Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Организация и планирование образовательного процесса

5. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности училища.

Обучение, воспитание и развитие обучающихся осуществляются в ходе учебных занятий, внеклассных и общественных мероприятий, выполнения обучающимися правил поведения и соблюдения внутреннего порядка, установленного в училище, текущего контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников.

6. Основу образовательного процесса составляет учебная и воспитательная работа с обучающимися под руководством преподавателей и офицеров (прапорщиков, мичманов) рот, осуществляемая в течение всего срока обучения в училище.

Образовательный процесс в училище организуется и проводится на учебных занятиях в классах (оркестровых студиях), учебных кабинетах, лабораториях, на практических полевых занятиях в стационарном учебном лагере (в ходе морской практики), в спортивных залах, на факультативных и кружковых занятиях, индивидуальных консультациях, внеклассных мероприятиях, в ходе самостоятельней подготовки по предметам обучения.

7. Основной формой образовательного процесса в училище являются учебные занятия в составе взводов (в нахимовских военно-морских училищах - классов (далее именуются - взводы), в военно-музыкальном училище - индивидуальные занятия) согласно расписанию занятий.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.05.2009 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

Продолжительность учебного занятия - 45 минут.

Все зачисленные в училище обучающиеся сводятся в роты согласно штату. Роты имеют постоянную нумерацию на весь период обучения. Предельная численность взводов - не более 25 человек. Состав взводов и рот определяется приказом начальника училища.

За каждым взводом (для проведения индивидуальных занятий - за каждым обучающимся) закрепляются преподаватели, которые обучают, как правило, со дня приема обучающихся в училище до их выпуска.

Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода (группы). При проведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительной техники (в военно-музыкальных училищах, кроме того, - по музыкальной литературе, музыкальному народному творчеству, сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, инструментоведению, истории русской военной музыки, методике обучения игре на духовых и ударных музыкальных инструментах), во время практических занятий по автомобильной подготовке, физике и химии взводы делятся на две учебные группы, а при изучении восточных языков - на три группы (в соответствии с требованиями программы обучения), в составе камерного ансамбля - на 7 - 8 подгрупп.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.05.2009 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обучение игре на духовых и ударных музыкальных инструментах, фортепиано, дирижированию, инструментовке и чтению партитур проводится индивидуально.

8. Занятия по предметам военной (военно-морской, специальной) подготовки проводят офицеры-воспитатели, командиры рот и преподаватели военной (военно-морской, специальной) подготовки.

Для проведения занятий по военной подготовке во взводе в качестве помощников руководителя занятий могут привлекаться офицеры-воспитатели других взводов данной роты и помощники офицеров-воспитателей.

Офицеры-воспитатели могут привлекаться в качестве руководителей и помощников руководителей занятий при проведении уроков по физической подготовке, а помощники офицеров-воспитателей - в качестве помощников руководителей занятий.

В военно-музыкальных училищах командиры рот привлекаются к проведению занятий по специальным музыкальным дисциплинам.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.05.2009 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Самостоятельная подготовка обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам.

Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в установленное распорядком дня время под руководством офицера-воспитателя, а в его отсутствие - помощника офицера-воспитателя (заместителя командира взвода из числа обучающихся).

В руководстве самостоятельной подготовкой, особенно на первом курсе, должны принимать участие преподаватели в целях научить обучающихся наиболее рациональным приемам выполнения заданий, привития им навыков самостоятельной работы.

На самостоятельную подготовку выделяются три учебных часа продолжительностью 50 минут каждый с 10-минутным перерывом между ними.

Организация и проведение самостоятельной подготовки периодически контролируется учебным отделом (отделением), командирами рот, методистом учебного отдела (отделения), старшими преподавателями предметно-методических комиссий, которые изучают и обобщают лучший опыт работы офицеров-воспитателей и доводят его до всех офицеров на ротных педагогических совещаниях. Результаты контроля заносятся в журнал контроля занятий (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

Результаты контроля анализируются в училище не реже одного раза в месяц.

