См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

Денежно-кредитная политика крупнейших развитых стран

Процентные ставки ЕЦБ сохраняются вблизи нуля (ключевая процентная ставка составляет 0%, ставка по депозитам в центральном банке -0,4%) и осуществляются покупки активов на открытом рынке. В июне 2018 года ЕЦБ сообщил, что ожидает сохранения нулевых ставок до лета 2019 г. а покупки по программе покупки активов будут продолжаться в течение всего 2018 г., после чего они должны прекратиться. После этого, для сохранения стимулирующего эффекта ЕЦБ планирует продолжать реинвестировать доходы от погашения активов, поддерживая показатели баланса неизменными еще какое-то время.

Определяющая денежно-кредитную политику Банка Англии ставка в ноябре 2017 г. и августе 2018 г. повышалась на 25 б.п. до 0,75% годовых, что стало следствием ускорения инфляции. Банк Англии намерен приступить к сокращению своего баланса после достижения ставкой денежного рынка уровня 1,5% годовых. Ранее планировалась начать этот процесс при достижении 2% годовых.

В США восстановление экономики началось раньше и идет быстрее, чем в большинстве развитых стран. ФРС США продолжает повышение целевой ставки федеральных фондов. В первой половине 2018 года произошло уже два повышения. На июньском заседании руководители ФРС США сообщили об ожиданиях еще двух повышений ставки во второй половине года. Объем ценных бумаг на балансе ФРС США к середине сентября текущего года сократился почти на 130 млрд. долл. США с пиковых значений, достигнутых в апреле 2017 года. Нормализация денежно-кредитной политики и ожидания дальнейшего роста долларовых ставок оказывают давление на цены рискованных активов по всему миру, а также способствуют к оттоку капитала с рынков развивающихся стран, в том числе из России.

Банк Японии в текущий момент держит отрицательную ключевую процентную ставку (-0,1%) и проводит масштабную программу выкупа финансовых активов, таргетируя доходность 10-летних облигаций вблизи нулевого уровня. Стенограммы последних заседаний говорят о том, что монетарные власти Японии планирует продолжить программу количественного смягчения и управление формой временной кривой доходности до тех пор, пока инфляция не достигнет целевых 2% и не стабилизируется на этом уровне.

Балансы центральных банков, % от ВВП

Разрыв выпуска

00000009.png

00000010.png

Источник: Bloomberg

Источник: МВФ

Таким образом, в настоящее время денежно-кредитная политика большинства ведущих центральных банков развитых стран остается относительно мягкой. Однако ускоренное повышение ставок в США и ожидания ужесточения политики в Еврозоне и Великобритании оказывают давление на конъюнктуру глобальных финансовых рынков и ограничивают спрос на рискованные активы. Это является фактором риска, способным снизить темпы экономического роста развивающихся стран и создать давление на цены на сырьевых рынках впервые.

В 2018 году впервые за 10 лет высока вероятность закрытия глобального негативного разрыва выпуска и перехода его в позитивную область. Это позволит перейти к нормализации денежно-кредитной политики (ДКП) в ряде стран, после десятилетия проведения сверхмягкой ДКП. Процесс ужесточения будет сопровождаться изъятием введенных ранее дополнительных экономических стимулов и может привести к "побочным эффектам" в виде активизации рисков для развивающихся стран. В ожидании нормализации ДКП на мировых финансовых рынках растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности - сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками.

Таким образом, во многих развитых странах и странах с формирующимися рынками экономическое оживление происходит на фоне широкого спектра краткосрочных рисков и долгосрочных вызовов. Эффект от наиболее вероятных изменений в мировой экономике и финансовых рынках в ближайшие годы будет неравномерным: выиграют те, кто успел осуществить структурные реформы, снизить зависимость от внешнего финансирования, исправить дисбалансы в бюджетной политике и провести оздоровление банковской и финансовой системы. К таким странам можно отнести Россию, Индию, Мексику.

Проигравшими станут страны, не признавшие прошлые ошибки в экономической политике и не пошедшие по пути подстройки к новой реальности. Такие страны за последние два года нарастили бюджетные и структурные дисбалансы, стали более зависимы от внешнего финансирования и/или накопили потенциал неустойчивости на внутренних финансовых рынках. Ухудшение внешних условий заимствований создаст значительные риски для таких стран. Наиболее зависимые от внешнего финансирования страны (такие как Аргентина или Турция) уже начали испытывать значительные трудности.