III. Подготовка к проведению контрольного мероприятия по контролю за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, выделенных на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

III. Подготовка к проведению контрольного мероприятия

по контролю за использованием средств федерального бюджета

и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,

выделенных на текущий и капитальный ремонт, строительство

и реконструкцию объектов капитального строительства,

в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

8. При подготовке к проведению контрольного мероприятия за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, выделенных на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, рекомендуется изучить следующие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения (применительно к предмету контроля):

- БК РФ;

- Закон N 44-ФЗ;

- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год (годы);

- Правила предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 815;

- Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716;

- Правила принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941;

- Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 13;

- Правила принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 14;

- Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999;

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений";

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - приказ N 157н);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - приказ N 162н);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - приказ N 174н);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - приказ N 191н);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - приказ N 33н);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора";

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности";

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов";

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства";

- федеральная адресная инвестиционная программа, утверждаемая Министерством экономического развития Российской Федерации;

- типовая форма соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации, а также иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на утверждение указанной формы;

- иные нормативные правовые акты Российской Федерации (далее - НПА).

9. В целях изучения вопросов законности финансово-хозяйственных операций, связанных с выполнением работ по текущему и капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, целесообразно изучить (рассмотреть) соблюдение применительно к предмету контроля положений НПА в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, указанных в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

При проведении контрольных мероприятий учитываются положения НПА, относящихся к предмету контроля, но не регулирующих бюджетную сферу, в случае если нарушения указанных НПА свидетельствуют о финансовых нарушениях.

В целях подготовки к проведению контрольного мероприятия и оказания практической помощи ревизорам (проверяющим), в настоящих Методических рекомендациях приводятся отдельные положения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, разъясняющие вопросы, касающиеся деятельности объектов контроля подлежащих изучению (проверке).

10. В целях контроля, осуществляемого в рассматриваемой сфере в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, проверяется соблюдение требований соответствующих положений Закона N 44-ФЗ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (применительно к предмету контроля).

11. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия осуществляется предварительное изучение объекта контроля и предмета контроля, в том числе анализ информации об объекте контроля, имеющейся в открытом доступе, и сведений из информационной системы Федерального казначейства "Автоматизированная система Федерального казначейства" и иных информационных систем, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство. При проведении данных действий рекомендуется:

определить источники информации о деятельности объекта контроля;

осуществить сбор и предварительный анализ необходимой информации о сфере деятельности объекта контроля с учетом специфики предмета контроля;

сформировать перечень НПА Российской Федерации, правовых актов объекта контроля, применяемых объектом контроля при осуществлении своей деятельности в части, касающейся предмета контроля.

12. При проведении контрольного мероприятия рекомендуется изучить следующие документы объекта контроля (в части, касающейся предмета контроля):

правоустанавливающие документы объекта контроля (устав юридического лица, учредительные документы);

учетную политику объекта контроля;

приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации активов и обязательств объекта контроля применительно к предмету контроля;

должностные регламенты (инструкции) служащих (работников) объекта контроля, деятельность которых связана с предметом контроля;

документы, подтверждающие полномочия руководителя (директора) и главного бухгалтера;

банковские документы в части проверяемых средств;

главную книгу, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета, бюджетную (бухгалтерскую) отчетность за проверяемый период;

бюджетную роспись, бюджетную смету, расходные расписания (для организаций, имеющих статус казенного учреждения);

план финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля (бюджетного или автономного учреждения, унитарного предприятия);

первичные сводные сметные расчеты стоимости строительства;

государственное задание, отчет о выполнении государственного задания;

материалы об утверждении проектной документации;

справки о направлении собственных, заемных и других средств на финансирование строек и объектов при смешанном финансировании;

титульные списки вновь начинаемых строек и объектов с разбивкой по годам на весь период строительства с выделением пусковых комплексов (очередей);

титульные списки переходящих строек и объектов с указанием объемов государственных капитальных вложений и строительно-монтажных работ на соответствующий год, утвержденные объектом контроля;

заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

общий и (или) специальный журнал учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

иные документы по учету работ (услуг) в капитальном строительстве, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по статистике;

планы закупок, планы-графики закупок;

правовой акт федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации об утверждении требований к закупаемым им, его территориальными органами и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями (при их наличии) отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг);

правовой акт федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, его территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений (при наличии);

государственные контракты (контракты, договоры), относящиеся к предмету контроля, включая все изменения и дополнения к ним;

документы о приемке выполненных работ по текущему и капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства (их отдельных этапов);

иные документы объекта контроля, относящиеся к предмету контроля.

13. На этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия рекомендуется определить правовые основания осуществления объектом контроля работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также статус объекта ремонта в части отнесения к памятникам культурного наследия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГрК РФ правовым основанием осуществления объектом контроля работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства является разрешение на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, когда в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

14. При определении прав на земельный участок рекомендуется обращать внимание на кадастровый план земельного участка, определяющий его границы, с целью проверки отсутствия фактов производства работ (например, благоустройства территории) за пределами земельного участка.

15. В ходе проведения контрольных мероприятий необходимо также обращать внимание, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, с которыми в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения таких договоров.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 39.11 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

16. При нахождении объектов капитального строительства в долевой собственности или при передаче части объекта капитального строительства по договору аренды или на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации, в части содержания общего имущества.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Так как отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности, статьи 249, 289, 290 ГК РФ, а также статьи 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

При этом размер доли в праве общей собственности на общее имущество и, соответственно, затрат на текущий и капитальный ремонт общего имущества определяется пропорционально площади находящихся в собственности помещений.

17. В рамках осуществления контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности соответствующих финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (применительно к предмету контроля).

Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.

18. При подготовке к проведению контрольного мероприятия по контролю за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, выделенных на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства рекомендуется учитывать следующее.

В соответствии с разделом III Методики определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Методика N 1084), затраты на капитальный ремонт государственного имущества определяются на основании затрат, связанных со строительными работами, и затрат на разработку проектной документации.

Так, согласно пункту 104 Методики N 1084 затраты на строительные работы, осуществляемые в рамках капитального ремонта, определяются на основании сводного сметного расчета стоимости строительства, разработанного в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Затраты на разработку проектной документации определяются в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ и с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 105 Методики N 1084).

Согласно разделу IV Методики N 1084 затраты на финансовое обеспечение строительства, реконструкции объектов капитального строительства определяются также в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ.

19. Пунктом 2.1.4 раздела II Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 620, предусмотрено, что цена разработки проектной документации по объектам, для которых цены в справочниках не приведены и не могут быть приняты по аналогии, может быть определена на основании калькуляции затрат по форме 3п, приведенной в приложении 2 МДС 81-35.2004.

На основании пункта 4.90 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), расчет начальной (максимальной) цены контракта на осуществление проектных и изыскательских работ определяется на основе утвержденных в установленном порядке справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ.

Перечень действующих документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и изыскательских работ, утвержден приказом Росстроя от 20 апреля 2007 г. N 110.

20. Пунктом 6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, установлено, что если строительство или реконструкцию объекта капитального строительства планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, то вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации проводится проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 427, Порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости соответственно).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости проверка сметной стоимости может осуществляться как одновременно, так и после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Пунктом 1.1 Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости установлены случаи осуществления капитального ремонта, сметная стоимость которых подлежит проверке достоверности сметной стоимости (требование введено с 29 июня 2017 года).

Сметная стоимость работ по капитальному ремонту в остальных случая, а также сметная стоимость текущего ремонта и стоимость проектных и изыскательских работ не подлежат проверке достоверности сметной стоимости работ.

21. Наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Соответственно при наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость проверки правильности применения сметных нормативов, в том числе единичных расценок, отсутствует.

22. При изучении вопроса о формировании НМЦК на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства необходимо проверить исключение из сводного сметного расчета сводного сметного расчета затрат по п.п. 1, 2.1 Главы 1 "Подготовка территории строительства"; п.п. 9.9, 9.11, 9.13, 9.14 Главы 9 "Прочие работы и затраты"; Главы 10 "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строительства"; Главы 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" Приложения 8 "Рекомендуемый перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства" МДС 81-35.2004, а также иных работ, осуществление которых не предусмотрено техническим заданием на производство работ.