6. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных в сфере обращения отходов производства и потребления, их выявлении и предварительном расследовании

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных в сфере обращения с отходами производства и потребления, их выявлении и расследовании прокурор руководствуется положениями уголовно-процессуального законодательства и требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", от 05.09.2011 N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия", от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" и от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".

В ходе проверки соблюдения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях рассматриваемой категории производятся ежемесячные сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в контролирующих органах документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.

При подготовке к проведению такой проверки важно изучить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы приема, регистрации, учета, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях органами расследования; проанализировать статистические данные, оперативные сводки, результаты предыдущих проверок, обобщений, сверок, обзоров, обратив внимание на принятые меры для устранения ранее выявленных нарушений.

В предмет проверки входит организация приема сообщений о преступлениях, их регистрации и учета, передачи исполнителю, соблюдение сроков, обоснованность их продления, правильность применения норм процессуального и материального права, а также уведомление заявителей о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и разъяснение права и порядка обжалования принятого решения.

В ходе надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных в сфере обращения отходов производства и потребления, учитываются правила подследственности, несоблюдение которых относится к числу существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 150, пункта 1 части 3 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 250 (загрязнение вод), частью 1 статьи 251 (загрязнение атмосферы), частью 1 статьи 252 (загрязнение морской среды), частью 1 статьи 254 (порча земли) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), осуществляется в форме дознания дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), статьей 248 (нарушение правил безопасности при обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами), частями 2 и 3 статьи 250 (загрязнение вод), частями 2 и 3 статьи 251 (загрязнение атмосферы), частями 2 и 3 статьи 252 (загрязнение морской среды), частями 2 и 3 статьи 254 (порча земли) УК РФ, осуществляется в форме предварительного следствия следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Поскольку указанные преступления в ряде случаев совершаются в условиях неочевидности, важно систематически анализировать исполнение законов в ходе оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию таких преступных деяний. Особое внимание необходимо обращать на своевременность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета; соблюдение установленных правил изъятия документов, предметов, материалов в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и дознавателю.

При осуществлении надзора за законностью постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор акцентирует внимание на объективности и полноте проведенной проверки, в том числе использовании органами предварительного расследования полномочий по проведению следственных и иных процессуальных действий, производство которых в соответствии с частью 1 статьи 144 УПК РФ допустимо в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях, а также на обоснованность изложенных в постановлении доводов.

При изучении материалов доследственных проверок, на основании которых принято решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, совершенных в сфере обращения с отходами производства и потребления (при квалификации преступного посягательства в качестве экологического преступления, предусмотренного главой 26 УК РФ), необходимо учитывать, что непосредственным объектом преступных посягательств являются общественные отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения; дополнительным - отношения по охране жизни и здоровья человека.

Диспозиции норм большинства экологических преступлений бланкетные, поэтому для правильной квалификации преступления необходимо установить, какие именно правила были нарушены, и сослаться на них в процессуальных документах.

В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба с учетом положений, сформулированных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Кроме того, разграничение уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения проводится по объективной стороне преступного посягательства, направленности умысла и характеру действий виновного.

При наличии признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо превышения должностных полномочий содеянное должно быть дополнительно квалифицировано по соответствующим частям статей 201, 285 и 286 УК РФ.

При проверке законности решений о возбуждении уголовного дела дается оценка правильности квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения.

С целью предотвращения нарушений и затягивания сроков расследования рекомендуется осуществлять постоянное взаимодействие с руководителем органа расследования путем проведения совместных оперативных совещаний по обсуждению хода расследования, проводимых при принятии важных процессуальных решений по уголовному делу, при назначении экспертиз, окончании предварительного следствия, дознания, при рассмотрении поступающих к прокурору жалоб и заявлений.

Более того, могут быть изданы межведомственные организационно-распорядительные документы, регулирующие порядок взаимодействия при расследовании уголовных дел между органами расследования и прокурорами. Это позволит избежать многих нарушений и недостатков предварительного расследования, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой возвращение уголовного дела прокурором для дополнительного расследования или судом прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ.

Обеспечению соблюдения требований законодательства при производстве предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере обращения с отходами производства и потребления, эффективной реализации надзорных полномочий способствует своевременное поступление в органы прокуратуры копий принимаемых процессуальных решений, постановлений и соответствующих материалов.

В ходе осуществления надзора за законностью принятых дознавателем, следователем решений о приостановлении предварительного расследования по делу прокурор проверяет своевременность и полноту следственных и иных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также установление лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, использование в полном объеме экспертных возможностей и привлечение специалистов.

В целях недопущения незаконного приостановления уголовных дел рассматриваемой категории по пункту 1 части 1 статьи 208 УПК РФ за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, важно систематически анализировать исполнение законов в ходе оперативно-розыскной деятельности по раскрытию указанных преступных деяний.

При выявлении в ходе изучения уголовного дела нарушений уголовно-процессуального закона прокурор отменяет незаконные и необоснованные процессуальные решения о приостановлении предварительного расследования, равно как и о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), ссылаясь на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительному расследованию.

При поступлении уголовного дела в порядке части 6 статьи 220, части 4 статьи 225 и части 7 статьи 226.7 УПК РФ прокурор проверяет соответствие содержащихся в обвинительном акте, постановлении (обвинительном заключении) выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела, достаточность собранных по делу доказательств, правильность квалификации содеянного, а также соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

Для исключения возможности принятия судом решений о возвращении уголовного дела прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом, по каждому уголовному делу должно быть установлено и указано в обвинительном акте, постановлении (обвинительном заключении), какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие правоотношения, в чем непосредственно выразились их нарушения, со ссылкой на конкретные нормы закона.

Особое внимание важно уделять полноте принятых мер по установлению причастности к преступлениям, совершенным в сфере обращения отходов производства и потребления, должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации. Прокурор также может ориентировать органы предварительного расследования на проведение мероприятий, предусмотренных статьей 115 (наложение ареста на имущество) УПК РФ.

Также при подготовке представлений в адрес соответствующих должностных лиц прокурор вправе давать оценку принятым дознавателем, руководителем следственного органа, следователем мерам по установлению и устранению причин, условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, с точки зрения их достаточности для устранения выявленных нарушений закона.