8. Организационные модели и направления внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Основой для внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций могут стать существующие и вновь создаваемые школьные и территориальные службы примирения/медиации.

Школьная служба примирения/служба школьной медиации (служба примирения/медиации образовательной организации) - утвержденная приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.

Служба примирения/медиации образовательной организации осуществляет:

обучение школьников и педагогов конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать - прежде всего, через опыт решения реальных конфликтных ситуаций;

первичную профилактику, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, проведения Кругов сообщества с детьми при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее);

первичную профилактику (конфликта еще нет, но участниками чувствуется напряженность, например, по результатам исследования межэтнической напряженности или по запросу классного руководителя/родителей);

урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися), а также учащимися и педагогами;

урегулирование конфликтов между педагогами и родителями;

согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей;

вторичную профилактику и работу с правонарушениями (в том числе по делам, переданным в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

сложным многосторонним конфликтам между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, средства массовой информации и так далее) - с привлечением территориальных и городских служб примирения/медиации.

В большинстве субъектов Российской Федерации куратором службы примирения/медиации образовательной организации является специалист данной организации (социальный педагог, психолог), осуществляющий указанную деятельность в рамках функциональных обязанностей.

Работа школьной службы примирения/службы школьной медиации обычно регламентируется Положением о соответствующей службе, утвержденным приказом руководителя образовательной организации, а также методическими рекомендациями по созданию соответствующих служб.

Деятельность по применению восстановительных технологий школьными службами примирения/службами школьной медиации может также основываться на следовании "Стандартам восстановительной медиации" (http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf).

Территориальная служба примирения/медиации является структурой, занимающейся проведением восстановительных программ (в том числе медиации) на территории (в районе, в городе, в регионе).

Под службой понимаются различные варианты организации такой деятельности, в частности посредством:

создания подразделения внутри организации, оказывающего услуги детям и семьям (например, социального, медико-психологического или иного центра);

передачи данного функционала конкретному сотруднику организации;

организации службы примирения/медиации в организации, которая занимается комплексной работой с несовершеннолетними правонарушителями, где медиация и восстановительные технологии являются одним из видов деятельности;

включения восстановительных технологий (в том числе медиации) в круг инструментов социально ориентированной практики некоммерческих организаций.

Территориальные службы примирения/медиации проводят восстановительные программы (медиацию, семейные конференции, Круги сообщества) по следующим категориям случаев:

преступления, совершенные несовершеннолетними (информация о случаях поступает из судов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов предварительного расследования, непосредственно от граждан, иногда - из образовательных организаций, от адвокатов);

общественно опасные деяния, совершенные детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности - ООД (информация о случаях поступает из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, непосредственно от граждан, образовательных организаций, от адвокатов);

семейные конфликты: детско-родительские конфликты; гражданские дела, связанные с разводом родителей и определением места проживания ребенка; ситуации невыполнения родителями своих обязанностей по отношению к детям и пр. (информация о случаях поступает из судов по гражданским делам, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, непосредственно от граждан, иногда - из образовательных организаций, от адвокатов);

конфликты в образовательных организациях (информация о случаях поступает из образовательных организаций и от граждан);

профилактические программы в образовательных организациях.

Поскольку в деятельности по применению программ восстановительного правосудия и медиации, в целом, заложены ценности участия сообщества, самоопределения людей, открытости к переговорам, то и внедрение данных технологий должно соответствовать этим целям, то есть быть процессом добровольным и открытым для коммуникации между разными его участниками. Важнейшую роль в такой работе должны играть региональные сообщества (ассоциации) медиаторов и кураторов служб примирения/медиации. Для этого в субъектах Российской Федерации могут образовываться сообщества, ассоциации, объединения, сети. Сетевое взаимодействие обеспечивает содержательную и организационную поддержку развитию служб примирения/медиации с учетом их организационно-правовых региональных особенностей.