10. Внеклассные занятия проводятся согласно отдельному расписанию. Предложения в расписание проведения индивидуальных и групповых занятий обсуждаются на заседании ротного педагогического совещания в начале каждой учебной четверти.

11. По окончании второго полугодия с обучающимися (кроме выпускного курса) в соответствии с учебным планом проводятся практические полевые занятия (морская практика) в стационарном учебном лагере.

12. В военно-музыкальном училище с обучающимися первого, второго и третьего курсов в течение трех недель проводится учебная практика в стационарном учебном лагере.

13. На период проведения учебных занятий в стационарном учебном лагере в училище разрабатывается план, а в ротах - расписание занятий на неделю.

14. Обучающиеся первого курса училища по профилю Военно-Морского Флота в течение двух недель проходят ознакомительную практику на кораблях Военно-Морского Флота и две - четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере училища, а обучающиеся второго курса в течение двух - четырех недель проходят практику на учебных кораблях Военно-Морского Флота и две - четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере.

15. Практические полевые занятия (практика на учебных кораблях) завершаются зачетом с выставлением оценок по предметам военной (морской) подготовки согласно требованиям программы обучения. Зачеты принимаются офицерами рот под контролем учебного отдела (отделения).

16. После сдачи зачетов по военной (морской) подготовке издается приказ начальника училища о переводе обучающихся на следующий курс.

Переводиться могут только те обучающиеся, которые по всем предметам учебного плана имеют годовые положительные оценки.

Планирование учебной и воспитательной работы

17. Учебный отдел (отделение) разрабатывает документы:

а) на учебный год:

учебный план и учебные программы;

план-календарь основных мероприятий училища;

план основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися;

план и тематические программы по командирской подготовке офицерского состава училища;

план и тематические программы по командирской подготовке прапорщиков (мичманов) училища;

перспективный план педагогической стажировки офицеров подразделений (на 5 лет);

учебная нагрузка преподавателей на учебный год;

план методической работы училища;

тематические планы по военной (морской, специальной) подготовке обучающихся;

план контроля учебной, методической и воспитательной работы в предметно-методических комиссиях и подразделениях училища, график проведения контрольных работ;

распорядок дня;

план развития и совершенствования учебно-материальной базы;

регламент служебного времени;

б) на полугодие (учебную четверть):

расписание учебных занятий с обучающимися;

расписание внеклассных занятий с обучающимися;

расписание проведения индивидуальных и групповых занятий;

план работы предметно-методических комиссий командиров рот и офицеров-воспитателей, специальных музыкальных дисциплин;

план проведения открытых уроков;

в) на месяц:

план учебно-воспитательной работы с обучающимися;

расписание занятий по командирской подготовке офицеров училища;

расписание занятий по командирской подготовке прапорщиков училища.

Кроме того, в учебном отделе (отделении) составляется, ведется и хранится следующая документация по организации образовательного процесса, отчетности по нему и другие документы:

сводные данные о результатах набора на первый курс, экзаменационные ведомости вступительных экзаменов, письменные экзаменационные работы всех кандидатов, протоколы заседаний приемной комиссии, расписание конкурсных вступительных экзаменов;

документация проверки психологической готовности всех кандидатов;

записи ответов и протоколы результатов собеседования с кандидатами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

расчет учебной нагрузки преподавательского состава и концертмейстеров;

сводные ведомости успеваемости обучающихся по учебным четвертям (полугодиям) и за год;

протоколы заседаний педагогического совета училища, предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей, совместных заседаний предметно-методических комиссий (педагогических совещаний рот одного курса) и материалы к ним;

экзаменационные ведомости государственной (итоговой) аттестации, экзаменационные, материалы и письменные экзаменационные работы, расписание проведения государственной (итоговой) аттестации, выписки из протокола заседания комиссии органа управления образованием по награждению выпускников золотой и серебряной медалями;

планы проверки рот, предметно-методических комиссий, копии приказов по результатам проверок, планы устранения недостатков, материалы письменных проверок обучающихся;

книга учета и записи аттестатов об основном общем образовании, похвальных листов;

книга учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании, золотых и серебряных медалей;

классные журналы и дневники изучения обучающихся за 5 последних лет;

аттестационные материалы на преподавателей из числа гражданского персонала;

отчет о результатах работы училища за учебный год.

Срок хранения перечисленных выше документов, если не оговорено особо, устанавливается 5 лет, срок хранения аттестационных материалов - 10 лет, книг учета и выдачи аттестатов об образовании - 10 лет в училище с последующей передачей их в архив.

18. План-календарь основных мероприятий училища на учебный год, план основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, план учебно-воспитательной работы на месяц, план проведения внеклассной работы разрабатываются начальником учебного отдела (отделения), заместителем начальника училища по воспитательной работе и утверждаются начальником училища.

19. Все документы планирования (если не оговорено особо) подписываются начальником учебного отдела (отделения) и утверждаются начальником училища.

(п. 19 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Все документы должны быть разработаны и утверждены не позднее чем за пять дней до начала учебного года, соответствующей учебной четверти (полугодия) или месяца с тем, чтобы на их основе осуществляли планирование командиры рот и старшие преподаватели.

21. Учебный план училища разрабатывается и утверждается непосредственно в училище на основании примерного учебного плана общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой Министерства обороны, который согласовывается с Главным управлением кадров, начальником, которому училище подчинено.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учебные программы по общеобразовательным дисциплинам разрабатываются на основе примерных программ среднего (полного) общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, и утверждаются начальником училища.

Дополнительные образовательные программы, направленные на проведение военной подготовки обучающихся, разрабатываются в училище самостоятельно на основании примерного распределения учебного времени по военной подготовке и примерных программ по военной подготовке, рекомендованных Главным управлением кадров, и утверждаются после согласования начальником училища.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учебный план и программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, после необходимого согласования утверждаются начальником училища и доводятся не позднее чем за один год до начала обучения по ним.

Учебный план и программы должны быть стабильными и действовать, как правило, в течение срока, не меньшего чем полный срок обучения в училище.

22. План-календарь основных мероприятий училища на учебный год разрабатывается заместителями начальника училища по учебной и воспитательной работе в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции и предусматривает:

по учебной работе: военную (морскую) подготовку обучающихся в подготовительный период, учебные занятия в течение года, выход в стационарный учебный лагерь, на стрельбы, экзамены и другие мероприятия, направленные на выполнение программы обучения;

по воспитательной работе: общеучилищные собрания, конференции, дни полководцев, дни воинской славы, торжественные собрания и другие мероприятия;

по командирской подготовке: командирские сборы, командирские занятия по группам, тренировки и практические занятия по специальности, зачеты и другие;

по методической работе: методические сборы, конференции, семинары, совещания, заседания педагогического совета училища, методического совета училища, родственных предметно-методических комиссий и предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей, лекции и доклады по вопросам обучения и воспитания обучающихся и другие мероприятия;

по спортивно-массовой работе: спартакиады, соревнования и кроссы, участие в гарнизонных и окружных соревнованиях, заседания спортивного комитета училища и другие.

23. План основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год разрабатывается заместителем начальника училища по учебной работе, заместителем начальника училища по воспитательной работе в соответствии с приложением N 3 к настоящей Инструкции и предусматривает:

по учебной работе: мероприятия, направленные на выполнение программ государственного образовательного стандарта, повышение уровня знаний и воспитанности обучающихся, проведение учебных экскурсий, подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации;

по воспитательной работе: мероприятия, проводимые в масштабе курсов, рот, училища отделением воспитательной работы, учебным отделом (отделением), общеучилищные собрания, тематические вечера, воинские ритуалы, читательские конференции, дни полководцев, дни воинской славы России, экскурсии, диспуты, смотры, конкурсы и другие;

по медико-санитарным мероприятиям: профилактические прививки, всесторонние обследования, лекции, беседы и демонстрации кинофильмов на санитарно-гигиенические темы и другие.

План основных мероприятий учебной и воспитательной работы с обучающимися на учебный год оформляется в виде схемы с указанием времени проведения мероприятий по месяцам.

24. Перспективный план педагогической стажировки офицеров подразделений (на 5 лет) составляется начальником училища, согласовывается с соответствующим органом управления военным образованием и утверждается начальником штаба военного округа (вида, рода войск).

План должен обеспечивать прохождение педагогической стажировки каждым командиром роты и офицером-воспитателем один раз в пять лет продолжительностью один - два месяца. План стажировки ежегодно уточняется.

25. Тематический план военной (морской, специальной) подготовки обучающихся отдельно по периодам обучения разрабатывается учебным отделом (отделением) училища с привлечением командиров рот в соответствии с приложением N 4 к настоящей Инструкции.

26. Распорядок дня составляется применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, требованиями школьной гигиены и с учетом местных условий.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.05.2009 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решением начальника училища распорядок дня может составляться на полугодие или другой период обучения.

27. Расписание учебных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие) составляется учебным отделом училища на основе требований программы обучения, педагогики, психологии и школьной гигиены в соответствии с приложением N 5 к настоящей Инструкции. Оно должно обеспечивать равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся по неделям и на учебный год, сохранение необходимой работоспособности обучающихся и преподавателей, максимальную возможность использования учебной материально-технической базы, систематичность физических занятий и тренировок обучающихся.

Расписание учебных занятий согласовывается со старшими преподавателями, командирами рот, методистом училища, утверждается начальником училища и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее чем за 5 дней до начала занятий.

Учебная нагрузка преподавателей училища на новый учебный год разрабатывается в соответствии с приложением N 6 (не приводится) к настоящей Инструкции, должна быть утверждена и объявлена приказом начальника училища. Учебная нагрузка на новый учебный год должна быть доведена до преподавателей под роспись не позднее срока их убытия в очередной отпуск.

28. Расписание внеклассных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие) определяет проводимые во внеурочное время учебные занятия ротного (курсового) хора, сводного оркестра училища, ансамбля (музыка и пение), практические занятия по автомобильной подготовке, а также индивидуальные и групповые занятия, предметные и клубные кружки, спортивные секции и другие.

29. План работы предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей на учебную четверть (полугодие) разрабатывается заместителем начальника училища по учебной работе по установленной в училище форме.

В нем определяются: повестки дня заседаний предметно-методической комиссии; содержание работы по повышению военных, специальных, психолого-педагогических знаний и методического мастерства офицеров; мероприятия по повышению качества военной (морской, специальной) подготовки, воинского воспитания и профессиональной ориентации обучающихся, по созданию и совершенствованию полевой и классно-лабораторной учебно-материальной базы по предметам военной (морской, специальной) подготовки.

30. Работой предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей руководит начальник училища.

31. План учебно-воспитательной работы с обучающимися на месяц составляется на основе плана основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, плана-календаря основных мероприятий училища в соответствии с приложением N 7 (не приводится) к настоящей Инструкции. В нем конкретизируются и определяются мероприятия, которые целесообразно провести с обучающимися в течение данного месяца, уточняются сроки их проведения и исполнители.

Планирование учебной, воспитательной и методической

работы в ротах и предметно-методических комиссиях

32. В подразделениях роты организуется и проводится воспитательная, учебная работа по военной (морской, специальной), физической подготовке, самостоятельная подготовка обучающихся, а также мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы.

33. В роте разрабатываются и ведутся следующие документы:

поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки на учебный год;

план методической работы на полугодие;

книга протоколов заседаний ротного педагогического совещания;

расписание внеклассных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие);

план учебно-воспитательной работы с обучающимися на месяц;

расписание занятий с обучающимися по предметам военной (морской, специальной) подготовки на учебную четверть (полугодие). В подготовительный период и в стационарном учебном лагере расписание составляется на неделю;

личный план повышения квалификации офицеров;

планы учебно-воспитательной работы с обучающимися взводов на месяц;

дневники изучения и воспитания обучающихся.

34. Поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки разрабатываются командиром роты в соответствии с приложением N 8 к настоящей Инструкции под руководством начальника учебного отдела (отделения).

В поурочном плане в соответствии с программой и расчетом часов определяется методическая последовательность изучения предмета обучающимися.

Каждая тема в поурочном плане разделяется на занятия. Для каждого занятия определяются порядковый номер и наименование, учебная цель, учебные вопросы (содержание), время, место, метод проведения, руководства и пособия, а также необходимый расход моторесурсов и другие виды материального обеспечения.

Поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки обсуждаются на заседаниях предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей и утверждаются начальником училища за пять дней до начала учебного года.

На основе поурочного плана офицеры роты составляют планы-конспекты проведения учебных занятий в соответствии с приложением N 9 к настоящей Инструкции, которые утверждаются командиром роты, а у командира роты - начальником учебного отдела (отделения).

35. В план методической работы роты на полугодие включаются повестки дня ротных педагогических совещаний и совместных педагогических совещаний рот одного курса, инструкторско-методические, показные и открытые занятия по военной (морской, специальной) подготовке и их обсуждение, обобщенный анализ занятий, проверенных командирами рот (другими начальниками), занятия с прапорщиками (мичманами) и командирами отделений, заместителями командиров взводов из числа обучающихся по подготовке их к выполнению обязанностей помощников руководителей занятий с обучающимися по предметам военной (морской, специальной) подготовки, инструктажи по выполнению распорядка дня и поддержанию уставного порядка и другие.

План разрабатывается командиром роты в соответствии с приложением N 10 к настоящей Инструкции и утверждается начальником учебного отдела (отделения).

36. Расписание внеклассных занятий с обучающимися в роте составляется командиром роты на основании расписания внеклассной работы с обучающимися училища при участии преподавателей и офицеров-воспитателей, согласовывается с начальником учебного отдела (отделения), заместителем начальника училища по воспитательной работе и утверждается начальником училища.

В нем указываются дни и время практических занятий по автомобильной подготовке, индивидуальных и групповых занятий, репетиций ротного хора, сводного оркестра, ансамбля (музыка и пение), а также кружков и спортивных секций, мероприятий по общественно полезному труду, экскурсии и другие.

37. План учебно-воспитательной работы с обучающимися роты на месяц разрабатывается командиром роты на основании плана учебно-воспитательной работы с обучающимися училища на месяц, подписывается командиром роты и утверждается начальником училища.

В план включаются общеучилищные мероприятия с участием роты, а также мероприятия, намеченные командиром, офицерами и преподавателями роты по обучению, воспитанию и развитию обучающихся (экскурсии, читательские конференции, тематические вечера, мероприятия по воинскому, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию обучающихся и другие мероприятия).

38. Расписание занятий по предметам военной (морской, специальной) подготовки с обучающимися роты составляется на четверть на основе тематического и поурочного планов по предметам военной (морской, специальной) подготовки с учетом выполнения программ за прошедшую четверть (неделю) в соответствии с приложением N 11 к настоящей Инструкции.

39. Офицер-воспитатель составляет план учебно-воспитательной работы с обучающимися взвода на месяц в соответствии с приложением N 12 к настоящей Инструкции. В нем по дням месяца указываются ротные мероприятия с участием взвода, а также проводимая офицером-воспитателем учебно-воспитательная работа как со взводом, так и индивидуальная. При этом офицер-воспитатель, основываясь на данных социально-психологического изучения, планирует, начиная с первого курса, беседы (индивидуальные и со взводом), а также другие виды работ с обучающимися в целях помочь каждому с учетом его уровня подготовки, индивидуальных черт характера, склонностей и возможностей, состояния здоровья избрать будущую офицерскую специальность.

