Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о порядке проведения проверок суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации <*> (далее именуется - Инструкция) определяет цель и элементы проверок училищ, виды проверок, порядок их планирования и проведения, а также критерии и порядок оценки элементов проверки училища и его подразделений.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.05.2009 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<*> Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища, кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации - училищами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - Главным управлением кадров.

(в ред. Приказов Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337, от 16.05.2009 N 409)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проверки училищ проводятся в целях контроля исполнения училищами законодательства Российской Федерации, требований правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, оценки качества проведения и обеспечения образовательного процесса, других направлений деятельности училищ, вскрытия недостатков, оказания помощи училищам и распространения положительного опыта.

3. Основными элементами проверок училищ являются:

способность училища привести себя в готовность к выполнению задач по предназначению на мобилизационный период и военное время;

состояние учебной работы;

состояние методической работы;

состояние профессиональной подготовленности постоянного состава;

воспитательная работа, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины;

состояние учебно-материальной базы;

состояние службы войск и безопасности военной службы;

состояние кадровой работы и учета личного состава;

состояние тыла;

состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности;

состояние руководства деятельностью училища.

Проверка училищ по другим направлениям деятельности (элементам, вопросам), не предусмотренным настоящей Инструкцией, может проводиться в соответствии с полномочиями и указаниями лица, по решению которого она проводится, и должна осуществляться в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующими эту деятельность и порядок ее контроля.

4. По виду проверки подразделяются: на инспекторские (инспектирование), итоговые и контрольные. В зависимости от целей, организации и объема решаемых задач они бывают плановые (текущие) и неплановые (внезапные), а по методу проведения - комплексные и проверки по отдельным элементам (вопросам). При этом инспекторские (инспектирование) и итоговые проверки проводятся только комплексным методом.

Инспекторские проверки проводятся по решению Министра обороны Российской Федерации под его руководством или его заместителей с привлечением представителей центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и предусматривают проверку училища по всем основным элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции.

Непосредственная подготовка к проведению инспекторской проверки осуществляется Главным управлением кадров.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Итоговые проверки проводятся по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены училища.

Для проведения итоговой проверки привлекаются представители центральных органов военного управления.

В ходе итоговой проверки в обязательном порядке проверяется: способность училища привести себя в готовность к выполнению задач по предназначению на мобилизационный период и военное время; состояние учебной работы; состояние методической работы; состояние профессиональной подготовленности постоянного состава; состояние учебно-материальной базы; состояние тыла; воспитательная работа, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины; состояние службы войск и безопасности военной службы; состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.

Контрольные проверки проводятся по одному или нескольким элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, по другим вопросам (направлениям деятельности училища), а также в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе инспекторских и итоговых проверок. Контрольные проверки проводятся Главным управлением кадров, органами управления военным образованием видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), а также другими органами военного управления по вопросам, отнесенным к их компетенции.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Продолжительность инспекторской и итоговой проверок составляет 10 - 15 суток, контрольной проверки - до 10 суток.

5. Планирование инспекторских, итоговых и контрольных проверок осуществляется на год, при этом училище подвергается инспекторским и итоговым проверкам не чаще одного раза в 3 года. Начальники, которым подчинены училища, планируют итоговые проверки с учетом итоговых проверок, планируемых Главным управлением кадров. Если училище подверглось в текущем году инспектированию, то ранее запланированная итоговая проверка не проводится.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Итоговые проверки не проводятся в первый месяц учебного года и в период работы государственных аттестационных комиссий.

Контрольные проверки проводятся по планам Главного управления кадров, начальников, которым подчинены училища. Цели, содержание и сроки проведения проверки определяются начальником, организующим проверку.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Для организованного и качественного проведения инспекторской (итоговой) проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, начальник штаба, старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом, и члены комиссии.

Для проведения контрольной проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии; при необходимости, старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом; члены комиссии.

В целях обеспечения требуемого качества проведения проверки в состав комиссий (групп проверки) в установленном порядке привлекаются представители соответствующих органов военного управления, а также офицерско-преподавательский состав родственных предметно-методических комиссий других училищ.

Авансирование привлекаемых к проверке специалистов производится командирующей организацией, а возмещение расходов (по окончании командировки) - органом военного управления, организующим проверку.

7. Для проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки в обязательном порядке разрабатываются: план проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки; личные планы работы членов комиссии.

Для проведения инспекторской (итоговой) проверки разрабатывается также расписание инспекторской (итоговой) проверки.

План проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки определяет цель, содержание (изучаемые вопросы по элементам проверки, перечень проверяемых учебных дисциплин (предметов) и подразделений училища), сроки проведения проверки, а также состав комиссии.

План инспекторской проверки разрабатывается Главным управлением кадров и утверждается заместителем Министра обороны Российской Федерации.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

План итоговой проверки разрабатывается органом военного управления, организующим проверку, и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.

