2.13. Требования безопасности при эксплуатации строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов

2.13.1. Эксплуатация строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов должна отвечать требованиям безопасности ГОСТ 12.2.011-2012 [15], ГОСТ 12.3.033-84 [23], ГОСТ 12.2.058-81 [17], СНиП 12-04-2002 [46] и инструкций по эксплуатации заводов изготовителей.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.02.2022 N 470/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Эксплуатация грузоподъемных машин, кроме того, должна осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" [63].

2.13.2. Средства механизации, вновь приобретенные, арендованные или после капитального ремонта - неподконтрольные органам государственного надзора, допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию.

2.13.3. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок [61].

2.13.4. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин, транспортных средств, производственного оборудования и других средств механизации должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения.

2.13.5. Включение, запуск и работа транспортных средств, машин, производственного оборудования и других средств механизации должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

2.13.6. При использовании машин, транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте машиниста (водителя), а также в зоне работы машин не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

2.13.7. Монтаж (демонтаж) средств механизации должен производиться в соответствии с инструкциями завода-изготовителя и под руководством лица, ответственного за исправное состояние машин, или лица, которому подчинены монтажники.

2.13.8. Включение, запуск и работа транспортных средств, машин, производственного оборудования и других средств механизации должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

2.13.9. Основными требованиями безопасной эксплуатации строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов является:

- их правильное размещение, наличие свободных проходов и подъездов к ним;

- обеспечение устойчивости, исключающей их произвольное смещение или опрокидывание;

- наличие ограждений движущихся частей;

- исправность тормозных и предохранительных устройств.

2.13.10. Место работы строительной, подъемно-транспортной машины или механизма должно быть установлено таким образом, чтобы было обеспечено достаточное пространство для обзора работником всей рабочей зоны и, при необходимости, возможностью маневрирования. В случае если работник, осуществляющий работу на строительной машине или механизме, не имеет достаточную обзорность рабочего пространства или не видит работающих с ним работников (сигнальщика, стропальщика и т.д.), между ними необходимо установить двухстороннюю радиосвязь.

Использование, каких либо промежуточных сигналистов для передачи сигналов машинисту строительной машины или механизма запрещено.

2.13.11. Строительные и подъемно-транспортные машины и механизмы, пуск и работа которых может оказать опасность для окружающих работников, должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией.

2.13.12. В непосредственной близости от рабочей зоны работы строительной машины или механизма должны быть вывешены соответствующие технологическому процессу знаки безопасности и надписи.

2.13.13. Эксплуатация неисправных строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов запрещена.

2.13.14. Оставлять строительные, подъемно-транспортные машины без надзора с работающим приводом запрещено.

2.13.15. Во внерабочее время все строительные, подъемно-транспортные машины и механизмы и их рабочие органы должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами, а пусковые приспособления должны быть выключены и заперты.

2.13.16. Монтаж и демонтаж используемых строительных и подъемно-транспортных машин и механизмов на строительной площадке или участке должны производиться в соответствии с требованиями технологической безопасности и инструкцией завода-изготовителя и под руководством лица, ответственного за техническое состояние строительных машин и механизмов.

2.13.17. При монтаже и демонтаже строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов зона монтажа (демонтажа) должна быть ограждена и обозначена знаками безопасности и предупредительными знаками.

Не допускается выполнять монтажные (демонтажные) работы в гололед, туман, снегопад, грозу, при температуре воздуха ниже или скорости ветра выше норм, предусмотренных в техническом паспорте строительной машины или механизма.

2.13.18. Производить ремонтные работы и техническое диагностирование строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов с работающим приводом допустимо только при наличии временных защитных приспособлений на их вращающихся и движущихся в рабочей зоне частях.

2.13.19. Техническое обслуживание строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов с гидравлическим или пневматическим приводом необходимо осуществлять только после полной остановки привода и снятия давления с гидравлической или пневматической систем, кроме тех случаев, которые предусмотрены инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

2.13.20. Техническое обслуживание строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов с электрическим приводом необходимо осуществлять с соблюдением мер предосторожности, не допускающих случайную подачу напряжения и защиты от поражения работника электрическим током. На пусковых устройствах необходимо вывешивать плакаты "Не включать - работают люди", а плавкие предохранители в цепи питания электродвигателей - вынуть.

2.13.21. Строительные, подъемно-транспортные машины и механизмы, имеющие возможность самопроизвольного перемещения под действием собственного веса, при техническом обслуживании должны быть заблокированы, а дополнительные опоры опущены.

2.13.22. Использование открытого огня при разогреве узлов строительных машин, а также их эксплуатация при наличии течи в топливных и масляных системах не допускается.

2.13.23. Техническое диагностирование эксплуатируемых строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов должны осуществлять специально обученные лица с использованием технических средств, обеспечивающих достоверность результатов диагностирования и требований безопасности.

2.13.24. Перемещение самоходных строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов своим ходом, на буксире или на специальных транспортных средствах должны осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения РФ [64].

2.13.25. Крепление строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов при их транспортировании на специальных транспортных средствах должно исключать их опрокидывание и падение при перемещении в другое место работ.

2.13.26. При использовании самоходных строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов на производственной территории руководитель работ должен до начала работы определить рабочую зону машины и границы создаваемой ею опасной зоны. При этом должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны, а также рабочих зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик. Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения машины, должны быть ознакомлены все лица, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

2.13.27. Установка и эксплуатация строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства строительно-ремонтных работ.

При отсутствии соответствующих требований в технологическом процессе или проекте работ необходимо руководствоваться приведенными в Приложении N 4 следующими допустимыми расстояниями в горизонтальном направлении от основания откоса выемки до ближайших опор предназначенной для эксплуатации строительной машины или механизма.

2.13.28. При эксплуатации строительных, подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо соблюдать требования безопасности, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действие ветра или при наличии уклона на местности их установки.

2.13.29. Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ и выдаваемого в соответствии с требованиями при выполнении следующих мер безопасности.

2.13.30. При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

2.13.31. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить в присутствии владельца сетей при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в приложении N 5;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

2.13.32. Установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

При производстве работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи или в пределах разрывов наряд-допуск выдается только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Порядок работы кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи воздушной линии электропередачи, выполненной гибким изолированным кабелем, определяется владельцем линии.

Время действия наряда-допуска определяется организацией, его выдавшей.

Наряд-допуск выдается крановщику (машинисту подъемника, оператору) перед началом работы. Сведения о выданных нарядах-допусках должны быть занесены в журнал выдачи нарядов-допусков.

Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи воздушной линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных средств, который должен указать крановщику (машинисту подъемника, оператору) место установки подъемного средства, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале подъемного средства о разрешении работы.

Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов под не отключенными контактными проводами городского транспорта должна производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана/крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

2.13.33. Для технического обслуживания и ремонта мобильные машины должны быть выведены из рабочей зоны.

2.13.34. При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

2.13.35. При перемещении машины, транспортного средства своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны соблюдаться Правила дорожного движения РФ [64].

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения.

При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

2.13.36. При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.