8. Организационные модели и направления внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций
Основой для внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций могут стать существующие и вновь создаваемые школьные и территориальные службы примирения/медиации.
Школьная служба примирения/служба школьной медиации (служба примирения/медиации образовательной организации) - утвержденная приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.
Служба примирения/медиации образовательной организации осуществляет:
обучение школьников и педагогов конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать - прежде всего, через опыт решения реальных конфликтных ситуаций;
первичную профилактику, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, проведения Кругов сообщества с детьми при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее);
первичную профилактику (конфликта еще нет, но участниками чувствуется напряженность, например, по результатам исследования межэтнической напряженности или по запросу классного руководителя/родителей);
урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися), а также учащимися и педагогами;
урегулирование конфликтов между педагогами и родителями;
согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей;
вторичную профилактику и работу с правонарушениями (в том числе по делам, переданным в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
сложным многосторонним конфликтам между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, средства массовой информации и так далее) - с привлечением территориальных и городских служб примирения/медиации.
В большинстве субъектов Российской Федерации куратором службы примирения/медиации образовательной организации является специалист данной организации (социальный педагог, психолог), осуществляющий указанную деятельность в рамках функциональных обязанностей.
Работа школьной службы примирения/службы школьной медиации обычно регламентируется Положением о соответствующей службе, утвержденным приказом руководителя образовательной организации, а также методическими рекомендациями по созданию соответствующих служб.
Деятельность по применению восстановительных технологий школьными службами примирения/службами школьной медиации может также основываться на следовании "Стандартам восстановительной медиации" (http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf).
Территориальная служба примирения/медиации является структурой, занимающейся проведением восстановительных программ (в том числе медиации) на территории (в районе, в городе, в регионе).
Под службой понимаются различные варианты организации такой деятельности, в частности посредством:
создания подразделения внутри организации, оказывающего услуги детям и семьям (например, социального, медико-психологического или иного центра);
передачи данного функционала конкретному сотруднику организации;
организации службы примирения/медиации в организации, которая занимается комплексной работой с несовершеннолетними правонарушителями, где медиация и восстановительные технологии являются одним из видов деятельности;
включения восстановительных технологий (в том числе медиации) в круг инструментов социально ориентированной практики некоммерческих организаций.
Территориальные службы примирения/медиации проводят восстановительные программы (медиацию, семейные конференции, Круги сообщества) по следующим категориям случаев:
преступления, совершенные несовершеннолетними (информация о случаях поступает из судов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов предварительного расследования, непосредственно от граждан, иногда - из образовательных организаций, от адвокатов);
общественно опасные деяния, совершенные детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности - ООД (информация о случаях поступает из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, непосредственно от граждан, образовательных организаций, от адвокатов);
семейные конфликты: детско-родительские конфликты; гражданские дела, связанные с разводом родителей и определением места проживания ребенка; ситуации невыполнения родителями своих обязанностей по отношению к детям и пр. (информация о случаях поступает из судов по гражданским делам, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, непосредственно от граждан, иногда - из образовательных организаций, от адвокатов);
конфликты в образовательных организациях (информация о случаях поступает из образовательных организаций и от граждан);
профилактические программы в образовательных организациях.
Поскольку в деятельности по применению программ восстановительного правосудия и медиации, в целом, заложены ценности участия сообщества, самоопределения людей, открытости к переговорам, то и внедрение данных технологий должно соответствовать этим целям, то есть быть процессом добровольным и открытым для коммуникации между разными его участниками. Важнейшую роль в такой работе должны играть региональные сообщества (ассоциации) медиаторов и кураторов служб примирения/медиации. Для этого в субъектах Российской Федерации могут образовываться сообщества, ассоциации, объединения, сети. Сетевое взаимодействие обеспечивает содержательную и организационную поддержку развитию служб примирения/медиации с учетом их организационно-правовых региональных особенностей.
Важнейшими признаками сетевого взаимодействия является добровольное присоединение участников, свободное распространение информации внутри сети, самостоятельность выбора организационно-правовой формы (ассоциации, объединения, в том числе без образования юридического лица), стратегия развития и поиск партнеров на региональном уровне, обмен опытом и взаимная поддержка участников объединения. В таких ассоциациях представители различных ведомств и некоммерческих организаций встречаются для обсуждения теории и практики восстановительного правосудия, что создает основу для подлинного межведомственного взаимодействия.
Сетевое взаимодействие обеспечивает содержательную и организационную поддержку восстановительных технологий на уровне субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки сети служб примирения/медиации органам управления образованием совместно с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рекомендуется на региональном уровне разработать и утвердить региональную модель развития сети служб примирения/медиации, позволяющую обеспечить:
разработку программ повышения квалификации в сфере восстановительной медиации и восстановительного подхода в системе образования, привлечение к проведению обучения специалистов, имеющих практику медиации и урегулирования конфликтов;
поддержку различных форм обучения основам медиации и восстановительных технологий заинтересованных школьников в качестве медиаторов-ровесников;
включение тем, связанных с деятельностью служб примирения/медиации в конкурсы профессионального мастерства педагогов (при их наличии);
включение направления служб примирения/медиации в региональные грантовые программы (при их наличии);
проведение мониторинга основных показателей проведения восстановительных программ;
разработку регламентов (соглашений) о взаимодействии школьных и территориальных служб примирения/медиации с комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью эффективного проведения восстановительных программ;
поддержку профессионального сообщества специалистов служб примирения/медиации, проведение регулярных региональных конференций, семинаров и других мероприятий, поддерживающих сетевое взаимодействие.
Повышение профессионального мастерства ведущих восстановительных программ/медиаторов может происходить в профессиональном сообществе в форме супервизий (консультирования медиатора более опытным коллегой, имеющим соответствующую квалификацию, с целью разбора практических случаев, анализа и корректировки профессиональных умений, и развития умений профессионального самоанализа супервизируемого специалиста), мастер-классов и в иных формах.
Критерии анализа и оценки деятельности ведущего восстановительные программы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций/медиатора разрабатывает профессиональное сообщество.
Профессиональное сообщество осуществляет методическую поддержку деятельности специалистов служб примирения/медиации, а также, при необходимости, помогает им в сложных ситуациях, выходящих за рамки стандартной процедуры. Методистом, т.е. лицом, оказывающим подобную поддержку, может быть только человек, имеющий собственную практику проведения медиации и/или восстановительных программ в системе образования.
Стратегия развития служб примирения/медиации на территории и документы, регламентирующие организацию деятельности данных служб должны разрабатываться и приниматься с учетом мнения профессионального сообщества.
Интеграция восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную работу образовательных организаций может осуществляться с использованием ресурса существующих служб примирения/медиации в рамках их сетевого взаимодействия посредством реализации организационных мероприятий, приведенных ниже в таблице.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей