IV.10.1. Контроль целевого использования (расходования) средств федерального бюджета

IV.10.1. Контроль целевого использования (расходования)

средств федерального бюджета

123. В рамках осуществления контроля целевого использования (расходования) средств федерального бюджета необходимо учитывать, что, исходя из подпункта 5(1).2 пункта 5(1) раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н), расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности отражаются по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

124. Согласно пункту 3 раздела V Указаний N 65н разработка проектной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов, проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций) отражается по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

125. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по выплате гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации отражаются по виду расходов 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья".

126. Расходы бюджетного учреждения по оплате договора на реконструкцию административного здания отражаются по виду расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" и относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств".

127. Расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные согласно Указаниям N 65н к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (письмо Минфина России от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065).

Таким образом, расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе расходы на оплату мероприятий по текущему ремонту, следует отражать по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" классификации расходов бюджетов.

128. В случаях неоднозначности толкования тех или иных понятий в сфере строительства либо при отсутствии в НПА определений тех или иных понятий в сфере строительства целесообразно инициировать направление запроса в целях получения разъяснений в Минстрой России, за которым в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, закреплены полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.

129. При осуществлении контроля целевого использования (расходования) средств федерального бюджета необходимо также учитывать, что объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств указана в пункте 1 статьи 306.4 БК РФ, в соответствии с которой нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом в соответствии с пунктом 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" необходимо учитывать, что если, исходя из содержания перечней расходов бюджета, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, наименований статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью классификации операций сектора государственного управления участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей классификации операций сектора государственного управления, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.