Отчеты 2022 года о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма доведены Информационным письмом Банка России от 18.01.2023 N ИН-08-12/6.

2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИКТИВНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

2.1. Проводится активная работа по реализации правоохранительными органами материалов Росфинмониторинга, полученных по международным каналам, с целью выявления и ареста выведенных за рубеж преступных активов.

В 2017 году с учетом материалов Росфинмониторинга арестовано за рубежом активов на сумму около 10 млрд руб.

2.2. Предусмотрена обязанность <24> уполномоченных банков отказывать в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства, либо при предоставлении клиентом документов, не соответствующих установленным требованиям.

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ.

2.3. Установлен фиксированный размер штрафа для должностных лиц за незаконные валютные операции и за нарушение по репатриации денежных средств, а также предусмотрена дисквалификация за повторные правонарушения валютного законодательства.

За последние годы объемы финансовых операций с признаками незаконного вывода средств за рубеж сокращены более чем в 20 раз - с 1,7 трлн рублей до 77 млрд рублей в 2017 году.

2.4. Установлена обязанность <25> по репатриации резидентом на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, ранее перечисленных нерезидентам по договорам займов.

--------------------------------

<25> Федеральный закон от 03.04.2018 N 64-ФЗ.

2.5. Ратифицирована <26> Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма.

--------------------------------

<26> Федеральный закон от 26.07.2017 N 183-ФЗ.

2.6. Разработан проект федерального закона "О возврате из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений".

2.7. Разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия незаконным финансовым операциям)", предусматривающий наделение налоговых органов, органов валютного контроля и Росфинмониторинга правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о вступлении в дело по делам, разрешение которых предполагает возможность исполнения денежных обязательств, связанных с переводом денежных средств на счета нерезидентов, и предъявлять иски о признании недействительными сделок при наличии оснований полагать, что сделки осуществляются или могут быть осуществлены в целях совершения незаконной финансовой операции.

2.8. Минфином России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О внесении изменений в статью 15.25 КоАП РФ". Он предусматривает распространение требования о репатриации денежных средств на контракты, по условиям которых товары передаются на территории РФ либо за пределами РФ без их ввоза на территорию РФ.

2.9. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.