Глава 1. Наиболее значимые результаты работы по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практике

1. 5 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("четвертый антимонопольный пакет"), разработанный в рамках реализации системных мер "дорожной карты" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики".

Федеральным законом предусмотрен комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации, в частности:

расширение сферы применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, за счет распространения его на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию, а также злоупотребление доминирующим положением путем установления различных цен и создания дискриминационных условий;

предоставление Правительству Российской Федерации права устанавливать в случаях нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках;

расширение перечня лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, за счет включения в него должностных лиц органов власти различных уровней;

отмена нормы о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35 процентов, за исключением коллективного доминирования;

признание картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами - покупателями на товарном рынке;

введение предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности;

исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий;

исключение полномочия ФАС России по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов;

введение института предварительного заключения комиссии антимонопольного органа об обстоятельствах дела, определение видов доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, критериев их относимости и допустимости и т.д.

Также "четвертый антимонопольный пакет" дополнил статью 45 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) частью 5.1, согласно которой при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В развитие новых положений Закона о защите конкуренции ФАС России 20.07.2016 приняла приказ N 1000/16, который внес важные дополнения в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).

Новая редакция Порядка устанавливает объем анализа состояния конкуренции по тем категориям дел о нарушении антимонопольного законодательства, по которым ранее такой анализ не требовался. Так, предусмотрены особенности анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8, 15, 16, пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1 и 18 Закона о защите конкуренции.

Зарегистрированный Минюстом России 11 августа 2016 г. (регистрационный номер 43275) приказ ФАС России от 20.07.2016 N 1000/16 был опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 августа 2016 г. и 28 августа 2016 г. вступил в силу.

2. В рамках реализации пункта 79 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Правительством Российской Федерации от 1 марта 2016 г N ДМ-П13-1100, ФАС России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции".

Федеральный закон от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 264-ФЗ) вступил в силу 4 июля 2016 года.

Закон N 264-ФЗ предусматривает введение иммунитетов для определенной категории хозяйствующих субъектов.

Так, Закон N 264-ФЗ вводит правило, в соответствии с которым не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Законом N 264-ФЗ также вносятся изменения в статью 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающие антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен, запросам предложений. Часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции дополнена положением о том, что антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон N 264-ФЗ вносит изменения также в статью 25.1 Закона о защите конкуренции, которые предусматривают, что по основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Также Закон N 264-ФЗ предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми положения статей 13 и 14 Закона о защите конкуренции не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

3. В 2016 году достигнуты положительные результаты и получены практикообразующие решения судебных инстанций. В качестве примеров можно привести следующие дела.

1. Дело N А40-240628/2015 по заявлению Google

Решением ФАС России действия компании Google Inc. и компании Google Ireland Limited, выразившиеся в предоставлении контрагентам - производителям мобильных устройств для предустановки на мобильные устройства, предназначенные для введения в оборот на территории Российской Федерации, под управлением операционной системы Андроид магазина приложений Google Play при следующих условиях:

- обязательной предустановки совместно с магазином приложений Google Play совокупности иных приложений, продуктов, сервисов Google;

- обязательной предустановки на Мобильные устройства и/или настройки на Мобильных устройствах совместно с магазином приложений Google Play поисковой системы Google в качестве поисковой системы по умолчанию;

- обязательного размещения предустанавливаемых совместно с магазином приложений Google Play иных приложений Google строго в определенных Google местах на экране Мобильного устройства;

- соблюдения запрета на предустановку приложений, продуктов, сервисов, разработанных иными хозяйствующими субъектами, в том числе обеспеченного предоставлением со стороны Google вознаграждения или иного материального стимулирования,

признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Компаниям выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, решение ФАС России признано законным.

28 февраля 2017 года дело будет рассматриваться судом кассационной инстанции.

2. Дело N А40-81895/2013 по заявлениям ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "ТГК-6"

Решением ФАС России группа лиц в составе ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "ТГК-6" признана нарушившей пункт 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи завышенных ценовых заявок на продажу мощности в 2013 году, которые не соответствуют требованиям экономической обоснованности, имеющих своим результатом значительное изменение цены на мощность; ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" и группа лиц в составе ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "ТГК-6" признаны нарушившими часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, которое привело к манипулированию ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в рамках конкурентного отбора мощности на 2013 год (в результате произошел рост цен на мощность со 128 909,75 руб./МВт до 153 966,23 руб./МВт).

ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "ТГК-6" оспорили решение ФАС России в Арбитражный суд города Москвы.

