План деятельности на период до 2024 года утв. ФАС РФ 29.07.2022.

2. Основные цели и задачи

Основными целями ФАС России, закрепленными в Плане-графике мероприятий Федеральной антимонопольной службы по реализации документов стратегического планирования 2019 - 2024 годы (далее - План-график), являются:

защита и развитие конкуренции на товарных рынках;

совершенствование тарифного регулирования;

повышение эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

повышение эффективности исполнения и размещения государственного оборонного заказа;

повышение эффективности проведения торгов;

оптимизация контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

развитие международной интеграции;

совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества.

Цель I "Защита и развитие конкуренции на товарных рынках" представлена направлениями, в числе которых предусмотрены реализация национальных проектов, исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 5 апреля 2018 года, Национального плана развития конкуренции, "дорожной карты" "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", плана мероприятий по развитию конкуренции в электроэнергетике, плана мероприятий по развитию конкуренции на газовых рынках и в сфере трубопроводного транспорта, развитие биржевой торговли, реализация иных мер, направленных на развитие конкуренции, повышение эффективности контроля за экономической концентрацией, оценка состояния конкуренции в Российской Федерации и эффективности государственной политики по развитию конкуренции и др.

Цель I содержит 2 показателя:

доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений антимонопольного законодательства (%);

количество ходатайств, рассмотренных ФАС России в электронной форме, от общего количества поступивших ходатайств в ФАС России, (%).

В рамках Цели I закреплена реализация, в том числе:

национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";

раздела 1.1.4 "Развитие конкуренции" Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации от 29.09.2018 N 8028п-П13 (далее - ОНДП);

Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р;

плана мероприятий "Трансформация делового климата" в части подраздела 3. Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р;

плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции в здравоохранении", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 N 9-р.

Цель II "Совершенствование тарифного регулирования" представлена направлениями по развитию системы комплексного стимулирующего регулирования, повышению эффективности инфраструктурных организаций и защите интересов потребителей.

В рамках Цели II закреплены 4 показателя:

доля решений ФАС России по тарифам, отмененных вступившими в законную силу решениями суда (%);

доля постановлений по делам об административных правонарушениях, отмененных вступившими в законную силу решениями суда (%);

снижение издержек регулируемых ФАС России организаций инфраструктурного сектора к уровню 2013 года (100%) (в сопоставимых ценах);

доля соблюдения требований по установленным параметрам надежности и качества регулируемых услуг (%).

Все 4 показателей данной Цели входят в систему показателей подпрограммы 6 "Регулирование инфраструктурных отраслей" Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В рамках Цели II закреплена реализация, в том числе:

раздела 3.1 "Совершенствование деятельности естественных монополий" ОНДП;

Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";

плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р, в части тарифного регулирования.

Цель II представлена блоками мероприятий, в числе которых:

переход на долгосрочные параметры тарифного регулирования субъектов естественных монополий;

дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по нефтепродуктопроводам;

определение индикативного тарифа в целях налогообложения;

блоки мероприятий, направленных на совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) в газовой и нефтяной отраслях, в сфере электроэнергетики, а также государственного регулирования цен лекарственные препараты;

повышение доступности энергетической инфраструктуры для потребителей, сокращение сроков и стоимости технологического присоединения;

повышение доступности инфраструктуры системы газоснабжения для потребителей;

рассмотрение в досудебном порядке споров и разногласий.

Цель III "Повышение эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" представлена 2 мероприятиями, направленными на совершенствование нормативной базы для эффективной реализации функций контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Целью III предусмотрено 2 показателя:

доля закупок (в стоимостном выражении) товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в общем ежегодном объеме закупок (в стоимостном выражении), произведенных государственными и муниципальными заказчиками, (%);

доля закупок (в стоимостном выражении) товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок (в стоимостном выражении) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", (%).

Основополагающими документами Цели III являются: Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В рамках Цели III запланированы следующие мероприятия:

внесение изменений в КоАП, предусматривающих административную ответственность за несоблюдение положений законодательства о контрактной системе и законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в связи с вступлением в силу федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ);

разработка порядка проведения проверок (плановых и внеплановых) в рамках положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (после принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок).

Цель IV "Повышение эффективности исполнения и размещения государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ)" представлена блоками мероприятий, направленными, в том числе на совершенствование механизма принятия решения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика; совершенствование правового регулирования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); создание и ввод в эксплуатацию информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере ГОЗ и в гражданской сфере; совершенствование нормативной базы для эффективной реализации ФАС России функций контроля и надзора в ходе исполнения ГОЗ.

Цель IV представлена 6 показателями:

отношение количества закупок в сфере государственного оборонного заказа, осуществленных с нарушениями (из общего количества проверенных закупок в сфере государственного оборонного заказа), к общему количеству проверенных закупок в сфере государственного оборонного заказа, (%);

доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений законодательства в сфере ГОЗ, (%);

доля исполненных в полном объеме постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в общем числе выданных постановлений, (%);

отношение количества полностью отмененных судом постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа к количеству обжалованных в суд постановлений, (%);

доля исполненных в полном объеме представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в общем числе выданных представлений, (%);

отношение количества полностью отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа и законодательства в сфере государственного оборонного заказа к количеству обжалованных в суд решений, (%).

Целью IV предусмотрена реализация, в том числе Федерального закона от 27.12.2018 N 518-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2018 N 93, а также Плана-графика мероприятий по совершенствованию в 2019 году законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, утвержденного 19.12.2018 N 10564п-П7.

Цель V "Повышение эффективности проведения торгов" представлена индикатором направления "совершенствование порядка проведения торгов".

Целью V предусмотрен показатель "количество видов торгов, информация о которых размещается на сайте www.torgi.gov.ru, (единиц)".

В качестве мероприятия планируется систематизация и законодательное закрепление унифицированного порядка проведения процедур обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов.

Целью VI "Оптимизация контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" предусмотрен показатель "доля принятых решений в общем числе поступивших в ФАС России обращений в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, (%)".

Цель VI представлена блоками мероприятий:

совершенствование механизма контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

приведение нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях.

В рамках Цели VI предусмотрена реализация подпункта 4 пункта 16 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208.

Цель VI содержит 5 мероприятий, в том числе:

внесение изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

анализ практики применения законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях и подготовка согласованных предложений по внесению в него изменений.

Целью VII "Развитие международной интеграции" предусмотрен показатель "количество международных документов о сотрудничестве в области конкуренции (соглашения, договоры, меморандумы и др.), (единиц)".

Основополагающими документами для реализации Цели VII являются: Указание Президента Российской Федерации от 26.04.2017 N Пр-813, распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.03.2014 N 409-р, от 04.03.2016 N 378-р, от 23.02.2018 N 309-р.

В рамках данной Цели закреплены блоки мероприятий, в том числе:

принятие участия в работе Комитета по конкуренции ОЭСР и его рабочих групп, а также Глобальном форуме по конкуренции ОЭСР;

принятие участия в работе NER OECD (Сеть экономических регуляторов при ОЭСР);

подписание документов о сотрудничестве между конкурентными ведомствами стран БРИКС;

участие в деятельности Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД (МГЭ);

проведение встреч с представителями заинтересованных государств на международном уровне с целью продвижения принятия международной конвенции "О борьбе с картелями".

Цель VII представлена 11 мероприятиями, в числе которых:

участие в деятельности созданной на базе ЮНКТАД дискуссионной группы по международному сотрудничеству для создания глобальных механизмов взаимодействия конкурентных ведомств в целях эффективной борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций, в том числе международными картелями, и нарушениями антимонопольного законодательства, носящими трансграничный характер, а также при рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации;

организация и проведение VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС в сентябре 2019 года в г. Москве.

Цель VIII "Совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества" включает в себя реализацию мер, направленных:

на повышение открытости, качества и гражданского контроля функций государственного управления, формирование эффективной системы взаимодействия предпринимателей и антимонопольных органов;

на обеспечение прозрачности деятельности антимонопольных органов, создание системы ключевой информации, собираемой для нужд государственного управления, в сети "Интернет", включая существенное расширение объема открытых данных, предоставляемых в свободное пользование гражданам, обществу и бизнесу.

Целью VIII предусмотрено 3 показателя:

доля исполненных ключевых событий от общего количества запланированных в рамках совершенствования взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества, (%);

обеспечение ежегодного прироста совокупного количества пользователей интернет-сервисов ФАС России в социальных медиа подписчики, постоянные читатели - не менее 10% в год;

обеспечение ежегодного прироста количества размещаемого видеоконтента для доступности и понятности восприятия информации о деятельности ФАС России (не менее 5%).

Данная Цель направлена на реализацию Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 30.01.2014 N 93-р.

В рамках данной Цели предусматриваются, в том числе: проведение совместных мероприятий с Общероссийскими общественными организациями: "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", ТПП РФ, РСПП, Общероссийским народным фронтом, а также Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; формирование "белой и черной книг" проконкурентных и антиконкурентных региональных практик, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, и др.