План контрольной проверки разрабатывается председателем комиссии и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.

При проведении инспекторской (итоговой) проверки в расписание учебных занятий училища могут быть внесены изменения. Контрольная проверка проводится без нарушения расписания учебных занятий в училище.

При проведении инспекторской (итоговой) проверки проверяется управление училища и не менее 30 процентов подразделений училища, при этом не менее 50 процентов личного состава проверяемого подразделения.

При инспектировании и итоговой проверке строевой смотр может проводиться как училища в целом, так и его проверяемых подразделений.

План инспекторской (итоговой, контрольной) проверки утверждается за 12 - 15 суток до ее начала.

Расписание инспекторской (итоговой) проверки определяет время, место и последовательность проведения контрольных занятий и других мероприятий проверки. Оно утверждается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до начальника училища за 8 - 10 суток до ее начала.

8. С должностными лицами, привлекаемыми к проверке, до ее начала проводятся занятия, в ходе которых изучаются необходимые нормативные правовые акты, состав и структура подразделений проверяемого училища, особенности организации образовательного процесса и других направлений его деятельности, элементы, план и расписание проверки. Члены комиссии разрабатывают личные планы работы и учебно-методические материалы, необходимые для проверки уровня индивидуальной подготовленности постоянного и переменного состава училища.

Председатель комиссии до начала работы комиссии проводит с членами комиссии инструкторско-методические занятия (инструктажи).

9. Основными принципами контроля в ходе проверки являются компетентность, объективность, достоверность и соблюдение членами комиссии норм этики по отношению к проверяемым.

Председатель комиссии имеет право давать рекомендации должностным лицам училища об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки.

10. Инспекторская (итоговая) проверка, как правило, начинается с заслушивания руководящего состава училища (начальника училища, его заместителей, а также начальников отделов, служб и подразделений) по направлениям деятельности. Целями заслушивания являются: уяснение особенностей организации и проведения образовательного процесса и мероприятий повседневной деятельности училища; выявление вопросов, оказывающих положительное или негативное воздействие на ход образовательного процесса и качество подготовки обучающихся в училище; уточнение, при необходимости, порядка работы комиссии.

11. Проверка училища завершается проведением частных и общего разборов. Они должны содержать: оценки по каждому проверенному элементу; общую оценку училища; положительные стороны в деятельности училища, основные недостатки, их причины; оценку деятельности должностных лиц; задачи и сроки устранения основных недостатков.

Общий разбор проводится председателем комиссии, частные разборы - председателем или членами комиссии.

Оценки по результатам проверки училища и его подразделений объявляются на общем и частных разборах; индивидуальные оценки личному составу - после выполнения контрольных испытаний.

12. По результатам инспекторской (итоговой) проверки составляется акт проверки, в котором определяются общая оценка училищу и оценки его подразделениям; делаются выводы о работе училища; отмечаются положительные стороны деятельности, недостатки и их причины; вносятся предложения по устранению недостатков и улучшению качества подготовки обучающихся. К акту проверки прилагаются ее результаты по формам согласно приложениям N 1, 2, 3 к настоящей Инструкции.

В акте по результатам инспекторской проверки дается оценка руководства деятельностью училища должностными лицами училища и соответствующих органов управления военным образованием.

Акт проверки составляется в 3 экземплярах, утверждается ее председателем и подписывается членами комиссии. Акт проверки направляется в Главное управление кадров, начальнику училища и начальнику, которому подчинено училище.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заместителю Министра обороны Российской Федерации по результатам инспекторской проверки председателем комиссии в установленном порядке представляется доклад и, при необходимости, проект приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации об итогах проверки училища.

По результатам контрольной проверки вместо акта проверки может составляться доклад. Первый экземпляр доклада остается в проверяемом училище, второй, после представления начальнику, по указанию которого проводилась проверка, хранится в органе военного управления, проводившем проверку.

13. По результатам проверки училищем разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки училища. План не позднее 20 суток после утверждения акта проверки представляется на утверждение начальнику, которому подчинено училище. После утверждения копии плана направляются начальнику Главного управления кадров и в орган управления военным образованием начальнику, которому подчинено училище.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.09.2003 N 337)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ответственность за качество разработки плана возлагается на начальника училища.

14. При получении училищем неудовлетворительной оценки по результатам инспектирования может проводиться повторная инспекторская проверка. Повторная инспекторская проверка проводится не ранее чем через шесть месяцев после первой инспекторской проверки и возглавляется, как правило, председателем комиссии предыдущей инспекторской проверки.

В ходе повторной инспекторской проверки определяется степень устранения выявленных ранее недостатков.

При получении училищем неудовлетворительной оценки по результатам итоговой проверки по плану должностного лица, решением которого она проводилась, но не ранее чем через шесть месяцев проводится контрольная проверка.