2.1.5. Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений представителей бизнеса в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местные администрации муниципальных образований, а также к представителям территориальных органов Федеральной налоговой службы

2.1.5. Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений представителей бизнеса в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местные администрации муниципальных образований, а также к представителям территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Необходим комплексный подход к проблеме сокращения доли "теневой" экономики, а также усиленное межведомственное взаимодействие всех органов и уровней власти.

Перевод "теневого" бизнеса в легальный статус становится все более важной задачей для органов власти и налоговых органов. Ключевым направлением деятельности является повышение привлекательности легализации для малого бизнеса посредством "мягкого", информационного и разъяснительного воздействия.

В рамках деятельности по мотивированию предпринимателей вывести бизнес "из тени" рекомендуется применять информационные кампании. Хороших результатов можно достичь посредством создания условий по упрощенной легализации "серых" предприятий в связке с информационной кампанией по разъяснению преимуществ легальной деятельности, взаимодействия налоговых органов с банками с целью нивелирования схем по уклонению от уплаты налогов. В дополнение к такому подходу важно обеспечение вертикального и горизонтального взаимодействия между различными уровнями власти и ведомствами посредством объединения информационных систем.

На региональном и муниципальном уровнях предлагается создать единую онлайн-площадку для обработки обращений представителей бизнеса к органам исполнительной власти регионов и муниципальных образований, а также к представителям территориальных органов Федеральной налоговой службы для обсуждения вопросов в области налоговой политики, сложившейся практики налогового администрирования и реформ в налоговой сфере.

Целью создания онлайн-площадки является развитие кооперации между бизнес-сообществом, с одной стороны, и налоговыми органами, органами государственного управления и органами местного самоуправления, с другой. В перспективе подобная практика будет укреплять доверие между бизнесом и властью, способствуя повышению собираемости налогов.

Рекомендуется в рамках единой онлайн-площадки организовать прием обращений представителей бизнеса, предполагающий обязательные ответы представителей администраций региона, муниципального образования, налоговых органов.

Кроме того, может быть организован форум для обсуждения вопросов, связанных с существующей налоговой политикой, сложившейся практикой налогового администрирования и с реформами в налоговой сфере, с возможностью вовлекать представителей органов исполнительной власти региона или муниципального образования, а также представителей налоговых органов в обсуждение.

Данная рекомендация основана на опыте зарубежных стран, где подобные онлайн-площадки были созданы, разработана методология деятельности, состоящая из трех компонентов: привлечение бизнес-сообщества к обсуждению принимаемых мер; обеспечение полного понимания всеми сторонами характера и масштаба принимаемых мер; глубокая проработка мер посредством детального планирования шагов на каждом этапе реализации.

Онлайн-платформа предназначается для высказывания разных мнений по поводу важных и конфликтных предложений. Высказываемые замечания носят чисто консультативный характер. Онлайн-площадка может помочь опросу мнений среди предпринимательской общественности. Платформа действует наряду с другими способами привлечения предпринимателей к решению вопросов, касающихся проблем налогового администрирования (консультации, информационные кампании). Техническая сторона платформы может быть разработана при содействии частной компании, управление платформой должно находиться полностью под эгидой государственных органов.

Для реализации этой практики в субъектах Российской Федерации необходимо разработать и внедрить соответствующие технологические площадки. Наибольший положительный эффект этот механизм может принести при наличии процедур, позволяющих учесть выраженные участниками взаимодействия мнения. В этом случае со стороны региональных органов исполнительной власти дополнительно потребуется разработка нормативных актов, регламентирующих процесс взаимодействия, а именно - процесс сбора, анализа и консолидации предложений со стороны участников взаимодействия.

Последние тенденции в развитии налоговых систем различных стран показывают, что все большее значение приобретает вовлечение налогоплательщиков в обсуждение опыта взаимодействия с налоговыми органами, а также в разработку новых норм. Такое взаимодействие оказывается выгодным обеим сторонам: снижаются издержки деятельности налоговых органов, повышаются доверие и понимание налогового процесса налогоплательщиками, повышается эффективность деятельности налоговых органов и растут налоговые поступления.

Диалог с налогоплательщиками позволяет предупреждать проблемы применения правовых норм еще на этапе проектирования, что приводит к снижению издержек деятельности органов власти субъекта Российской Федерации, налогового органа.

Важнейшим и финальным звеном системы сбора и обработки информации от налогоплательщиков должен стать механизм трансформации полученных данных в легальную форму, который позволит обеспечить прозрачную процедуру получения и обработки собранных данных, а также принципы, согласно которым происходит принятие или отклонение предложенных поправок.

Внедрению онлайн-платформы для общения государственных структур с бизнес-сообществом присущ ряд преимуществ, угроз и недостатков. К преимуществам относится снижение расходов на администрирование налогов и повышение эффективности их использования; прямой доступ к предпринимателям, налогоплательщикам и интерактивный характер взаимодействия с предпринимателями. В качестве недостатков следует учитывать то, что взгляды участников процесса на важные составляющие могут сильно отличаются друг от друга; возможно изначальное недоверие со стороны групп интересов; трудности в учете собранных замечаний.