II. Акты Правительства Российской Федерации

9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "Об утверждении правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов"

Для перевозки тяжеловесных грузов заинтересованное лицо в силу норм постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами..." (далее - Правила) обязано до начала осуществления движения транспортного средства внести плату за причинение вреда автомобильным дорогам, после чего получить специальное разрешение. В случае неосуществления поездок транспортным средством с тяжеловесным грузом уполномоченные органы, как правило, отказывают вернуть плату, несмотря на то, что вред дорогам не был причинен. Основания и порядок возврата данной платы не четко регламентированы законодательно, что порождает споры с администраторами доходов бюджета, в том числе судебные, приводит к издержкам обеих сторон.

Предлагаем внести дополнения в Правила, уточняющие, что возврат излишне уплаченных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляется, в том числе, при неосуществлении перевозок по полученным специальным разрешениям на движение транспортных средств, предусмотрев при этом перечень документов, подаваемых для такого возврата.

1-е полугодие

Минтранс России

10.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"

Предлагается отменить распространение требований сертификации транспортных средств, осуществляющих перевозки скоропортящегося груза в городских, пригородных и междугородных перевозках (внутренние перевозки по Российской Федерации), а именно пересмотреть пункт 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272.

Изложить указанный пункт в следующей редакции:

"Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в международном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.".

Действующее требование является избыточным, так как исчерпывающие требования к процессам перевозки скоропортящейся пищевой продукции установлены в технических регламентах ТС/ЕАЭС. Кроме того, указанное ратифицированное Российской Федерацией Соглашение накладывает соответствующие обязанности исключительно при международных перевозках скоропортящихся грузов и не распространяется на внутренние перевозки. Вместе с тем технические регламенты устанавливают специальные требования, в том числе к процессу перевозки определенной продукции, учитывая ее специфику обращения.

Кроме того, введение обязанности по сертификации транспортных средств в отсутствие достаточной для ее проведения инфраструктуры - наличия сертификационных центров и испытательных лабораторий - является административным барьером. Отсутствие конкуренции на рынке сертификации по требованиям СПС приводит к формированию неконкурентной цены на данные услуги. Так, стоимость услуги по проведению испытания на испытательной станции для транспортных средств, осуществляющих городские, пригородные и междугородние перевозки, составляет минимум 62 тыс. рублей на одно транспортное средство.

2-е полугодие

Минтранс России

11.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

В принятом в 2015 г. постановлении N 1029 отсутствует системный подход к выработке критериев, на основании которых должно осуществляться отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, а установление критериев подменяется формированием квазиклассификации объектов, как потенциальных загрязнителей, на основе отраслевого принципа с установлением для правоприменителя широких пределов усмотрения, что не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ) и способствует коррупционным проявлениям.

Установленные в постановлении N 1029 критерии не учитывают реального уровня воздействия объекта на окружающую среду. Вместо четкого определения критериев, которые должны быть положены в основу категорирования объектов, указан набор несопоставимых между собой, разнородных показателей, на основании которых нельзя построить гармоничную модель распределения объектов по категориям в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду. Практика применения данного документа подтвердила его несовершенство.

Так, деятельность по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, не содержит критериев, согласно которым, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) должны учитываться объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, степень их токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства, количество и классы опасности образующихся отходов, и которые в свою очередь установлены при отнесении объектов к III и IV категориям. Соответственно, установленная дифференциация объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), в том числе отнесение к I категории объектов по добыче сырой нефти и газа, представляется необоснованной.

При этом, при отнесении объектов к категориям для иных производств и деятельности (ядерная промышленность, металлургия, обеспечение электрической энергии, минеральной и химической продукции, удобрений, размещению и обезвреживанию отходов с учетом их классов опасности, животноводству, рудная, целлюлозная, пищевая промышленность и т.д.) установлены мощностные и производственные показатели, т.е. применен дифференцированный подход, учитывающий величину уровня воздействия при изменении этих показателей.

Считаем, что отнесение всех без исключения объектов нефтедобычи к I категории объектов НВОС не отвечает требованиям ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ.

Важно отметить, что Ростехнадзор при регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов указывает, что объекты нефтегазодобывающих производств при их идентификации нельзя рассматривать как единый комплекс, а их необходимо разграничивать на самостоятельные объекты бурения и добычи (к которым относятся только скважины) и остальные объекты обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата (п. 2 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. N 101).

На основании изложенного, для целей категорирования объектов НВОС по добыче сырой нефти и газа необходимо установить четкие критерии количественных показателей уровня воздействия на окружающую среду различных технологических процессов объектов НВОС, предусмотренных ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ.

