3.6. Антимонопольный контроль в сфере социальных и непроизводственных услуг

ФАС России рассмотрен и отклонен проект Методических рекомендаций оснащения общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении Перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" (далее - Перечень), (далее - Методические рекомендации).

Перечнем предусмотрена чрезмерно детальная регламентация характеристик отдельных видов средств обучения и воспитания, что может привести к нарушению норм Закона о защите конкуренции и Закона N 44-ФЗ в части сокращения числа участников рынка учебного оборудования для общеобразовательных школ.

ФАС России в 2016 году в рамках согласования Перечня было проведено рабочее совещание с участниками рынка и Минобрнауки России.

Во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 N 31 Федеральная антимонопольная служба приступила к подготовке с учетом предложений членов Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере образования и науки плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции в образовании". ФАС России предстоит выработать предложения по совершенствованию недискриминационных условий работы для всех участников рынка образовательных услуг.

Примеры дел и выданных предупреждений:

1. 3 августа 2016 года ФАС России вынесла предупреждение Федеральному агентству по туризму, в связи с тем, что изданный Ростуризмом приказ "О формировании списка туристических организаций, осуществляющих деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года" устанавливает непредусмотренные российским законодательством требования к туристическим организациям, тем самым создавая условия для ограничения конкуренции между туристическими организациями. ФАС России предупредила о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из своих приказов условия, препятствующего деятельности хозяйствующих субъектов в рамках реализации соглашения между Россией и Китаем. Ростуризм в установленный срок исполнил предупреждение ФАС России.

2. 08.02.2016 Арбитражный суд города Москвы, 06.05.2016 Девятый арбитражный апелляционный суд и 26.07.2016 Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердили выводы ФАС России и признали обоснованным решение ФАС России, которым Минкультуры России признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия Министерства, а именно - в неприведении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Задачи:

завершение работы по согласованию Методических рекомендаций в части создания равных условий для участников рынка учебного оборудования;

завершение работы по "дорожной карте" "Развитие конкуренции в образовании" и ее внесение в Правительство Российской Федерации.