Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Организация методической работы

73. Методическая работа является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности начальника училища, его заместителей, всего офицерского и преподавательского состава. Она должна быть направлена на совершенствование методики обучения, воспитания и развития обучающихся, разработку новых, эффективных методов организации и ведения образовательного процесса, обобщение и распространение передового опыта обучения, развития и воспитания обучающихся.

74. Центрами методической работы в училище являются: методический кабинет, предметно-методические комиссии, роты.

Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания обучающихся, оказания помощи преподавателям и офицерам-воспитателям в повышении их педагогической квалификации в училище создается методический кабинет.

Методическим кабинетом руководит методист учебного отдела (отделения).

Методический кабинет обеспечивает накопление учебно-методических материалов, выставки педагогической и методической литературы, по возможности организует выпуск методических сборников (бюллетеней). При необходимости на базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия с офицерским и преподавательским составом.

Положение о методическом кабинете разрабатывается в училище.

75. Методическую работу в училище организует учебный отдел.

Основными формами методической работы являются:

лекции, доклады, семинары и собеседования по педагогике, психологии, школьной гигиене, методике обучения, воспитания и развития обучающихся;

методические сборы, методические конференции и совещания;

заседания педагогического совета училища;

заседания предметно-методических комиссий, ротные педагогические совещания;

инструкторско-методические, показные и открытые занятия;

взаимное посещение занятий;

подготовка докладов, методических разработок по теоретическим и методическим вопросам;

самостоятельная работа офицеров и преподавателей и другие.

76. План методической работы разрабатывается на учебный год в соответствии с приложением N 20 к настоящей Инструкции и включает наиболее важные методические мероприятия, проводимые в масштабе училища под руководством начальника училища и его заместителей.

В плане указываются: повестки заседаний педагогического совета училища, методические конференции, учебно-методические сборы, лекции по педагогике, психологии, школьной гигиене, методике обучения, развития и воспитания обучающихся, семинарские занятия по педагогике и методике воспитательной работы, инструкторско-методические и показные занятия по предметам военной (морской, специальной) подготовки, проводимые начальником училища и его заместителями, совместные заседания родственных предметно-методических комиссий и совместные педагогические совещания рот одного курса, тематика методических докладов и разработок (пособий), докладов по обобщению передового опыта работы и другие.

Кроме того, учебный отдел (отделение) разрабатывает план проведения открытых уроков на полугодие по предметам общеобразовательной, военной (морской, специальной) подготовки в соответствии с приложением N 21 к настоящей Инструкции.

77. Командиры рот и старшие преподаватели организуют и проводят методическую работу при участии методиста учебного отдела (отделения). Они организуют и проводят с подчиненными методические занятия и совещания, ротные педагогические совещания, заседания предметно-методических комиссий, своевременно разрабатывают необходимые учебно-методические документы, доклады, методические пособия (разработки), контролируют качество проведения занятий, оказывают помощь подчиненным в их проведении.

Командиры рот намечают мероприятия по методической работе с офицерами рот в плане методической работы роты, старшие преподаватели - в плане работы предметно-методической комиссии.

78. Заседания предметно-методических комиссий и ротные педагогические совещания проводятся по необходимости, но не реже одного раза в месяц.

На заседаниях предметно-методических комиссий и ротных педагогических совещаниях рассматриваются:

мероприятия по обеспечению жизнедеятельности училища;

вопросы совершенствования методов обучения, развития и воспитания обучающихся на учебных занятиях;

качество проведения открытых уроков (непосредственно после их проведения);

состояние воспитательной работы с обучающимися;

итоги учебы и мероприятия по повышению успеваемости и организации помощи обучающимся;

методические пособия (разработки), планы проведения занятий, лекций;

вопросы организации внеклассной работы по предметам обучения (дисциплинам);

вновь вышедшие учебники и учебные пособия по предметам обучения (дисциплинам);

методическая и специальная (научно-исследовательская) литература по предметам обучения (дисциплинам);

мероприятия по оборудованию кабинетов, учебных мастерских, классов (оркестровых студий), учебных полей, спортивных залов и спортивных площадок, созданию наглядных пособий, использованию технических средств обучения на учебных занятиях;

результаты проверки учебных занятий, итоги проведения контрольных работ, зачетов и экзаменов;

предложения по улучшению качества учебно-воспитательной работы и другие.

Предметно-методическая комиссия преподавателей физической подготовки, кроме того, рассматривает совместно с медицинской службой училища вопросы физического развития обучающихся, совершенствования спортивно-массовой работы, подготовки спортсменов-разрядников, результаты проводимых спартакиад и других состязаний.

На ротных педагогических совещаниях, наряду с названными вопросами, обсуждаются:

мероприятия по установлению единства требований к обучающимся и согласованности в работе офицеров-воспитателей и преподавателей роты;

педагогические характеристики обучающихся;

четвертные и годовые оценки по поведению;

согласованные меры по индивидуальному воспитанию отдельных обучающихся.

На заседании предметно-методической комиссии и ротном педагогическом совещании заслушивается доклад (сообщение, информация) по рассматриваемому вопросу, проводится обсуждение доклада (сообщения, информации), принимается решение (методические рекомендации). Обсуждение может завершаться указаниями старшего начальника, присутствующего на заседании (совещании).

Каждое заседание предметно-методической комиссии и ротного педагогического совещания оформляется в книге протоколов, которую ведет старший преподаватель (командир роты).

79. Для рассмотрения вопросов организации обучения и воспитания обучающихся в училищах создаются педагогические советы на правах совещательного органа.

В состав педагогического совета входят: начальник училища (председатель), начальник учебного отдела (отделения), заместитель начальника училища по воспитательной работе, заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению, начальник группы профессионального психологического отбора, один из офицеров учебного отдела (секретарь), методист учебного отдела (отделения), начальник медицинской службы училища, командиры рот, старшие преподаватели, начальник отделения кадров и строевого, имеющие право голоса при принятии решения.

Заседания педагогического совета училища проводятся не реже двух раз в учебную четверть. В особых случаях начальник училища имеет право созывать внеочередное заседание.

Заседания педагогического совета училища тщательно подготавливаются. Члены педагогического совета училища заранее знакомятся с повесткой дня заседания, с материалами и проектами решений.

По каждому вопросу, обсуждаемому на заседании педагогического совета училища, выносится решение, вступающее в силу после утверждения его начальником училища.

Все вопросы на педагогическом совете училища решаются простым большинством голосов.

Педагогический совет училища правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее двух третей его членов.

По наиболее важным обсуждаемым вопросам жизни и деятельности училища на заседание педагогического совета могут приглашаться и другие военнослужащие и гражданский персонал училища, а также родители обучающихся (лица, их заменяющие).

Протоколы педагогического совета училища ведутся в отдельной книге. Записи в книге протоколов ведет секретарь педагогического совета училища. В протоколе указываются номер и дата заседания, фамилии присутствующих, повестка дня, краткое содержание выступлений и решение по данному вопросу. Протокол подписывается секретарем педагогического совета училища. К протоколу прилагается текст доклада (тезисы).

80. Лекции, доклады и семинары по педагогике, психологии, школьной гигиене и методике обучения, развития и воспитания обучающихся, а также совместные педагогические совещания рот одного курса и заседания предметно-методических комиссий родственных предметов (дисциплин) намечаются учебным отделом (отделением) в плане методической работы и проводятся по наиболее важным темам, необходимым для повышения квалификации офицеров и преподавателей, решения актуальных вопросов учебной и воспитательной работы. Лекции должны читаться квалифицированно и являться основой для семинаров и дальнейшей самостоятельной работы офицеров и преподавателей.

Для чтения лекций по педагогике, психологии, музыковедению и школьной гигиене целесообразно приглашать научные кадры.

81. К методическим занятиям относятся инструкторско-методические и показные занятия, а также открытые уроки.

Инструкторско-методические занятия имеют целью отработать наиболее эффективные методические приемы проведения занятий по теме в целом или по отдельным учебным вопросам программы, а также установить единое понимание и толкование командирами и преподавателями учебных вопросов темы.

Инструкторско-методические занятия проводятся начальником училища, его заместителями, командирами рот и старшими преподавателями по наиболее важным и сложным темам учебной программы (дисциплины).

С прапорщиками (мичманами) и командирами отделений, заместителями командиров взводов из числа обучающихся, исполняющими на занятиях обязанности помощников руководителей занятия, на инструкторско-методических занятиях практически отрабатываются приемы обучения на тех учебных местах, где они будут непосредственно заниматься с обучающимися.

Показные занятия проводятся для офицеров, прапорщиков (мичманов) и обучающихся и имеют целью показать правильную, образцовую организацию и методику проведения занятия по определенной теме военной (морской, специальной) подготовки, порядок применения новых методических приемов, использования вооружения, техники, приборов и наглядных пособий.

Открытые уроки проводятся старшими преподавателями, преподавателями, командирами рот, офицерами-воспитателями не реже 1 - 2 раз в год в целях обмена опытом по методике проведения занятий, решения методических проблем обучения, воспитания и развития, проверки правильности организации и проведения занятий с обучающимися.

На открытых уроках, как правило, присутствуют все офицеры и преподаватели, проводящие занятия по данному предмету (дисциплине).

После открытого урока проводится его обсуждение и даются указания по методике проведения последующих занятий. Разбор открытого урока оформляется протоколом предметно-методической комиссии (ротного педагогического совещания).

82. Для обмена опытом учебной и воспитательной работы проводится взаимное посещение занятий офицерами (преподавателями). Офицеры и преподаватели могут посещать занятия по указанию старших начальников или по согласованию с офицером (преподавателем), проводящим данное занятие.

Целесообразно, чтобы старший начальник, посещая учебное занятие, приглашал с собой свободных от занятий преподавателей.

83. Семинары проводятся главным образом по проблемным вопросам педагогики и психологии, методике обучения, развития и воспитания обучающихся в целях углубления и расширения теоретических знаний, обмена положительным опытом и внедрения его в практику учебной и воспитательной работы в училище.

Участники семинаров, опираясь на педагогическую теорию, докладывают о своем опыте работы, опыте работы других офицеров и преподавателей по конкретным вопросам. Старший начальник подводит итог занятия, дает необходимые указания и рекомендации.

84. Конференции проводятся по теоретическим вопросам, вопросам методики преподавания отдельных предметов (дисциплин), проведения воспитательной работы и имеют целью повышение военных (военно-специальных), общегосударственных и методических знаний офицеров и преподавателей, обобщение передового опыта учебной и воспитательной работы, распространение его среди офицеров и преподавателей.

Конференции вырабатывают рекомендации по обсуждаемому вопросу.

85. Самостоятельная работа офицеров и преподавателей по совершенствованию знаний и методического мастерства является их прямой служебной обязанностью. Она должна служить основой успешной работы офицеров и преподавателей по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Самостоятельная работа офицеров и преподавателей периодически контролируется и направляется старшими начальниками.