Конструктивные, материаловедческие и архитектурные характеристики и элементы

Конструктивные, материаловедческие и архитектурные характеристики и элементы:

- объемно-пространственная композиция и силуэтные характеристики на нач. XX в.: протяженное гидротехническое сооружение, волнообразное в плане, возвышающееся верхней частью сложенной и валунов конструкции над водной поверхностью, трапециевидное в вертикальном разрезе, завершенное плоской поверхностью, по средней части которой проложена проезжая дорога; в западной части межбереговой дистанции сооружения (между берегом острова Большой Соловецкий и валунными отмелями) для пропуска воды устроены три водовода, перекрытые арочными сводами;

- строительный материал - валунный камень; заполнитель - песок, грунт; крепеж - металл (исторический ремонтный крепеж), растворы (фрагментарно); часть вспомогательных конструкций - дерево;

- конструктивные характеристики на нач. XX в. - сооружение сложено из засыпанных песком и грунтом большемерных валунов; облицовка выполнена валунами конической формы, уложенными более плоскими сторонами внутрь, часть валунов скреплена между собой металлическими скобами, вбитыми в камень; поперек дорожного полотна сохранились металлические стяжки (результаты исторических ремонтов); валунная кладка дамбы уложена насухо, без скрепляющего раствора, на участке водоводов пространство между валунами заполнено двумя видами строительного раствора (с кирпичным боем и без него);

- конструкция и геометрия проемов водоводов и их арочных перекрытий на нач. XX в.;

- композиция и оформление фасадных стен сооружения на нач. XX в.;

- характер благоустройства поверхности дамбы на нач. XX в.; трассировка и ширина проезжей дороги на нач. XX в.; характер дорожного покрытия на нач. XX в.: мощение из мелкого валуна с плоской поверхностью; характеристики ограждения на нач. XX в.; сохранившиеся подлинные элементы дорожной инфраструктуры, в том числе - верстовые столбы (западный и восточный);

- береговые линии и объемно-пространственные характеристики валунных отмелей на межбереговом участке дамбы, имеющих частично антропогенный характер.