Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Производственная деятельность портов

Переработка грузов в морских портах России в 2018 году увеличилась на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 816,5 млн тонн.

Объем перевалки сухогрузов составил 387,4 млн тонн (+3,8%), а перевалка наливных грузов - 429,1 млн тонн (+3,9 процента).

По морским бассейнам лидирующее место по объему перегрузок в 2018 году продолжает сохранять Азово-Черноморский морской бассейн (33,3% от общего грузооборота морских портов).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 272,2 млн тонн (+0,9%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 119,1 млн тонн (+0,4%), наливных - до 153,1 млн тонн (+1,3 процента). Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 92,7 млн тонн грузов, что на 26,4% больше грузооборота аналогичного периода 2018 года. В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов уменьшился до 246,3 млн тонн (-0,5 процента). В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 200,5 млн тонн (+4,5 процента).

В 2019 году ожидается увеличение объемов перевалки грузов в российских морских портах на 3,3% к уровню 2018 года до 843,4 млн тонн.

В 2024 году переработка грузов в морских портах при базовом сценарии по сравнению с 2018 годом возрастет почти на 30%, при консервативном сценарии - на 26,5 процента.

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

Дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, ликвидация географических диспропорций спроса и предложения портовых мощностей является одной из важнейших стратегических задач развития интегрированной транспортной системы, обеспечивающей связь страны с внешними рынками.