а также государственной системы персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики. В результате будут достигнуты следующие показатели:

- не менее 10 млн человек (начиная с 2019 года) прошли обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности;

- в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов прошли обучение по развитию компетенций цифровой экономики (начиная с 2019 года) 1000 тыс. человек.

Обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами предполагает создание условий по реализации персональных траекторий развития и профилей компетенций граждан, развитие системы образования в интересах подготовки компетентных специалистов в сфере цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов, реализацию перспективных образовательных проектов при поддержке венчурного фонда.

В результате реализации федерального проекта будут достигнуты следующие показатели:

- 120 тыс. человек принято на программы высшего образования по ИТ-специальностям в соответствии с установленными Минобрнауки России контрольными цифрами приема;

- 270,0 тыс. работающих специалистов, включая руководителей организаций и представителей органов исполнительной власти (начиная с 2019 года) прошли обучение по компетенциям цифровой экономики;

- 1000 тыс. человек прошли обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов;

- 10 млн человек прошли обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности;

- все выпускники системы профессионального образования обладают ключевыми компетенциями цифровой экономики;

- получили поддержку 2 000 проектов, направленных на разработку перспективных образовательных технологий цифровой экономики.

Поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики предполагает выявление и поддержку лучших преподавателей, школьников, выпускников и аспирантов в области математики и информационных технологий, разработку и апробацию учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для изучения математики, информатики, создание и функционирование сети международных научно-методических центров.

В результате будут достигнуты следующие показатели:

- 1455 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам и имеющим лучшие результаты в преподавании предметных областей "Математика", "Информатика" и "Технология", получили грантовую поддержку на распространение своего опыта;

- 33 тыс. обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, проявивших выдающиеся способности в области математики, информатики и технологии, получили грантовую поддержку;

- 133 тыс. детей приняли участие в профильных сменах различной тематической направленности в области математики и информатики, технологий цифровой экономики, в лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей;

- разработаны 76 цифровых учебно-методических комплексов и учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям "Математика", "Информатика" и "Технология" и функционируют 30 экспериментальных площадок на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования детей по внедрению цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий;

- функционируют 5 международных научно-методических центров и 15 спутников для проведения исследований, изучения и распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий.

Федеральный проект "Информационная безопасность" направлен на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Информационная безопасность".

Реализация проекта будет способствовать достижению состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:

- обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;

- обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;

- создание условий для лидирующих позиций Российской Федерации в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

Реализация мероприятий национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" базируется на основополагающих принципах информационной безопасности, включающих:

- использование российских технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки;

- преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования;

- применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.

Мероприятия федерального проекта "Информационная безопасность" направлены на реализацию 4 ключевых направлений:

- повышение уровня защищенности личности, информационной безопасности и устойчивости сетей связи общего пользования,

- создание новых сервисов (услуг) для граждан, гарантирующих защиту их персональных данных,

- профилактика и выявление правонарушений с использованием информационных технологий против общества и бизнеса,

- разработка новых механизмов поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения и компьютерного оборудования в сфере информационной безопасности.

В рамках указанных направлений планируется осуществить:

- разработку системы мер поддержки российских производителей продуктов и услуг ИКТ, осуществляющих патентование продуктов за рубежом;

- разработку предложений по продвижению отечественных решений в области информационной безопасности за рубежом;

- разработку стандартов безопасности для киберфизических систем, включая "Интернет вещей", а также - требований и методик проверки киберфизических систем, включая "Интернет вещей";

- разработку стандартов для обеспечения надлежащего уровня обеспечения безопасности для систем, реализующих облачные, туманные, квантовые технологии, систем дополненной реальности, а также систем, реализующих функционал искусственного интеллекта;

- ввод в эксплуатацию информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента сети "Интернет" (далее - ИС "Интернет");

- создание национального удостоверяющего центра, для обеспечения устойчивости взаимодействия устройств в российском сегменте сети "Интернет";

- создание корпоративных центров ГосСОПКА, обеспечивающих оказание услуг в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, в том числе не относящихся к субъектам критической информационной инфраструктуры;

- создание ресурса для дистанционной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием технологии, защищенной с использованием криптографических средств, на основе документов нового образца, содержащих персональные данные гражданина, включая биометрические, а также усиленную квалифицированную электронную подпись указанных данных;

- создание инфраструктуры сбора биометрических данных граждан и выдачи документов нового образца, содержащих усиленную квалифицированную электронную подпись и биометрические данные гражданина на территории всех субъектов Российской Федерации;

- создание прототипа общедоступного антивирусного мультисканера для проверки на наличие признаков вредоносной активности, определение необходимых ресурсов;

- создание первой очереди национальной базы знаний индикаторов вредоносной активности;

- развитие подходов к повышению грамотности и практико-ориентированной подготовке в области кибербезопасности для представителей бизнеса и государства на базе опыта ведущих компаний цифровой экономики;

- осуществление развития значимых платежных систем и обеспечение их информационной безопасности, в том числе в части использования в них российских криптографических средств;

- создание киберполигона, реализованного в том числе с использованием облачных технологий, для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и ИТ, современным практикам обеспечения безопасности;

- создание независимых центров по техническому тестированию программного и аппаратного обеспечения, в том числе средств обеспечения безопасности информации, позволяющих компаниям получить доступ к аналитической информации и результатам независимого тестирования предлагаемых на рынке решений;

- создание механизмов стимулирования разработки отечественного программного обеспечения и увеличения его доли в условиях цифровой экономики с помощью акселерации перспективных бизнес-идей, венчурного финансирования, льготного кредитования, премирования за найденные уязвимости;

- реализация комплекса мер по обеспечению информационной безопасности национальных волоконно-оптических сетей связи с применением квантовых технологий.

Обеспечение информационной безопасности тесно интегрировано с другими федеральными проектами национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Федеральный проект "Цифровые технологии" направлен на достижение цели национальной программы по увеличению внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом. Цель будет достигнута через обеспечение формирования институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики, коммерциализацию перспективных продуктовых решений и развитие технологических заделов по направлениям "сквозных" цифровых технологий, а также создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития. В рамках реализации федерального проекта предполагается в 2019 году разработать и утвердить 9 "дорожных" карт развития перспективных "сквозных" технологий/субтехнологий с учетом потребности ведущих компаний в сфере цифровой экономики. Также в 2019 году запланировано формирование перечня потенциальных лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ) с последующим отбором не менее 9 из них, которым будет оказана поддержка.

В 2020 году будут также отобраны еще не менее 9 ЛИЦ по направлениям развития "сквозных" технологий. С указанными центрами в 2020 году планируется реализовать не менее 200 исследовательских проектов, а в 2021 году увеличить их число до 300. Важной задачей реализации указанных мероприятий является создание цифровых платформ для исследований и разработок по направлениям сквозных технологий. В 2019 году будет создано не менее 2-х пилотных цифровых платформ, а в 2020 году - на основе пилотной апробации не менее 2-х платформ будет запущено в промышленную эксплуатацию.

В части формирования спроса на передовые российские цифровые технологии, продукты и платформенные решения в рамках федерального проекта предусмотрен запуск цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. Для этого в 2019 году будут утверждены рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, утвержден комплекс мероприятий по стимулированию программ и проектов по цифровой трансформации организаций с применением "сквозных" технологий, назначены не менее 10 заместителей высших должностных лиц и утверждены не менее 10 стратегий цифровой трансформации таких компаний. Также в целях тиражирования лучших решений и успешных кейсов, будет создан информационный "банк" лучших российских практик цифровой трансформации бизнеса, а в 2020 году проведено обучение руководящего состава государственных корпораций и компаний с государственным участием по программам управления разработкой и использования "сквозных" цифровых технологий.

К концу 2020 года число компаний, где назначены заместители высших должностных лиц и утверждены стратегии цифровой трансформации должно достигнуть 20.

В рамках реализации проекта также предусмотрена поддержка российских высокотехнологичных компаний-лидеров, разрабатывающих продукты и платформенные решения для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Для этого предполагается сформировать требования и провести 2 очереди отбора таких компаний (первая очередь в 2019 и вторая - в 2020 году). В целях формирования такой поддержки федеральным проектом предполагается создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иную поддержку институтов развития.

В рамках поддержки проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений в 2019 году будет определен порядок и оказана поддержка приоритетным отраслевым проектам и проектам субъектов Российской Федерации.

Предполагается отобрать не менее 20 отраслевых проектов в рамках первой очереди отбора и поддержать не менее 20 проектов субъектов Российской Федерации в 2019 году.

В 2020 году - не менее 40 отраслевых проектов и не менее 40 проектов субъектов Российской Федерации, а в 2021 году - не менее 60 отраслевых проектов и не менее 60 проектов субъектов Российской Федерации.

В 2019 году будут утверждены правила предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам с льготной процентной ставкой, определен перечень таких организаций. В рамках данного инструмента предполагается привлечь софинансирование не менее 120 млрд рублей к 2021 году.

Федеральный проект "Цифровое государственное управление" направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.

Реализация национальной программы "Цифровое государственное управление" позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.

В частности, будет реализована реестровая модель, экстерриториальность и механизм проактивности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным.

Одновременно с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного оборота.

В частности, реализация федерального проекта предполагает:

- обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;

- обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных;

- обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства;

- преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

Успешная реализация мероприятий национальной программы позволит сформировать устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру государственных и муниципальных органов, в том числе обеспечить бесперебойное функционирование критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, в том числе сервисов удаленной идентификации, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг.