Деятельность в области контроля природных ресурсов

По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации", проведенного 19 октября 2015 г., был сформирован Перечень поручений Президента Российской Федерации от 09.11.2015 N Пр-2338ГС.

Во исполнение пункта 6 Перечня поручений, 30 июня 2016 г. ФАС России был подготовлен и направлен в Администрацию Президента Российской Федерации доклад "Анализ формирования оптовой цены рыбной продукции, наценки посредников и розничной торговли, а также стоимости транспортно-логистических услуг".

В отчетном периоде проведен анализ рынка первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба. Результаты данного анализа показывают, что исследованный рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкурентной средой.

В настоящее время доля прав на добычу водных биологических ресурсов, распределяемых на конкурентной основе (аукционах), невелика по сравнению с объемами, распределенными на аукционах в период 2001 - 2003 гг.

На конкурентной основе распределяются только высвобождающиеся права, большая часть прав перераспределяется по "историческому" принципу, что приводит к концентрации рынка и затрудняет доступ на рынок.

В связи с этим ФАС России в 2016 году продолжена работа по анализу формирования цен добывающими и перерабатывающими предприятиями, торговыми сетями, а также по выявлению аффилированных посредников.

В результате проведенной работы станет возможна разработка механизмов для развития справедливого ценообразования и прозрачных сделок, а также ограничения роста розничных цен на водные биологические ресурсы.

Приказом ФАС России от 25.02.2016 N 187/16 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2016 N 41540).

Право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать порядок и условия проведения торгов относительно каждого участка недр приводит к излишнему многообразию процедур торгов, усложняет понимание своих возможностей для субъектов предпринимательской деятельности.

При проведении конкурсов на право пользования недрами основными критериями выявления победителя могут являться субъективные критерии, определяемые в каждом конкретном случае субъектом Российской Федерации.

В связи с этим хозяйствующим субъектам, добывающим общераспространенные полезные ископаемые, являющиеся строительными материалами (песок, щебень и т.д.), затруднен доступ в соседние регионы, а цены в регионах на один и тот же товар зачастую существенно разнятся, в том числе имеет место завышение цен.

В целях решения выявленных проблем необходима выработка единого эффективного подхода при предоставлении прав пользования участками недр, обеспечение равного доступа к недрам.

Задачи:

осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства в области природных ресурсов, в том числе:

- еженедельное проведение оперативного мониторинга и контроля за состоянием рынка рыбной продукции;

- проведение анализа формирования оптовой цены рыбной продукции, наценки посредников и розничной торговли, а также стоимости транспортно-логистических услуг;

работа по снижению административных барьеров при осуществлении государственного регулирования в рыбохозяйственном комплексе;

формирование предложений по внедрению механизмов прозрачного ценообразования на рынке рыбной продукции;

унификация процедуры торгов на право пользования участками недр.