О развитии малой торговли и давлении со стороны торговых сетей

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия).

Целью Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста разнообразных форм предпринимательской активности.

Под развитием торговой отрасли в Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.

В частности, торговые сети относятся к современным форматам торговли, оказывающим положительное влияние на развитие экономики при условии обеспечения недискриминационных условий развития для несетевых торговых форматов. Они способствуют привлечению иностранных инвестиций и сами являются важными инвесторами в экономику страны, создавая новые рабочие места и являясь крупными налогоплательщиками.

При этом малая торговля является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство: в первую очередь производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности.

Уровень развития торговли неоднороден по различным территориям Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями, товарным ассортиментом, то есть в показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей.

Недостаточный уровень развития современной торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, сужению ассортимента, недостаточной прозрачности отрасли, низкой собираемости налогов.

Минэкономразвития России поддерживает формирование торговой политики, обеспечивающей развитие всех торговых форматов и каналов сбыта для всех категорий производителей, создание благоприятных условий для конкуренции и развития торговли.

Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания.

По данным Росстата, доля сетевой торговли в Российской Федерации - 26,6%. В ведущих странах мира сетевая торговля занимает от 65% до 95%, что свидетельствует о том, что рынок розничной торговли в Российской Федерации, в значительной степени менее монополизирован, чем розничные рынки развитых стран мира. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, а также нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (статья 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

Хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, доля которого превышает 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах административно-территориального образования, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям (статья 14 Закона о торговле).

Статьей 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе запрещено установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В случае, если лицо считает, что в действиях хозяйствующих субъектов содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, оно вправе обратиться с заявлением в ФАС России, являющуюся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"), для проведения соответствующих мероприятий по проверке заявления о нарушениях антимонопольного законодательства.