Деятельность в области административного обжалования в строительстве
С 10 января 2016 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ФАС России рассматривает жалобы в отношении уполномоченных органов власти в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.
ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Обжалованию согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, а также предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, если обжалуются действия (бездействие) органов власти.
При обжаловании действий (бездействия) организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, перечень оснований для обращения в антимонопольный орган согласно части 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следующий:
- незаконный отказ в приеме документов, заявлений;
- предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В 2016 году в порядке, установленном положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по так называемой "короткой процедуре" было подано 39 жалоб, 12 из них - на нарушение сроков выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство. В свою очередь из 14 жалоб, которые были признаны обоснованными, в 6 случаях подтвердился факт затягивания сроков по выдаче разрешений на строительство.
Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривают возможность отозвать жалобу до принятия комиссией антимонопольного органа решения по существу. В трех случая заявители воспользовались указанным правом - жалобы были отозваны. Например, в Республике Дагестан до рассмотрения по существу жалоба отозвана, так как Управление архитектурно-строительного надзора Махачкалы незамедлительно выдало разрешение на строительство заявителю после подачи им жалобы в Дагестанское УФАС России на несоблюдение сроков выдачи разрешения на строительство.
Также были отозваны жалобы в Забайкальском крае о нарушении сроков выдачи технических условий на подключение к тепловым сетям и поступившая в ФАС России жалоба по факту требования органа местного самоуправления осуществить процедуру, не предусмотренную исчерпывающим перечнем в сфере жилищного строительства, при предоставлении земельного участка.
В 14 случаях жалобы были признаны обоснованными.
Владимирское, Псковское, Ульяновское и Чувашское УФАС России признали муниципальные органы власти нарушившими сроки выдачи разрешения на строительство и срок внесения изменения в разрешение на строительство. В Чувашской Республике предписание об устранении нарушения исполнено. В г. Пскове предписание по жалобе 09/18.1/16-ам органом местного самоуправления исполнено, при этом обжалуется в суде. Ульяновским УФАС России должностное лицо Администрации привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей по части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ. Повторное совершение административного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа в размере до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию должностного лица на срок до двух лет.
Орловским УФАС России признана обоснованной жалоба на действия организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, по отказу в подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения жилого дома. Выданное предписание исполнено.
Кроме того, Чувашским УФАС России администрация городского поселения признана нарушившей сроки рассмотрения обращения по внесению изменений в территориальную зону. Выданное предписание исполнено. Дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Главы администрации.
Краснодарским УФАС России признаны обоснованными две жалобы на действия Администрации муниципального образования г. Краснодар в части отказа в выдаче разрешений на строительство, выданы предписания. Также рассмотрена жалоба на действия Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по факту отказа в выдаче аналогичного разрешения. Жалоба признана обоснованной и выдано предписание.
Необходимо отметить, что для рассмотрения жалобы в порядке частей 2 и 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны соблюдаться, в том числе, следующие условия.
Заявителем согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены.
Обжалование допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. При этом нарушение срока подачи жалобы в антимонопольный орган не является основанием для возвращения жалобы заявителю, а такая жалоба должна быть рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
В жалобе в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны быть указаны обжалуемые акты и (или) действия (бездействие), а также нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления соответствующих процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Татарстанским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "Дисма" на действия МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в части непредставления градостроительного плана земельного участка. Жалоба признана обоснованной, выдано предписание.
Крымским УФАС России признана обоснованной жалоба ООО "Финстройинвест" на действия (бездействие) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в части оставления без рассмотрения заявления об утверждении плана границ земельного участка. Предписание не потребовалось, документ был выдан заявителю. Также обоснованной признана жалоба ООО "Стоик" на действия указанного Департамента в части оставления без рассмотрения заявления о переоформлении права аренды земельного участка. Выдано предписание. Жалоба ООО "Северная Пальмира" в части оставления без рассмотрения Департаментом заявления об утверждении плана границ земельного участка также признана обоснованной. Предписание не выдавалось - нарушение устранено. Обоснованной признана жалоба ООО "ИССО" на нарушение Департаментом Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства".
Также в 17 случаях жалобы признавались необоснованными.
Не нашли подтверждения жалобы по таким основаниям, как необоснованный отказ в выдаче технических условий на подключение к электрическим сетям, на отказ в выдаче разрешения на строительство, на нарушения в части неправомерного отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, на нарушение порядка и сроков технологического присоединения, сроков выдачи разрешения на размещение линейного объекта.
Кроме того, необоснованными признаны жалобы, поданные не в отношении процедур жилищного строительства, а по объектам иного назначения - "автомобильная дорога", "объект нежилого назначения".
Необходимо обратить внимание, что статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
В тех случаях, когда жалоба не соответствовала требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, но содержала сведения, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, жалоба передавалась на рассмотрение в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, предусматривающей возможность возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства после дополнительного исследования.
В частности, это поступившая в Нижегородское УФАС России жалоба на нарушение сроков заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям (объект не относится к жилищному строительству); поступившая в Краснодарское УФАС России жалоба о неправомерных требованиях выполнить процедуры, не предусмотренные Градостроительным кодексом при оказании государственной услуги "Предоставление информации об объекте культурного наследия..." (не входит в исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве); поступившая в Новгородское УФАС России с нарушением допустимого срока обжалования жалоба ООО "Экспресс" на действия МУП Великого Новгорода "Новгородский Водоканал" в части отказа в выдаче ТУ на подключение бытовой канализации многоквартирного дома.
В иных случаях рассмотрение было прекращено. В Приморское УФАС России обжаловалось навязывание невыгодных условий очередного договора теплоснабжения, в Ленинградское УФАС России обжалованы действия органа местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство магазина.
Учитывая указанные обстоятельства, ФАС России в 2017 году полагает необходимым законодательно урегулировать обстоятельства, препятствующие реализации механизма административного обжалования в строительстве в полной мере - путем подготовки поправок в положения пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в части обжалования не только сроков оказания государственных и муниципальных услуг и требования осуществить процедуры за рамками исчерпывающих перечней, но и таких нарушений, как незаконный отказ в приеме документов, заявлений, а также предъявления к лицу, подавшему жалобу, документы и информацию требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Распоряжением Правительства РФ от 23.12.2017 N 2925-р утвержден план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2018 год.
Соответствующее мероприятие предусмотрено пунктом 57 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
Также совместно с Минстроем России ведется работа по подготовке исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства отдельных видов объектов нежилого назначения, сетей теплоснабжения.
реализация пункта 57 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжениям Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года под N 2831-р.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей