См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

3.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие института государственных (муниципальных) программ на проектных принципах управления. С учетом интеграции предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 национальных проектов (программ) государственные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной (текущей) деятельности государственных органов, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.

Предполагается внедрение комплексного механизма аудита (обзора) бюджетных расходов.

Будет внедрена система управления налоговыми расходами (выпадающими доходами бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным программам) и обеспечена ее интеграция в бюджетный процесс.

Кроме того, в целях повышения операционной эффективности бюджетных расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур планирования и технологий исполнения бюджета, включая:

- расширение практики внедрения обоснований расходов для получателей бюджетных средств и создание на федеральном уровне единой системы обоснования расходов, включающей в себя обоснования плановых сметных показателей и сформированные на их основе обоснования бюджетных ассигнований;

- введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;

- формирование и ведение реестра конечных получателей субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- унификацию процессов представления субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, а также отчетов об их использовании;

- формирование методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов;

- совершенствование процедур государственной регистрации актов гражданского состояния в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;

- продолжение работы по установлению общих требований к правилам предоставления грантов в форме субсидий различным категориям грантополучателей, а также разработке и утверждению типовых форм соглашений о предоставлении указанных грантов;

- распространение применения механизма казначейского сопровождения в отношении иных видов целевых средств, в том числе с применением казначейского обеспечения обязательств;

- совершенствование санкционирования оплаты денежных обязательств на основании универсального передаточного документа, а также публичных нормативных обязательств на основании достоверных данных о получателях выплат, хранящихся в государственных информационных системах;

- внедрение бюджетного мониторинга на всех этапах бюджетного процесса;

- внедрение межведомственного взаимодействия при предоставлении и использовании бюджетных средств;

- создание модели управления рисками и применения оперативных мер реагирования, разработка критериев выявляемых (предполагаемых) нарушений;

- предоставление социальных выплат и социальных услуг населению преимущественно в виде электронных социальных сертификатов.

В сфере управления временно свободными остатками средств федерального бюджета предполагается:

- переход к функционированию единого казначейского счета (в Банке России - единый казначейский счет, в Федеральном казначействе - казначейские счета публично-правовых образований и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса), что позволит также сократить сроки проведения операций;

- дальнейшее развитие инструментов управления ликвидностью: размещение временно свободных остатков на депозитах через клиринговые организации, проведение операций на организованных торгах.

В целях обеспечения справедливой конкуренции на рынке государственных (муниципальных) услуг в предстоящем периоде предстоит завершение формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей доступ негосударственных организаций к оказанию государственных услуг.

Необходимым условием повышения эффективности бюджетных расходов также является обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов. В рамках данного направления предполагается:

- внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, устанавливающих единые принципы, определения и основания проведения проверок, ревизий и обследований, права и обязанности должностных лиц органов контроля и объектов контроля, закрепляющих риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающих исключение дублирования контрольных мероприятий органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

- обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе путем внедрения и применения единых федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

- совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности в целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности, путем внедрения и применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

- стандартизация, оптимизация и унификация процессов и процедур ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, а также повышение качества документирования информации об объектах учета и ведения учета, достоверности отчетности;

- создание гибких и адаптивных информационных технологий, автоматизирующих процессы и процедуры документирования информации об объектах учета, ведения учета и составления отчетности;

- переход на единые стандарты электронной финансовой информации, используемые в процессе бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, позволяющие обеспечить ее автоматическую обработку, последующее исполнение, а также гарантировать юридическую значимость;

- развитие методологии формирования информации по статистике государственных финансов;

- обеспечение открытости и прозрачности бюджетных данных и вовлечение в бюджетный процесс граждан;

- информационное наполнение единого портала бюджетной системы Российской Федерации, как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества, данными субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В целях повышения эффективности государственных расходов предполагается дальнейшее развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством:

- обеспечение функционирования операторов электронных площадок при осуществлении закупок в электронной форме для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок в электронной форме, осуществляемых отдельными видами юридических лиц среди субъектов малого предпринимательства;

- дальнейшего наполнения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком по результатам реализации пилотного проекта, предусматривающего создание единого агрегатора торговли - информационного ресурса;

- дальнейшего упрощения действий должностных лиц заказчиков при нормировании, планировании, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и участников закупок при подготовке заявок на участие в закупках;

- ведение в единой информационной системе в сфере закупок реестра участников закупок;

- упорядочения полномочий органов контроля.

В целях формирования комплекса конкретных мер по повышению эффективности бюджетных расходов Правительством Российской Федерации будет утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 - 2024 гг.