Пресечение недобросовестной конкуренции на рынке банковских вкладов

В 2015 - 2016 гг. сохраняла свою актуальность проблема недобросовестной конкуренции банков при привлечении денежных средств граждан во вклады.

Как было установлено ФАС России, еще в конце 2014 года в связи с кризисными явлениями в экономике страны банки для удержания текущих вкладчиков и привлечения дополнительного спроса на услуги по размещению денежных средств в банковские вклады существенно увеличивали процентные ставки по ним, при этом в большинстве случаев заверяя о возможности пополнения данных вкладов по повышенным ставкам в течение всего срока их действия.

Вместе с тем после снижения в 2015 году среднерыночного размера процентных ставок по вкладам рядом банков были предприняты различные меры по ухудшению потребительских свойств открытых гражданами ранее вкладов и, тем самым, для сокращения размера своих обязательств по ним.

Совершив такие действия, банки, помимо получения преимуществ, могли причинить убытки конкурентам в виде упущенной выгоды, поскольку, как было установлено, многие вкладчики не заключили бы договоры вкладов с этими банками, если бы знали о совершении ими названных действий, а обратились бы в данных целях в другие банки.

С учетом того, что рассматриваемое поведение банков, кроме прочих последствий, также могло подорвать доверие вкладчиков к банковской системе в целом и привести к социальной напряженности, пресечение этого поведения являлось одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России.

Наиболее значимым достижением в этой части стало признание в июне 2016 года Арбитражным судом г. Москвы правомерным решения и предписания ФАС России по делу в отношении АО "Тинькофф Банк", которое снизило размер процентов, начисляемых на внесенные во вклады пополнения, и, тем самым, как было установлено, нарушило часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 2016 года.

В связи с этим во исполнение указанного предписания АО "Тинькофф Банк" отменило свое решение о снижении размера процентов, начисляемых на суммы пополнений по уже заключенным договорам вкладов, и выплатило действующим вкладчикам более 150 миллионов рублей недоначисленных процентов по вкладам.

В 2016 году ФАС России также завершено рассмотрение еще двух дел по признакам недобросовестной конкуренции на рынке вкладов в действиях КБ "Гагаринский" (АО), введшего плату за пополнение действующих вкладов; и КБ "Транспортный" (ООО), установившего небольшую максимальную сумму, на которую может быть пополнен вклад в течение месяца.

По их итогам действия названных банков признаны актом недобросовестной конкуренции и нарушением статьи 14.8 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей в настоящее время). Предписаний о прекращении нарушения КБ "Гагаринский" (АО) и КБ "Транспортный" (ООО) не выдавалось, поскольку в ходе рассмотрения дел банки прекратили банковскую деятельность в связи с отзывом у них лицензий Банка России.

Помимо указанного, в целях пресечения схожих фактов недобросовестной конкуренции на рынке банковских вкладов граждан ФАС России направила в свои территориальные органы 9 поручений о проведении расследований.

В результате проведенных расследований были вынесены предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, АО КБ "РосинтерБанк", ПАО БАНК "ЮГРА" и ПАО "АК Банк", ООО КБ "АйМаниБанк", которые сообщили об их исполнении.

В отношении иных банков было отказано в возбуждении дела либо продолжаются соответствующие расследования.

Задача:

подготовка совместно с Банком России информационного письма о практике признания актом недобросовестной конкуренции действий банков по привлечению денежных средств физических лиц в срочные вклады с последующим ухудшением потребительских свойств данных вкладов.