В разделе IV постановления N 1029 определены критерии уровня воздействия стационарных источников загрязнения окружающей среды по их массе и наличии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, а также сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Установление соответствия уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа, соответствует концепции постановления N 1029 и применяется при отнесении объектов к III категории.

2-е полугодие

Минприроды;

Роснедра

В соответствии с определением ст. 1 Федерального закона 7-ФЗ экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Порядок оценки опасности техногенных аварий на производственных объектах для жизненно важных интересов общества регулируется Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

С учетом изложенного, представляется целесообразным для определения отнесения объектов добычи сырой нефти и газа к I категории использовать критерии их отнесения к I классу опасности, установленные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Критерий отнесения к объектам I класса опасности "Объекты, на которых выполняются работы по добыче нефти и природного газа", включает в себя весь комплекс сооружений объектов обустройства месторождений, в том числе и площадки скважин. При этом проведение экологических экспертиз проектной документации на объекты обустройства, расчеты выбросов, образование отходов доказывают, что данные объекты не оказывают существенного негативного воздействия на окружающую среду (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, отходы, обладающие высокой степенью токсичности, канцерогенности и мутагенности - отсутствуют).

Для обезвреживания отходов, предприятиями ТЭК, используются мобильные мусоросжигательные установки типа "Форсаж" производительностью 25 и 180 кг в час, предназначенные для термического обезвреживания отходов III и IV классов опасности. В процессе их эксплуатации негативное воздействие на окружающую среду незначительно.

Согласно статье 4.2 Федерального закона N 219-ФЗ к объектам I категории должны относиться объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших технологий.

Следовательно, объекты, на которых выполняются работы по добыче нефти и природного газа, и установки термического обезвреживания отходов III и IV классов опасности ввиду незначительного негативного воздействия на окружающую среду не могут быть отнесены к объектам I класса опасности, а должны относиться к III или IV классу опасности.

Необходимо внести изменения в постановление N 1029 в части исключения из категорий объектов I класса опасности:

- оборудования и (или) установки, использующиеся для сжигания отходов, производства и потребления III - V класса опасности с проектной мощностью до 10 тонн в час;

- объектов, на которых выполняются работы по добыче нефти и природного газа;

- объектов, на которых производятся нефтепродукты, электрическая и (или) тепловая энергия через сжигание топлива с проектной мощностью 300 мВт и более.

Также предлагается исключить предприятия ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации из числа отраслей производства, отнесенных к I категории, с целью отнесения их к II, III и IV категориям.

В ходе анализа международного опыта было установлено, что в странах Европейского Союза отсутствует нормативно установленное категорирование объектов пищевой промышленности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Анализ Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/75/ЕС от 24 ноября 2010 года "О промышленных выбросах (о комплексном предотвращении загрязнения и контроле над ним)" и постановления N 1029 показал, что по ряду критериев определения мощности производства объектов пищевой промышленности законодательное регулирование в Российской Федерации жестче, чем в странах Европейского Союза.

В этой связи, предлагается пересмотреть действующий подход к категорированию объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, в части:

- изменения пороговых значений мощности предприятий отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с нормами ЕС;

- учета содержания животных жиров в пищевых продуктах (сырье) при классификации предприятий в соответствии с нормами ЕС;

- исключения предприятий пищевой промышленности из категории объектов со "значительным" воздействием на окружающую среду (I категория) и отнесения их дифференцированно к объектам, оказывающим в основном "умеренное" (II категория) и "незначительное" (III категория) воздействие, с целью отнесения их к объектам регионального (а не федерального) экологического надзора.

12.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 "О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"

Правила осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации предусматривают предоставление должностным лицам товарно-транспортных документов в бумажном виде для проставления тех или иных штампов по результатам контроля, а также не содержит указаний на выборочность проведения контрольных мероприятий, решение о проведении которых принимается на основании Системы управления рисками.

Предоставление товарно-транспортных документов в бумажном виде для целей фитосанитарного контроля (надзора) существенно увеличивают срок нахождения, например, контейнерных грузов в морских пунктах пропуска, а отсутствие системы управления рисками приводит к полному досмотру подконтрольных грузов как высокого, так и низкого фитосанитарного риска.

Ответственность за непредставление указанных документов не установлена, но без них не оформляется фитосанитарный сертификат.

Предприниматели, импортеры подконтрольного груза несут издержки по хранению в порту за 1 - 2 суток, а также по выставлению контейнеров для целей досмотра, что для контейнерного груза составляет дополнительные расходы в размере 350 - 500 долларов за контейнер, которые включаются в конечную отпускную цену товара.

2-е полугодие

Минсельхоз России

ФТС России