В рамках судебного обжалования данное дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации, который передал дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы, указав, что:

"Признание мощности самостоятельным товаром не свидетельствует о существовании отдельного рынка для ее продажи, поскольку мощность реализуется одновременно с электрической энергией. Таким образом, изучение антимонопольным органом рынка электрической энергии и мощности в границах ЗСП "Волга" не является расширением продуктовых границ рынка, на котором совершено нарушение".

"Отсутствие на момент принятия ФАС России оспариваемого решения утвержденных Правительством Российской Федерации критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность само по себе не может служить основанием для признания недоказанным факта существенного изменения цены и, как следствие, манипулирования ценами на товарном рынке".

Указанные выводы Верховного Суда Российской Федерации имеют практикообразующее значение.

После повторного рассмотрения дела Арбитражный суд города Москвы отказал ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "ТГК-6" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, решение ФАС России признано законным.

3. Дело N А40-54700/2016 ("Контейнерные перевозки")

Решением ФАС России от 15.12.2015 иностранные хозяйствующие субъекты-конкуренты признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции путем совершения запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок грузов в универсальных (сухих) контейнерах и в рефрижераторных контейнерах на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012 - 2013 гг.

Арбитражный суд города Москвы согласился с выводами ФАС России:

- действия по достижению запланированных показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующими субъектами реализовывались путем относительно синхронного и единообразного установления надбавок (доплат) GRI (GRR, RR) к ставкам фрахта в 2012 - 2013 годах, ориентируясь на публикации других участников рынка, то есть согласовано, интерес хозяйствующих субъектов заключался в получении запланированных показателей рентабельности перевозок из Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в Северную Европу, в том числе в Российскую Федерацию (Санкт-Петербург, Усть-Луга);

- действия были заранее известны каждому из участвующих в согласованных действиях хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий. Публичные заявления хозяйствующих субъектов и других участников рынка подтверждаются публикациями об установлении и введении GRI (GRR, RR) на сайтах перевозчиков в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также в информационных отраслевых изданиях, перевозчики использовали способ публичного информирования неограниченного круга лиц как основной, что позволяло информировать конкурентов одновременно с клиентами (потребителями);

- GRI (GRR, RR) и ее величина не имеет прямой связи с колебаниями цены на топливо, курсов валют, портовыми или погрузочно-разгрузочными сборами, сезонными изменениями объемов перевозок, или иными надбавками и сборами; вместо возможности привлечения дополнительных клиентов, в связи с повышением цены конкурентами на товарном рынке, каждый из перевозчиков сам увеличивал ставки фрахта путем установления GRI;

- согласованные действия приводили к периодическому повышению цен, волатильности рынка и имели для потребителей негативный эффект, что подтверждается пояснениями потребителей.

Арбитражный суд города Москвы отказал в признании незаконным решения ФАС России.

4. Дело в отношении производителя лапши быстрого приготовления ТОО "Доширак-Казахстан"

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО "ДОШИРАК КОЯ" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ТОО "Доширак-Казахстан", Республика Казахстан, выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации лапши быстрого приготовления с использованием в оформлении дизайнерских решений, используемых при оформлении продукции ООО "ДОШИРАК КОЯ", а также товарных знаков, принадлежащих Компании "Пальдо Ко., ЛТД".

ООО "ДОШИРАК КОЯ" производит и вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации лапшу быстрого приготовления под товарным знаком "Доширак" со вкусами говядины и курицы.

На основании лицензионных договоров ООО "ДОШИРАК КОЯ" при оформлении своей продукции использует товарные знаки "Доширак", принадлежащие Компания "Пальдо Ко., ЛТД" (Республика Корея).

ТОО "Доширак-Казахстан" производит на территории Республики Казахстан и вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации лапшу быстрого приготовления под товарным знаком "Доширак" со вкусами говядины и курицы.

Согласно выводам представленного социологического опроса ВЦИОМ "Определение уровня известности товарного знака" девять из десяти опрошенных (87%) говорят о том, что впервые увидели тестируемый товарный знак (комбинированный товарный знак со словесным элементом "Доширак") более 3 лет назад. При этом 35% респондентов заявили, что знают данный товарный знак более 15 лет или так давно, что не помнят точно, когда впервые его увидели. 20% опрошенных знают данный товарный знак настолько давно, что точно не помнят, при каких обстоятельствах увидели его впервые.

Отвечая на открытый вопрос, 25% опрошенных заявили, что производителем продукции, маркированной тестируемым товарным знаком, является компания "Доширак" (Доширак Коя). Выбирая из предложенных вариантов ответа, три четверти респондентов (75%) отметили компанию "Доширак Коя" в качестве производителя продукции, маркированной данным товарным знаком.

Согласно заключению патентного поверенного Ляховича Б.С., проведшего сравнительный анализ изображений этикеток указанных производителей, представленные на этикетках изображения не являются идентичными, однако содержат одинаковые совокупности доминантных (существенных) признаков, формирующих у потребителя одинаковое зрительное впечатление. В обе сравниваемые этикетки входит словесный элемент "Доширак", тождественный по фонетическому и визуальному критериям сходства, что повышает риск введения потребителей в заблуждение в отношении производителя товара.

Решением ФАС России от 26.12.2016 по делу N 1-14-93/00-08-16 действия ТОО "Доширак-Казахстан", выразившиеся во введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации лапши быстрого приготовления "Доширак" (лоток 90 г) со вкусом говядины и курицы в упаковках, оформление которых по своему внешнему виду (дизайну) является сходным с оформлением (дизайном) упаковок продукции ООО "ДОШИРАК КОЯ", а также с использованием товарного знака по международной регистрации N 897236, принадлежащего Компании "Пальдо Ко., ЛТД", признаны актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

ТОО "Доширак-Казахстан" выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5. Дело в отношении оператора мобильной связи ПАО "МТС"

ФАС России рассмотрено дело N 1-14-67/00-08-16, возбужденное по заявлению ПАО "МегаФон", указывающему на признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.6 Закона о защите конкуренции, в действиях ПАО "МТС", выразившихся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации стартовых комплектов и СИМ-карт, имитирующих внешний вид, в том числе цветовую гамму, товара, вводимого в гражданский оборот ПАО "МегаФон".

Заявитель и ПАО "МТС" осуществляет деятельность на одном товарном рынке - оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, то есть являются конкурентами в понимании Закона о защите конкуренции.

В 2015 году ПАО "МТС" запустило в продажу серию стартовых комплектов и СИМ-карт, оформленных в цветовых решениях, отличных от его фирменных цветов, в том числе 35 960 комплектов, выполненных в зеленом цвете и с использованием изобразительного элемента в форме полукруга.

В материалах заявления имеется заключение ВЦИОМ, согласно которому:

- более 70% опрошенных ассоциируют упаковку СИМ-карты и саму СИМ-карту тарифа "Свободный", выпущенную ПАО "МТС", с ПАО "МегаФон";

- более 60% опрошенных считают оформление упаковок СИМ-карт и самих СИМ-карт ПАО "МТС" и ПАО "МегаФон" в той или иной степени схожим;

При этом более 80% из вышеуказанных респондентов пришли к таким выводам в силу совпадения цветовой гаммы продукции.

Таким образом, ФАС России было установлено, что на рассматриваемом товарном рынке цветовое решение имеет решающее значение для идентификации фирменного стиля компании. Указанный довод подтверждается, в том числе данными исследования цветового обозначения (красный цвет) для регистрации товарного знака, проведенного ЗАО "Аналитика" по заказу ПАО "МТС" в рамках регистрации цветового товарного знака по свидетельству N 560598 (70% респондентов назвали зеленый цвет как цвет, индивидуализирующий компанию "МегаФон").

В связи с изложенным по результатам рассмотрения указанного дела, ФАС России было принято решение о признании действий ПАО "МТС", связанных с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации стартовых комплектов и СИМ-карт тарифа "Свободный" с использованием в их оформлении элементов фирменного стиля ПАО "МегаФон", в том числе цветовой гаммы товара, вводимого в гражданский оборот ПАО "Мегафон", актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции. Нарушение было устранено в процессе рассмотрения дела, в связи с чем предписание не выдавалось.

6. Дело N А40-25399/16 об оспаривании предупреждения ФАС России, выданного ФСИН России.

ФАС России было выдано предупреждение ФСИН России о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ФСИН России было необходимо разработать и реализовать механизм обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей на территориях учреждений ФСИН России, расположенных в границах города Москвы, продуктами питания и предметами первой необходимости с учетом определенных требований (при этом ФАС России не были определены конкретные требования к указанному механизму).

Арбитражный суд города Москвы признал недействительным указанное предупреждение ФАС России, исходя из его неисполнимости.

Девятый арбитражный апелляционный суд не согласился с решением Арбитражного суда города Москвы, признал предупреждение ФАС России законным с учетом следующего.

В пределах своих полномочий ФАС России в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в предупреждении мог указать только на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и на принятие мер по устранению последствий такого нарушения.

При этом ФАС России не является уполномоченным органом в сфере организации торговли товарами для лиц, содержащихся под стражей, и потому не обладает полномочиями по установлению требований к поставщикам товаров.

Как указал суд апелляционной инстанции, на ФСИН России, как органе власти, лежит обязанность по реализации права лиц, содержащихся под стражей, приобретать товары. Таким образом, только ФСИН России полномочен разрабатывать конкретный механизм реализации такого права.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

4. Разъяснения антимонопольного законодательства

Президиумом ФАС России в 2016 году утверждены разъяснения по ряду вопросов, связанных с применением антимонопольного законодательства.

1) Разъяснение N 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара" (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2).

Разъяснения определяют особенности выявления монопольно высокой и монопольно низкой цены, устанавливаемой хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке.

2) Разъяснение N 2 Президиума ФАС России "Вертикальные соглашения, в том числе дилерские соглашения" (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3).

Разъяснения уточняют критерии допустимости "вертикальных" соглашений между хозяйствующими субъектами.

3) Разъяснение N 3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах" (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3).

Данные разъяснения определяют особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах.

4) Разъяснение N 4 Президиума ФАС России "Соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности" (утверждены протоколом ФАС России от 17.02.2016 N 3).

Разъяснения направлены на уточнение практики применения антимонопольного законодательства к соглашениям хозяйствующих субъектов, достигнутых в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности.

5) Разъяснение N 5 Президиума ФАС России "Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке" (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 24.02.2016 N 4).

Разъяснения определяют случаи и критерии оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.

6) Разъяснение N 6 Президиума ФАС России "Доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства" (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 25.05.2016 N 7).

Указанные разъяснения определяют особенности доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства. Данные разъяснения носят рекомендательный характер.

7) Разъяснение N 7 Президиума ФАС России "Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении" (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15).

Разъяснения определяют порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Разъяснения ФАС России играют большую роль в формировании судебной практики.

5. Пересмотр решений территориальных органов ФАС России

С даты вступления в силу "четвертого антимонопольного пакета" по настоящее время в ФАС России было подано 54 жалобы на решения территориальных органов ФАС России.

На сегодняшний день из них рассмотрено 51, возвращено 24 (в связи с нарушением сроков обжалования), 2 жалобы находятся в стадии рассмотрения.

Доля отмененных решений коллегиальным органом ФАС России составляет 30% (9 решений).

6. С 2016 года начался II этап работы по "дорожной карте" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" в части анализа реализации принятых в рамках "дорожной карты" правовых актов, а также мониторинга их исполнения.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 174-р ФАС России является координатором мониторинга применения правовых актов, изданных во исполнение "дорожной карты" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики".

В соответствии с протоколом от 10 марта 2016 г. N 4-СВ заседания рабочей группы по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции ФАС России проводится мониторинг правоприменения следующих нормативных правовых актов:

- Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 2 показателя:

количество выданных предупреждений,

количество нарушений антимонопольного законодательства;

- Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - 2 показателя:

количество лиц, в отношении которых учитывались обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с Примечаниями к статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ,

количество лиц, получивших освобождение от административной ответственности в соответствии с Примечанием к статье 14.32 КоАП РФ;

- постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи" - 1 показатель:

количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий на рынке предоставления в пользование (аренду) объектов инфраструктуры для размещения средств и сетей электросвязи.

- Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (правоприменение подтверждено Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции).

По вышеуказанным показателям предусмотрена полугодовая периодичность представления данных.

Кроме того, деловые объединения предпринимателей осуществляют мониторинг функционирования раздела на сайте ФАС России.

В рамках данного мониторинга информацию по результатам правоприменения также представляют ФАС России - координатору:

Минздрав России - по Федеральному закону от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2014 N 913 "О внесении изменений в положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации и положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" (ежеквартально);

Минтранс России - по приказу Минтранса России от 07.05.2015 N 162 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов" (ежеквартально);

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 185-ФЗ от 02.07.2013, а не от 19.06.2013.

Росстат - по Федеральному закону от 19.06.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ежегодно).

