Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 17.11.2000 N 01-06/33398 (ред. от 28.06.2002) "Об амнистии"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2000 г. N 01-06/33398

ОБ АМНИСТИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

В соответствии с п. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 399-III ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" лица, подпадающие под действие амнистии, не освобождаются от административного взыскания и от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий.

С учетом множества запросов, поступающих в ГТК России относительно действий таможенных органов в связи с актом амнистии, объявленной Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по случаю 55-летия победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, сообщаем следующее.

1. Учитывая положения п. 11 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации, лица, в отношении которых на основании п. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 398-III ГД "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее по тексту - Постановление об амнистии) были прекращены уголовные дела, находившиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу данного Постановления об амнистии, могут быть подвергнуты административной ответственности.

В этом случае таможенные органы должны провести проверку по материалам прекращенного уголовного дела, в результате которой принять решение о необходимости возбуждения дела о НТП. При этом следует иметь в виду, что в деяниях лица может отсутствовать состав НТП, в том числе в связи с наличием признаков контрабанды. Если этот вопрос не представляется возможным разрешить без проведения процессуальных действий в рамках производства по делу о НТП, а также при наличии признаков нарушения таможенных правил, следует возбуждать дело о НТП, в процессе производства по которому устанавливать указанные выше обстоятельства. При этом необходимо учитывать, что сам факт возбуждения уголовного дела в отношении какого-либо лица еще не может свидетельствовать о наличии в деяниях данного лица состава преступления - признание лица виновным в совершении преступления является прерогативой суда, а согласно Постановлению об амнистии под ее действие подпадают даже лица, подозреваемые в совершении преступления. Для примера: Нередки случаи, когда таможенные органы, установив факт совершения нарушения таможенных правил в крупном размере, с учетом положений Уголовного кодекса Российской Федерации передают соответствующие материалы в отдел дознания для принятия решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР, при этом окончательная оценка субъективной стороны преступления (наличие либо отсутствие у лица прямого умысла) происходит лишь в рамках судебного разбирательства. Поэтому при прекращении данных уголовных дел по акту амнистии и передаче их для административного производства могут иметь место ситуации, когда в процессе производства по подобному делу о НТП таможенные органы не смогут установить наличие умысла лица на совершение преступления, и деяние этого лица может быть квалифицировано как административное правонарушение.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если же ранее по данному факту было вынесено постановление о прекращении дела о нарушении таможенных правил в связи с возбуждением уголовного дела, то для возобновления производства по делу о НТП необходимо отменить это постановление. В соответствии с п. 10 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации основания для невозбуждения либо прекращения дела о НТП у таможенных органов отсутствуют, что подтверждает возможность привлечения вышеуказанных лиц к административной ответственности.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иные категории лиц, подпадающие под действие Постановления об амнистии, не могут быть привлечены к административной ответственности ввиду того, что, во-первых, в отношении данных лиц уголовные дела не прекращаются, а они лишь освобождаются от дальнейшего исполнения наказания, и в данном случае присутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил, указанные в п. 11 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации, а, во-вторых, деяния этих лиц по своему характеру являются уголовно наказуемыми и освобождение их от ответственности в связи с амнистией не меняет характера совершенных ими деяний (вина в форме умысла доказана, доказана объективная сторона преступления и т.д.). В подобных случаях применение административной ответственности неправомерно.

3. Что же касается положения пункта 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 399-III ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" о том, что лица, подпадающие под действие Постановления об амнистии, не освобождаются от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий, то его суть применительно к таможенным правоотношениям заключается в том, что таможенные органы имеют все правовые основания для решения вопроса, в том числе, в рамках гражданского судопроизводства, о взыскании в пользу государства с лиц, подпадающих под действие амнистии, всех не уплаченных в связи с совершением преступления таможенных платежей, а также о таможенном оформлении товаров, незаконно перемещенных этими лицами через таможенную границу, в отношении которых не было принято решение об обращении их в федеральную собственность.

Статс - секретарь -

заместитель председателя Комитета

генерал - лейтенант

таможенной службы

Ю.Ф.АЗАРОВ