См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

Международная кооперация и экспорт

Актуальность. Внешнеторговый баланс России традиционно находится в положительной зоне. Положительное сальдо наблюдалось даже в моменты кризисного падения цен на сырьевые товары. В то же время структура российского экспорта остается недиверсифицированной - более 60% в нем составляют энергоносители. Действующая система внешнеэкономических институтов не обеспечивает в должной мере ни эффективной защиты внутренних рынков, ни поддержания конкурентоспособности российских товаров за рубежом. Низкая диверсификация экспорта товаров несет риски значительных колебаний курса национальной валюты, повышает зависимость внутренних макроэкономических параметров от внешних условий, внешнеторговые операции перестают быть источником экономического роста и превращаются в фактор его сдерживания.

Цели. Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" направлен на формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны, достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, а также формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами - членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.

Мероприятия. Ключевыми мероприятиями, направленными на достижение целей национального проекта станут: (1) ориентация промышленной, аграрной и торговой политики на международную кооперацию и внешние рынки; (2) сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли; (3) организация (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна"; (4) завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году); (5) устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта; (6) создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации за рубежом; (7) завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы.