3. Основные принципы антикоррупционной деятельности, подходы к ее осуществлению, а также применяемые инструменты

3. Основные принципы антикоррупционной деятельности,

подходы к ее осуществлению, а также применяемые инструменты

3.1. Противодействие коррупции в Корпорации и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников;

2) законность (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов;

3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;

5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - реализация любого операционного процесса недопустима без осуществления в ходе его регламентации оценки коррупционных рисков <3>, обеспечения антикоррупционного обучения его участников, а также принятия иных мер по выявлению и последующему устранению причин коррупции и предупреждению коррупционных правонарушений;

--------------------------------

<3> Оценка коррупционных рисков в процессах осуществляется в соответствии с Едиными отраслевыми методическими указаниями по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях - приложением N 2 к приказу Госкорпорации "Росатом" об утверждении Антикоррупционной политики.

7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.

3.2. При осуществлении антикоррупционной деятельности в Корпорации и ее организациях применяются следующие методологические подходы:

1) системно-ситуационный подход - противодействие коррупции обеспечивается в ходе осуществления всех видов финансово-хозяйственной деятельности при участии в них, в установленном порядке, структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям;

2) ролевой подход - каждый участник, факт, объект организационной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в Корпорации, а также ее контрагенты одновременно рассматриваются в ролях субъекта и объекта безопасности, источника и объекта угрозы коррупционного и иного правонарушения;

3) риск-ориентированный подход - планирование и осуществление деятельности структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям, на основе анализа и оценки выявленных рисков, присущих операционным процессам, реализуемым в Корпорации, а также сосредоточение антикоррупционных усилий на объектах, ранее подвергавшихся коррупционному воздействию;

3.3. В противодействии коррупции Корпорацией и ее организациями используются следующие типовые инструменты:

1) моделирование угроз, вариантов их реализации, уязвимостей, используемых источниками угроз, возможных потерь и масштабов потенциального ущерба;

2) автоматизация процессов управления антикоррупционными процессами;

3) контроллинг (планирование, учет, анализ состояния и (или) уязвимости) активов Корпорации и (или) ее организации, а также подверженности работников коррупциогенным факторам (воздействиям), непрерывная оценка приемлемости выявленных рисков, вероятности, направлений и масштабов их реализации на базе сбора, анализа и обобщения соответствующей информации;

4) информирование как выработка на основании результатов контроллинга предложений и проектов решений о применении управляющих и (или) корректирующих воздействий;

5) методология как организационное, консультативное и методическое обеспечение по следующим (но не исключительно) вопросам:

соблюдение работниками Корпорации и ее организаций ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (далее - требования к служебному поведению);

консультативная помощь в применении на практике требований к служебному поведению;

правовое просвещение работников;

проведение служебных проверок;

проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками и гражданами, претендующими на замещение должностей в Корпорации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

подготовка, в том числе антикоррупционная экспертиза, проектов локальных нормативных актов и нормативных правовых актов, в том числе о противодействии коррупции;

взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности;

6) мониторинг антикоррупционной работы - осуществляемое в Корпорации и ее организациях наблюдение (получение, истребование, анализ и обобщение сведений) за соответствием требованиям законодательства о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Корпорации и их применением с целью оценки состояния и совершенствования управления антикоррупционной работой;

7) горячая линия - канал связи, специально оборудованный для обеспечения конфиденциального информирования Корпорации и ее организаций о правонарушениях и защиты персональных данных заявителей.

3.4. Полномочия по обеспечению следования принципам, применения подходов и инструментов Антикоррупционной политики в Корпорации и ее организациях распределяются между подразделениями и (или) должностными лицами, осуществляющими защиту активов, работу с персоналом, правовую работу при координирующей роли структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за защиту активов.

3.5. Руководители Корпорации и ее организаций несут ответственность за соблюдение подчиненными работниками требований антикоррупционных норм международных договоров Российской Федерацией, законодательства Российской Федерации и антикоррупционных стандартов, в том числе за своевременное принятие эффективных мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.