Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является ускорение роста российской экономики до уровня более 3 процентов. Решение этой задачи позволит обеспечить темпы роста на уровне не ниже среднемировых и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира. Устойчивое увеличение темпов экономического роста также создаст надежную основу для достижения сопряженных целей в области развития человеческого капитала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни российских граждан.
В рамках работы по увеличению темпов экономического роста Правительством Российской Федерации разработан и реализуется пакет структурных мер, направленных на преодоление ограничений для роста российской экономики и расширение ее производственного потенциала.
Минэкономразвития России осуществило оценку эффекта реализуемых мер на долгосрочные темпы экономического роста на основе подходов, предложенных в статьях and Gal (2016) <2> и Lusinyan (2018) <3>. В основе данного метода лежит производственная функция Кобба-Дугласа с постоянной отдачей от масштаба. Для каждого из компонентов производственной функции оцениваются панельные регрессии по выборке развитых и развивающихся экономик, которые измеряют зависимость капитала, труда, общей факторной производительности от различных структурных переменных, аппроксимирующих реализуемые меры экономической политики. Совокупное влияние на экономический рост оценивается с помощью следующего уравнения:
--------------------------------
<2> , B., and P. Gal (2016), The Quantification of Structural Reforms in OECD Countries: A New Framework. OECD ECO/WKP(2016)78.
<3> Lusinyan, L. (2018), Assessing the Impact of Structural Reforms Through a Supply-side Framework: The Case of Argentina. IMF WP/18/183.
где Y - объем валового внутреннего продукта в постоянных ценах, N - численность населения, K - капитал, L - численность занятых в экономике, WP - численность рабочей силы, - эластичность выпуска по капиталу, TFP - общая факторная производительность, z - набор структурных переменных. Предполагается, что соотношение рабочей силы и численности населения задано на прогнозном горизонте.
В выборку вошли 57 стран, из которых 30 относятся к группе развитых, а 27 - это страны с формирующимися рынками. Источником данных по объему валового внутреннего продукта, запасу капитала, занятости и другим макроэкономическим переменным стали базы данных МВФ (IMF World Economic Outlook), Всемирного банка (World Bank World Development Indicators), The Penn World Tables и другие. Для структурных переменных, характеризующих качество регулирования, государственного управления, инфраструктуры, конкурентной среды, уровень доступности технологий и инновационной активности и т.д., использовались данные Всемирного экономического форума (World Economic Forum) и Всемирного банка (World Bank World Governance Indicators). Максимальный период охватывает 1996 - 2017 годы, но варьируется для разных стран в зависимости от доступности данных. Результаты регрессионной оценки приведены в таблицах 8 - 10.
Для получения количественных оценок эффектов мер экономической политики для России использовалось предположение об улучшении соответствующих структурных показателей до уровней, наблюдаемых в динамично растущих странах с формирующимися рынками (Чехия, Южная Корея), развитых странах - экспортерах сырья (Австралия, Новая Зеландия), европейских странах с сопоставимым среднедушевым уровнем ВВП на душу населения (Португалия, Польша). При этом предполагалось, что полный эффект мер реализуется на долгосрочном горизонте.
В зависимости от сценария развития вклад реализуемых мер в среднегодовой темп роста ВВП на душу населения в ближайшие шесть лет оценивается на уровне от 1,2 до 1,7 п.п. В среднем увеличение ВВП в результате реализации структурных мер экономической политики в ближайшие шесть лет оценивается на уровне 1,5 п.п.
Согласно результатам модели, основным фактором ускорения экономического роста в ближайшие годы станет увеличение инвестиционной активности (вклад данного фактора в совокупный прирост подушевого ВВП в период до 2024 года оценивается на уровне 7,3 п.п. из 8,6 п.п.). Увеличению запаса основного капитала будут способствовать повышение качества регулирования, внедрение новейших технологий, развитие инфраструктуры, а также улучшение конкурентной среды.
Вторым по значимости фактором ускорения экономического роста станет повышение уровня участия в рабочей силе. В то же время с учетом неблагоприятной демографической ситуации вклад данного фактора будет ограниченным (0,8 п.п. до 2024 года).
Определенный вклад в повышение темпов роста подушевого ВВП также внесет увеличение общей факторной производительности, которое станет результатом повышения инновационной активности в российской экономике.
- Оценка вклада структурных мер экономической политики в повышение темпов роста ВВП на душу населения на период до 2024 года
- Таблица 8. Результаты эконометрической оценки: капитал
- Таблица 9. Результаты эконометрической оценки: трудовые ресурсы. Таблица 10. Результаты эконометрической оценки: совокупная факторная производительность
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей