7. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Объектами статистического наблюдения на морском транспорте являются перевозки грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, суда, причалы, аварийность на море.

Единицами наблюдения являются юридические лица (без микропредприятий) (пароходства, судоходные компании, порты и другие организации), осуществляющие перевозочную и погрузочно-разгрузочную деятельность на морском транспорте на коммерческой основе.

Субъектами официального статистического учета являются Росстат, Росморречфлот и Ространснадзор.

Методом статистического наблюдения на морском транспорте является сбор статистической отчетности, основанный на сплошном наблюдении по формам:

ежемесячной отчетности - о перевозках грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работах, аварийных случаях на море;

ежеквартальной отчетности - о перевозках грузов и пассажиров по видам плавания и маршрутов, видам перевозок, видам грузов; погрузочно- разгрузочных работах (по принадлежности флота и странам);

годовой отчетности - о количестве и характеристиках морских судов (в том числе отправленных и прибывших из портов/в порты), количестве, характеристиках и использовании причалов.

Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится по следующим уровням и классификационным признакам:

перевозки грузов, грузооборот - по Российской Федерации, видам грузов, видам плавания;

перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, видам грузов;

перевозки грузов в акватории Северного морского пути - по акватории Северного морского пути;

перевозки пассажиров, пассажирооборот - по Российской Федерации, видам плавания;

погрузочно-разгрузочные работы - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, видам грузов, видам плавания, видам транспорта, которыми отправлены и прибыли грузы в порты/из портов;

количество и характеристики судов - по Российской Федерации, видам флота;

отправление и прибытие судов по видам плавания - по Российской Федерации, странам;

количество, характеристики и использование причалов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, портам.

Объекты статистического наблюдения на морском транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Перевозки грузов на морском транспорте включают объемы, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами.

Перевозчик <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Отправитель <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза без предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

Фрахтователь <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер).

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 115 Федерального закона от 30.04.1999 N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - Кодекс торгового мореплавания).

Судовладелец <2> - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания <3>. Судовладелец обязан также в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна <4>. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы <5>.

--------------------------------

<3> В соответствии со ст. 198 Кодекса торгового мореплавания.

<4> В соответствии со ст. 203 Кодекса торгового мореплавания.

<5> В соответствии со ст. 204 Кодекса торгового мореплавания.

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания <6>; <1>.

--------------------------------

<6> В соответствии со ст. 211 Кодекса торгового мореплавания.

<1> Под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для целей, указанных в ст. 2 Кодекса торгового мореплавания.

Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы <2>.

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 218 Кодекса торгового мореплавания.

Перевозки грузов учитываются по отправлению в тоннах в точном соответствии с перевозочными документами, включая вес тары, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках (вес брутто). Датой отправления груза признается дата оформления транспортных документов.

Статистический учет перевозок грузов осуществляются по принципу принадлежности судна, независимо от портов, между которыми выполнялись перевозки.

В объем отправленных грузов на морском транспорте включаются:

перевозки грузов, принятых от отправителей или других видов транспорта, выполняемые на основании договора перевозки грузов;

буксировка судов и плавучих средств (например, барж, лихтеров, катеров, земснарядов, доков, плавкранов) от мест их постройки или закупки до портов назначения, указанных в буксировочном документе, а также судов, списанных в металлолом, осуществляемая в соответствии с договором буксировки;

вес судов, списанных в металлолом, идущих своим ходом в пункты сдачи при оформлении соответствующих перевозочных документов;

перевозки грузов от пункта распаузки в другие пункты назначения, оформленные перевозочными документами.

Учет перевозок грузов на морском транспорте осуществляется по видам плавания (каботажное и заграничное) и видам перевозок.

К перевозкам в каботажном плавании относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации.

К перевозкам в заграничном плавании относятся перевозки между российскими и иностранными портами и между иностранными портами.

Перевозки, имеющие направление из морских портов России в порты иностранных государств, относятся к экспортным, перевозки из иностранных портов в морские порты России - к импортным, перевозки грузов между портами иностранных государств, следующие через российские порты - к транзитным.

В составе объемов перевозок грузов между иностранными портами, экспортных и импортных перевозок учитываются перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ).

Из общего объема перевозок грузов на морском транспорте выделяются перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) <3>.

--------------------------------

<3> Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)".

В объем указанных перевозок включаются как грузы, отправленные в эти районы, так и грузы перевезенные в них.

Также учитываются перевозки грузов морским транспортом в акватории Северного морского пути. В объем данных перевозок включаются перевозки, выполненные судами как под российским, так под иностранными флагами. Учитываются: транзитные грузы; завоз грузов в порты и портопункты в акватории Северного морского пути; вывоз грузов из портов и портопунктов в акватории Северного морского пути.

Грузооборот по отправлению в тонно-милях определяется путем умножения по каждой отправке веса (брутто), указанного в перевозочных документах, на кратчайшее расстояние между портами отправления и назначения (с учетом захода в промежуточные порты либо по рекомендованным курсам) в одном направлении с последующим суммированием полученных произведений по всем отправкам.

Перевозки пассажиров морским транспортом учитываются по числу пассажиров, фактически отправленных в отчетном периоде на собственных и зафрахтованных судах (в том числе сданных в аренду иностранным фрахтователям на условиях тайм-чартера).

Объектом учета числа пассажиров является каждая поездка одного пассажира между начальным и конечным пунктами маршрута, зафиксированными в проездном документе.

Учет пассажиров осуществляется по количеству билетов в том отчетном периоде, в котором фактически началась каждая поездка. В случае продажи единого билета (для семей и организованных групп, следующих в одном направлении на судах международных линий), учет осуществляется по количеству пассажиров, указанных в билете или прилагаемом к нему списку.

В случае продажи билетов по предварительным заказам учет осуществляется по моменту отправления судна.

Учет пассажиров льготных категорий граждан ведется по внутренним реестрам предприятий, которые составляются при продаже билетов пассажирам, имеющим право на меры социальной поддержки (льготы), предоставляемые им в соответствии с действующим законодательством.

Перевозки пассажиров на морском транспорте учитываются по видам плавания: заграничное и каботажное.

К заграничному плаванию относятся маршруты перевозок пассажиров, имеющие порты назначения или отправления в иностранных государствах.

К перевозкам пассажиров в каботажном плавании относятся маршруты перевозок пассажиров между портами, расположенными на территории Российской Федерации.

Из перевозок пассажиров в каботажном плавании выделяются перевозки пассажиров на пригородных маршрутах. Пригородные - это маршруты перевозок пассажиров между портами (портовыми пунктами), расположенными на территории, административно подчиненной городу (району).

Пассажирооборот по отправлению в пассажиро-милях определяется по каждой поездке путем умножения числа перевезенных пассажиров на каждом участке маршрута (части маршрута, один или оба пункта которой являются промежуточными и находятся в стороне от прямого пути между начальным и конечным пунктами маршрута) на расстояние перевозки по данному участку с последующим суммированием указанных произведений.

Судно на морском транспорте <1> - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания.

Статистическому учету подлежат суда, поднадзорные Российскому морскому регистру судоходства, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности их владельцев, валовой вместимостью 100 и более, которые в соответствии с Кодексом торгового мореплавания внесены в Государственный судовой реестр или судовую книгу одного из морских портов страны и имеют судовые свидетельства (судовой патент или судовой билет), удостоверяющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и право собственности на судне или пользование им.

Суда учитываются по количеству, валовой вместимости, дедвейту, мощности и пассажировместимости с распределением по типам и возрастным группам.

По типам выделяются транспортные и нетранспортные суда.

К транспортным судам относятся самоходные суда, предназначенные для перевозок различных грузов и пассажиров.

К грузовым относятся транспортные суда, предназначенные для перевозок различных грузов: сухогрузные, наливные и комбинированные.

Сухогрузные суда используются для перевозки генеральных грузов отдельными счетными единицами - мешками, бочками, контейнерами, пакетами и т.п., насыпных и навалочных грузов, леса и лесоматериалов.

Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом в емкостях, оборудованных в корпусе судна. К ним относятся танкеры, газовозы, химовозы, виновозы, водолеи и др.

К комбинированным относятся суда, обеспечивающие перевозку грузов с резко отличающимися транспортными характеристиками (наливные, навалочные, генеральные грузы).

Для статистического учета выделены следующие типы транспортных грузовых судов: нефтеналивные; наливные прочие; нефтенавалочные и нефтерудовозы; рудовозы и навалочные; суда для генгруза; рефрижераторные; контейнерные, баржевозы, доковые.

К пассажирским относятся суда, предназначенные для перевозок пассажиров и их багажа, а также для отдыха и туристических путешествий.

К грузопассажирским относятся суда, имеющие помещения для пассажиров и трюмы для перевозки грузов.

К нетранспортным относятся промысловые, научно-исследовательские, учебные, служебно-вспомогательные суда и суда, технического флота.

Для статистического учета выделены следующие типы нетранспортных судов: рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда; рыболовные; суда обеспечения, обслуживающие суда; буксиры; земснаряды; ледоколы; научно-исследовательские и прочие.

Валовая вместимость судна - это суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. Валовая вместимость судна является безразмерной величиной <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с письмом ФСТ России от 11.03.2008 N ЕВ-1192/10 "О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации".