Важнейшими признаками сетевого взаимодействия является добровольное присоединение участников, свободное распространение информации внутри сети, самостоятельность выбора организационно-правовой формы (ассоциации, объединения, в том числе без образования юридического лица), стратегия развития и поиск партнеров на региональном уровне, обмен опытом и взаимная поддержка участников объединения. В таких ассоциациях представители различных ведомств и некоммерческих организаций встречаются для обсуждения теории и практики восстановительного правосудия, что создает основу для подлинного межведомственного взаимодействия.

Сетевое взаимодействие обеспечивает содержательную и организационную поддержку восстановительных технологий на уровне субъекта Российской Федерации.

В целях поддержки сети служб примирения/медиации органам управления образованием совместно с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рекомендуется на региональном уровне разработать и утвердить региональную модель развития сети служб примирения/медиации, позволяющую обеспечить:

разработку программ повышения квалификации в сфере восстановительной медиации и восстановительного подхода в системе образования, привлечение к проведению обучения специалистов, имеющих практику медиации и урегулирования конфликтов;

поддержку различных форм обучения основам медиации и восстановительных технологий заинтересованных школьников в качестве медиаторов-ровесников;

включение тем, связанных с деятельностью служб примирения/медиации в конкурсы профессионального мастерства педагогов (при их наличии);

включение направления служб примирения/медиации в региональные грантовые программы (при их наличии);

проведение мониторинга основных показателей проведения восстановительных программ;

разработку регламентов (соглашений) о взаимодействии школьных и территориальных служб примирения/медиации с комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью эффективного проведения восстановительных программ;

поддержку профессионального сообщества специалистов служб примирения/медиации, проведение регулярных региональных конференций, семинаров и других мероприятий, поддерживающих сетевое взаимодействие.

Повышение профессионального мастерства ведущих восстановительных программ/медиаторов может происходить в профессиональном сообществе в форме супервизий (консультирования медиатора более опытным коллегой, имеющим соответствующую квалификацию, с целью разбора практических случаев, анализа и корректировки профессиональных умений, и развития умений профессионального самоанализа супервизируемого специалиста), мастер-классов и в иных формах.

Критерии анализа и оценки деятельности ведущего восстановительные программы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций/медиатора разрабатывает профессиональное сообщество.

Профессиональное сообщество осуществляет методическую поддержку деятельности специалистов служб примирения/медиации, а также, при необходимости, помогает им в сложных ситуациях, выходящих за рамки стандартной процедуры. Методистом, т.е. лицом, оказывающим подобную поддержку, может быть только человек, имеющий собственную практику проведения медиации и/или восстановительных программ в системе образования.

Стратегия развития служб примирения/медиации на территории и документы, регламентирующие организацию деятельности данных служб должны разрабатываться и приниматься с учетом мнения профессионального сообщества.

Интеграция восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную работу образовательных организаций может осуществляться с использованием ресурса существующих служб примирения/медиации в рамках их сетевого взаимодействия посредством реализации организационных мероприятий, приведенных ниже в таблице.

Направление интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Мероприятия по интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Повышение уровня информированности всех работников образовательной организации о возможностях восстановительных технологий как компонента воспитательной работы

Проведение информационных семинаров в образовательных организациях специалистами школьных и территориальных служб примирения/медиации

Приобретение компетенций по применению восстановительных технологий (восстановительной медиации, "Кругов сообщества", "Семейных конференций") а также принципов этноконфессиональной медиации специалистами школьных и территориальных служб примирения/медиации

Прохождение специалистами школьных и территориальных служб примирения/медиации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) с обучением применению восстановительных технологий (восстановительной медиации, "Кругов сообщества", "Семейных конференций") а также этноконфессиональной медиации

Привлечение специалистов территориальных служб примирения/медиации к разрешению конфликтов в образовательных организациях в случае наличия угрозы соблюдению принципа нейтральности медиатора, являющегося работником

Проведение восстановительных технологий (восстановительной медиации, "Кругов сообщества", "Семейных конференций") в образовательных организациях силами специалистов территориальных служб примирения/медиации образовательной организации

Управление реализацией восстановительных технологий в воспитательной деятельности образовательных организаций

Поддержка создания региональных сообщества (ассоциаций). Регламентация их деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне образовательных организаций