Офицер-воспитатель ведет дневник изучения и воспитания обучающихся взвода в соответствии с приложением N 13 к настоящей Инструкции, в котором, используя данные изучения обучающихся группой профессионального психологического отбора, отражает процесс формирования и становления коллектива взвода, всестороннего изучения личности каждого обучающегося, меры воспитательного воздействия, их результаты и другие вопросы.

В конце учебного года на каждого обучающегося составляется педагогическая характеристика, которая рассматривается на педагогическом совещании роты и утверждается командиром роты. В характеристике отмечаются степень усвоения программы обучения, уровень его военной (морской, специальной) и физической подготовки, качественные показатели учебы, средний балл, место во взводе, интерес к знаниям, умение работать самостоятельно, трудолюбие; интересы и склонности (увлечение техникой, спортом, чтение художественной литературы и другое); отношение к училищу, военному делу и будущей офицерской специальности; дисциплинированность; воинские, нравственные качества; отношение к выполнению служебных обязанностей; общественная активность; взаимоотношения с коллективом, понимание дружбы и товарищества; состояние здоровья и физическое развитие, психологические особенности его развития; другие вопросы, показывающие индивидуальные особенности личности обучающегося.

Характеристика обучающегося каждого курса завершается указанием об устранении недостатков, а обучающегося последнего курса - в какое военное образовательное учреждение Министерства обороны рекомендуется для поступления.

В конце каждого курса обучения офицер-воспитатель знакомит обучающегося с написанной на него характеристикой под роспись.

Дневник на каждого обучающегося ведется в течение всего периода обучения в училище. Записи в дневнике ведутся в произвольной форме и должны отражать действенность системы проводимой индивидуальной воспитательной работы, процесс развития морально-нравственных, деловых и психологических качеств личности обучающегося, а также становления коллектива взвода.

Ведение дневника и характер записей в нем проверяются начальником училища и его заместителями - не менее одного раза в полугодие, командирами рот - не менее одного раза в учебную четверть.

40. Предметно-методическая комиссия является основным подразделением училища.

Основными задачами предметно-методической комиссии являются: организация и проведение на высоком методическом уровне учебной работы по учебным предметам, проведение методической работы, внеклассной воспитательной работы по предметам обучения, совершенствование учебно-материальной базы предметно-методической комиссии.

41. В предметно-методической комиссии разрабатываются и ведутся следующие документы:

план работы предметно-методической комиссии на учебную четверть;

книга протоколов заседаний предметно-методической комиссии;

поурочные планы изучения каждого учебного предмета обучающимися на полугодие;

планы-конспекты учебных занятий;

план-программа факультативных занятий;

журнал замены уроков;

журнал учета учебно-материального имущества предметно-методической комиссии;

журнал контроля проведения занятий преподавателями предметно-методической комиссии;

журнал проведения факультативных, индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (у каждого преподавателя);

журнал учета взаимного посещения занятий преподавателями предметно-методической комиссии;

личные планы повышения квалификации офицеров и преподавателей.

42. План работы предметно-методической комиссии на учебную четверть разрабатывается старшим преподавателем в соответствии с приложением N 14 к настоящей Инструкции.

В плане определяются: повестки дня заседаний предметно-методической комиссии, содержание работы по повышению теоретической и методической квалификации преподавателей, мероприятия по совершенствованию учебного процесса и учебной работы с обучающимися (в том числе проверке ведения ими тетрадей), мероприятия по внеклассной работе каждого преподавателя предметно-методических комиссий (экскурсиям, читательским конференциям, олимпиадам, конкурсам, викторинам, тематическим вечерам, тематике кружковых занятий и другим), совершенствованию учебной материально-технической базы по предмету, периодичность посещения преподавателями самоподготовки обучающихся.

В конце плана на первую учебную четверть определяются открытые уроки и методические разработки на учебный год.

Начальник автомобильной службы - старший преподаватель, кроме того, разрабатывает график практического вождения автомобиля обучающимися, ведет листы учета практического вождения автомобиля обучающимися по взводам, составляет на каждое занятие по практическому вождению маршрутный лист, в котором указывается маршрут движения автомобилей на занятиях по практическому вождению.

Начальник физической подготовки и спорта - старший преподаватель дополнительно разрабатывает тематический план (программу) физической подготовки офицеров и прапорщиков.

Старшие преподаватели ведут учет взаимного посещения учебных занятий преподавателями предметно-методической комиссии.

43. Преподаватели под руководством старшего преподавателя на основе программ обучения составляют поурочный план по предмету на учебное полугодие в соответствии с приложением N 15 к настоящей Инструкции.

Преподаватели одного курса, как правило, составляют совместный поурочный план по предмету на учебное полугодие.

Допускается внесение изменений отдельными преподавателями в поурочный план. В этом случае преподаватель обязан обосновать вносимые изменения, составить индивидуальный поурочный план и утвердить его в установленном порядке.

В поурочном плане указывается распределение учебного времени по темам, определяется тема урока на каждый учебный час занятий, вопросы повторения, система письменных и лабораторных работ (по тем предметам, по которым они проводятся), практических занятий, киноуроков, использование учебно-наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения и другие. Определяются межпредметные связи и указываются элементы военной направленности обучения.

44. На основании поурочного плана преподаватель составляет план-конспект урока, в котором указывает тему, цели обучения, воспитания и развития обучающихся, материальное обеспечение (дидактические и демонстрационные материалы для технических средств обучения, наглядные пособия, лабораторное оборудование и другие), учебные вопросы (при необходимости - краткое изложение содержания вопросов), время, отводимое на каждый этап учебного занятия, методы изложения материала и виды самостоятельной работы обучающихся, задание обучающимся на самостоятельную подготовку.

План-конспект урока утверждается старшим преподавателем, а у старшего преподавателя - начальником учебного отдела (отделения).

План-конспект урока является обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии. Он составляется в удобной для преподавателя форме, при этом в соответствии с задачами урока отражается организация учебной деятельности обучающихся.

45. По наиболее важным темам программ обучения составляются методические пособия (методические разработки). В течение учебного года каждый преподаватель, в том числе и старший преподаватель, командир роты и офицер-воспитатель готовит методические пособия (методические разработки) в соответствии с планом методической работы училища.

Методические пособия (методические разработки) офицеров и преподавателей должны содержать личный опыт их работы по актуальным проблемам методики, педагогики, дидактики, психологии.

46. Факультативные занятия предназначаются для дифференциации обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей обучающихся.

Индивидуальные и групповые занятия предназначаются для оказания, как правило, помощи слабо осваивающим учебные программы обучающимся.

47. Все преподаватели и офицеры составляют на учебный год личные планы повышения квалификации в соответствии с приложением N 16 к настоящей Инструкции, которые рассматриваются и утверждаются соответствующими старшими преподавателями, командирами рот. В плане указывается: литература, изучаемая в целях повышения методического, профессионального и теоретического уровня; литература для изучения по плану командирской и методической подготовки; темы докладов, методические пособия (методические разработки), проведение открытых учебных занятий (с указанием методической цели); виды связи с учреждениями повышения квалификации работников образования, школами (училищами) города и другие вопросы.

Планы повышения квалификации старших преподавателей и командиров рот утверждаются начальником учебного отдела (отделения).

В течение учебного года планы дополняются мероприятиями по изучению новинок методической и специальной литературы.

Внеклассная работа планируется преподавателями на учебную четверть и согласуется с командирами рот, в которых работают преподаватели.