Дедвейт или полная грузоподъемность судна - это то наибольшее количество груза в тоннах, которое может принять судно. Полная грузоподъемность судна слагается из веса перевозимого груза, топлива, запасов пресной воды и нормируемого снабжения судна (провизия, шкиперское имущество и т.п.).

Мощность судна учитывается в киловаттах.

Под пассажировместимостью судна понимается то количество пассажиров, которое обеспечено местами, приспособленными для лежания и сидения, необходимым количеством спасательных средств.

В морских портах Российской Федерации осуществляется статистический учет всех судов, посетивших порт (отправленных из порта и прибывших в порт), по количеству, валовой вместимости и дедвейту. Информация группируется по видам плавания и национальности флага судов (под флагом Российской Федерации и флагом иностранных государств).

Морской порт <2> - территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

--------------------------------

<2> В соответствии со ст. 9 Кодекса торгового мореплавания.

Морской терминал <3> - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

--------------------------------

<3> В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах).

Причал <4> - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда высадки их с судов, осуществления операций с грузами.

--------------------------------

<4> В соответствии со ст. 4 Закона о морских портах.

Причалы группируются по специализации (грузовые, пассажирские, вспомогательные) и другим признакам.

Статистический учет грузовых причалов осуществляется по количеству, протяженности и мощности.

Установленная (проектная) мощность грузового причала - пропускная способность причала по перегрузке в течение отчетного года.

Фактическая мощность грузового причала - количество груза, перегруженное через причал за отчетный период.

В общую установленную и фактическую мощность порта также входит мощность мест по рейдовой перевалке грузов.

Пассажирские причалы учитываются по количеству, протяженности и пассажирообороту.

Проектный пассажирооборот пассажирского причала - пропускная способность причала в течение отчетного года.

Фактический пассажирооборот равен числу пассажиров, посаженных и высаженных на причале.

Вспомогательные причалы (предназначены для вспомогательных работ и операций (бункеровка, отстой и ремонт судов, пополнение запасов снабжения, стоянка судов портового и технического флота) учитываются по количеству и протяженности.

В объемы погрузочно-разгрузочных работ на морском транспорте включаются выполненные работы по погрузке/выгрузке в суда/из судов каботажных, экспортно-импортных и транзитных грузов, прошедших через причальный фронт.

Транзит - международный транзит груза (перевалка через порт грузов, пункты назначения/отправления которых находятся за пределами Российской Федерации).

Объем погрузочно-разгрузочных работ учитывается в физических тоннах. Физической тонной считается каждая тонна груза, погруженная в судно или выгруженная из судна.

При погрузке/выгрузке грузов пакетами, контейнерами, лихтерами - на борту лихтеровозов, автотранспортными средствами - на судах типа "ро-ро" и паромах, железнодорожными вагонами - на паромах, а также на роллтрейлерах, в объем погрузочно-разгрузочных работ включается масса средства укрупнения грузов.

Объем выполненных погрузочно-разгрузочных работ учитывается по видам грузов, видам перевозок (каботаж, экспорт, импорт, транзит) принадлежности судна (российские суда и иностранные суда), портам Российской Федерации, странам (при перевозках, портом отправления/прибытия которых является иностранный порт).

Кроме того, объемы переработанных грузов группируются по видам транспорта, которыми грузы прибыли в порт и отправлены из порта (железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный).

Аварийность на море характеризуется следующими показателями:

количеством аварийных случаев;

числом погибших и получивших тяжкий вред в прямой связи с эксплуатацией судна.

В сведения по аварийности на море включены принятые к статистическому учету данные по аварийным случаям, произошедшим (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными судами, буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

Учитываются аварийные случаи, расследованные Ространснадзором, за исключением аварийных случаев произошедших с иностранными судами.

Аварийные случаи подразделяются на аварии и очень серьезные аварии <1>.

--------------------------------

<1> Согласно пункту 7 Положения о расследовании аварий или инцидентов на море, утвержденного приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308 (зарегистрирован Минюстом России 19.02.2014 N 31355).

Аварийный случай относится к аварии, если имели место:

- гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

- тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна;

- потеря человека с судна;

- повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений);

- смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна;

- посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов;

- лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

- повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;

- причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", вызванный повреждением судна или судов, и меньше 500 тонн.

Аварийный случай относится к очень серьезной аварии, если имели место:

гибель судна;

гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном;

причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.

Не учитываются аварийные случаи, произошедшие:

с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

с плотами леса;

с судами, находящимися в постройке, ремонте, во время отстоя без экипажа;

Не учитываются аварийные случаи, связанные с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль.