Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. О вариативных формах и процедурах аттестации

П. 2.3 Положения предполагает проведение аттестационных (экспертных) процедур на основе действующих тарифно - квалификационных характеристик. При этом экспертная оценка производится по двум основным параметрам - профессиональная компетентность аттестуемого и эффективность его труда.

В то же время необходимо, чтобы предлагаемые на выбор аттестуемому формы и процедуры были:

во-первых, не более сложны, чем в предшествующем Положении;

во-вторых, реально содержали возможность для аттестуемых их широкого выбора (не менее 3 - 4 вариантов).

Традиционная схема прошлых лет предполагала два направления аттестации со следующими наборами форм экспертизы:

профессиональная компетентность аттестуемого - экзамен, собеседование, результаты повышения квалификации, защита рефератов, представление методических разработок аттестуемого;

результаты деятельности аттестуемого - на основе анализа результатов образовательного процесса, проведенных внеклассных (внешкольных) мероприятий, ознакомления с результатами освоения обучающимися образовательных программ (на основании внутришкольного и итогового контроля).

Обращаем внимание на то, что на уровне аттестационной комиссии образовательного учреждения оценка компетентности работника производится на основе анализа документально зафиксированных результатов повышения его квалификации, а также участия в реализации планов работы учреждения (творческие отчеты, выступления на совещаниях, советах и семинарах и т.п.). Рассмотрение авторских разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.

Оценка эффективности труда аттестуемого производится на основе сравнительного анализа документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, осуществляемого руководством данного учреждения (собеседований, анализа выполнения должностной инструкции, результатов письменного или устного контроля и т.п.).

При аттестации руководителя образовательного учреждения учитывается представление органа самоуправления учреждения на аттестуемого, а именно совета, педагогического совета, попечительского совета и т.д. образовательного учреждения.

Внешняя экспертиза компетентности и эффективности труда педагогических и руководящих работников производится на уровне соответствующей аттестационной комиссии, согласно п. 3.1 Положения.

При этом внешняя оценка компетентности работника производится на основе документально зафиксированных результатов его участия в реализации планов работы педагогического сообщества подведомственной территории (мероприятия районного (городского), областного (краевого, республиканского), федерального уровней; публикации, конкурсы профессионального мастерства, работа в профессиональных объединениях и т.п.).

Внешняя оценка эффективности труда работника производится и на основе документально зафиксированных результатов инспектирования (изучение служебной документации) и планового итогового контроля.

Изучение и оценка текущих и промежуточных результатов труда работника производятся внешними экспертами на основании приказа по образовательному учреждению, при этом желание работника пригласить дополнительных внешних экспертов для оценки текущих результатов его труда должно быть оформлено личным заявлением.

Педагогические работники имеют право в дополнение к указанному перечню представить в аттестационные комиссии любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие его личную компетентность и эффективность его труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований его обучающихся, выступления, доклады на научно - практических конференциях и др.).

Минобразование России считает, что приведенный перечень вариативных форм и процедур может играть роль минимального набора, предлагаемого аттестуемым педагогам для выбора, согласно п. 2.3 Положения.

В соответствии с законодательством учитывается регулярность повышения квалификации работника в рамках системы дополнительного профессионального педагогического образования. Решением коллегии Минобразования России в 2000/01 учебном году Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования поручено разработать пакет учебных программ, нацеленных на помощь аттестуемым работникам и экспертам соответствующих аттестационных комиссий.