В рамках мониторинга применения правовых актов, изданных во исполнение "дорожной карты" "Повышение доступности энергетической инфраструктуры". ФАС России представляет информацию о практике применения следующих правовых актов:

- Федерального закона от 20.04.2014 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" -1 показатель:

снижение предельной стоимости подключения потребителей (до 150 кВт) по договорам технологического присоединения потребителя электроэнергии к энергетическим сетям;

- Федерального закона от 30.12.2015 N 450-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" -1 показатель:

установление стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение, единых для всех сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации 26.07.2013 N 630 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения доступности энергетической инфраструктуры" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 758 "О внесении изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" - 1 показатель:

количество дел об административном правонарушении, связанным с ненадлежащим раскрытием информации;

- постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 737 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления временного технологического присоединения к электрическим сетям" - 1 показатель:

принято решений о наличии нарушения сроков технологического присоединения;

- постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 N 1047 "О внесении изменений в раздел VII правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" - 2 показателя:

принято решений о наличии нарушения Правил технологического присоединения;

выдано предупреждений по факту нарушения Правил технологического присоединения.

Кроме того, в рамках мониторинга применения правовых актов, изданных во исполнение "дорожной карты" "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" ФАС России представляет информацию о практике применения Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 1 показатель: количество нарушений антимонопольного законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Полученные данные за 2015 г. и 2016 г. свидетельствуют о положительной динамике показателей мониторинга.

7. Произведен свод и анализ созданного и успешно функционирующего Реестра государственных и муниципальных преференций (далее - ГМП) ТО ФАС России, по результатам которого осуществляется мониторинг и контроль исполнения территориальными органами ФАС России государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление ГМП.

ФАС России совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов создана Рабочая группа по разработке Guidelines по актуальным вопросам предоставления государственной и муниципальной помощи.

Проведен анализ практики антимонопольного контроля предоставления ГМП и выявлены системные проблемы применения Главы 5 Закона о защите конкуренции.

Задачи:

- проработка законодательных инициатив, в том числе по следующим направлениям:

разработка проекта федерального закона об основах государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и внесение его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до конца 2017 года;

подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего введение оборотных штрафов для компаний, препятствующих проверкам антимонопольного органа;

определение единой процедуры рассмотрения досудебных споров и разногласий между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и регулируемыми организациями по вопросам установления и применения цен (тарифов);

подготовка предложений по ограничению случаев осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика;

разработка комплекса мер, направленных на совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги;

разработка и утверждение Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, предусматривающего:

- установление единого порядка проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав;

- установление исчерпывающего перечня способов закупки отдельными видами юридических лиц (государственными компаниями, субъектами естественных монополий и другими) и требований к порядку их осуществления, а также не включение в состав затрат регулируемых организаций расходов на закупку товаров, осуществленных с нарушением такого порядка;

- в контрактной системе переход от конкурса с субъективной оценкой качества и квалификации участника к электронному аукциону с установлением в документации об аукционе обязательных требований к качеству исполнения контракта и квалификации участника в виде успешно выполненных аналогичных контрактов;

- перевод всех открытых конкурентных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в электронную форму;

- создание условий для проведения торгов в электронной форме при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых составляют государственную тайну, либо не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц";

- запрет создания унитарных предприятий на конкурентных рынках и ликвидацию с 1 февраля 2018 года организационно-правовой формы унитарного предприятия;

- запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (за исключением организаций оборонного комплекса и предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также иных случаев, предусмотренных федеральными законами);

- обязанность юридических лиц, выручка которых составляет более семи миллиардов рублей и получающих государственные и (или) муниципальные преференции, осуществлять закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее десяти процентов от совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных такими юридическими лицами по результатам закупок товаров в текущем календарном году, но не более размера предоставленной государственной или муниципальной преференции;

- возможность Правительства Российской Федерации в интересах национальной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации;

- реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, в том числе, исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах деятельности к субъектам естественных монополий;

- поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности, на основе анализа последствий прекращения указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий;

- закрепление прав совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля их исполнения;

- правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);

- определение основ государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного (не менее пяти лет) периода регулирования, а также унификация принципов и методов установления тарифов в различных сферах регулирования;

определение порядка применения антимонопольного законодательства к действиям и соглашениям по использованию объектов интеллектуальной собственности в целях обеспечения и защиты жизни и здоровья граждан;

разработку порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам с государственным участием в соответствии с государственными программами, исключающими негативное влияние на конкуренцию;

определение основ государственного регулирования цен (тарифов), стимулирующих снижение издержек, повышение эффективности регулируемых субъектов, а также обеспечивающих рост инвестиционной привлекательности регулируемых отраслей;

- дальнейшее проведение мониторинга правоприменительной практики.