3.8. Антимонопольный контроль в промышленности

1. ФАС России ведет работу по анализу закупочных цен на строительные материалы, используемые для строительства линейных объектов в Южном федеральном округе, в т.ч. Республике Крым.

По поручению Правительства Российской Федерации проводится сопоставительный анализ закупочных цен подрядчиков на основные строительные материалы с рыночными ценами, сложившимися на территории Южного федерального округа, с ежеквартальным Докладом в Правительство Российской Федерации.

По результатам анализа выявлены неэффективные закупки строительных материалов со стороны подрядчиков работ.

2. Продолжается работа по анализу цен на рынках металлопродукции в Российской Федерации.

Проведен анализ причин роста цен в металлургической отрасли, в рамках которого: проанализирована деятельность более 15 предприятий и выявлен ряд рынков, на которых имеются признаки нарушений антимонопольного законодательства, возбуждено 2 дела.

В целях предупреждения нарушений в металлургической отрасли ведется ежеквартальный мониторинг цен на значимые виды металлопродукции, а также металлопродукции, необходимой для производства транспортных средств и их компонентов.

3. Проводится работа по совершенствованию практики принятия решений антимонопольного органа по пунктам 1, 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В целях улучшения качества проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках и оптимизации алгоритма действий исполнителей при его проведении разработана Методика проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

По результатам проведенного анализа решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, принятых антимонопольными органами, и в целях единообразного подхода к подготовке и принятию решений подготовлены предложения по совершенствованию практики принятия решений антимонопольного органа.

4. Проведена работа по снижению административных барьеров на отдельных товарных рынках.

Пример выданного предупреждения:

В целях обеспечения конкуренции и создания недискриминационных условий на рынке цемента в Российской Федерации ООО Фирма "Цемискон" и ООО "НТЦ "СибНИИцемент" выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения Закона о защите конкуренции (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Основанием для выдачи предупреждения стали рассмотренные ФАС России документы, которые позволили установить, что ООО Фирма "Цемискон" и ООО "НТЦ "СибНИИцемент" приняли решение по ряду заявок на проведение обязательной сертификации цементной продукции, которые не содержали мотивированного обоснования невозможности ее проведения, предусмотренного действующим Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов". Такие действия могли привести к ограничению конкуренции на рынке цемента.

Предупреждение исполнено.

5. Ведется работа по совершенствованию политики импортозамещения.

По поручению Правительства Российской Федерации разработаны критерии включения товаров российских производителей, работ, услуг, оказываемых российскими юридическими лицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами (далее - критерии). После утверждения критериев планируется проведение анализа обоснованности введенных ограничительных мер, при необходимости - подготовка проектов постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на устранение необоснованных запретов и ограничений.

6. Продолжается работа по анализу цен на рынках сельскохозяйственной техники, комплектующих и запасных частей к ней в Российской Федерации.

По поручению Правительства Российской Федерации ДМ-П11-20пр от 29.03.2016 (пункт 6) проводится мониторинг цен на сельскохозяйственную технику отечественного производства, комплектующие и запасные части к ней, поставляемые сельскохозяйственным производителям, с предоставлением по итогам каждого полугодия доклада в Правительство Российской Федерации.

Примеры наиболее значимых дел:

Дело N 1-10-81/00-05-15 в отношении АО "Архангельский ЦБК" (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции)

Дело было возбуждено по результатам анализа причин роста цен в бумажной и целлюлозной отраслях, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

В период с января по май 2015 года АО "Архангельский ЦБК" необоснованно повысило цены на свою продукцию - беленую хвойную целлюлозу из хвойных пород древесины. Увеличение цены в среднем составило 55%.

В период рассмотрения дела АО "Архангельский ЦБК" снизило цены на целлюлозу.

Решение ФАС России не обжаловалось. Срок обжалования истек.

В целях предупреждения нарушений в целлюлозно-бумажной отрасли организован ежеквартальный мониторинг цен на основные виды бумажной продукции и компонентов ее производства (целлюлозы) с последующим Докладом в Правительство Российской Федерации.

Дело N 1-11-38/00-05-15 в отношении ООО "Форд Соллерс Холдинг" (часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции)

Дело было возбуждено Татарстанским УФАС России по результатам проверки ООО "Форд Соллерс Холдинг", истребовано ФАС России в связи с тем, что координация экономической деятельности осуществлялась на всей территории Российской Федерации в отношении официальных дилеров путем направления информационных писем о стоимости услуг на техническое обслуживание легковых автомобилей.

ООО "Форд Соллерс Холдинг" признано нарушившим часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание. На ООО "Форд Соллерс Холдинг" наложен штраф в размере 2,5 млн. рублей.

Решение ФАС России не обжаловалось. Срок обжалования истек.

Вместе с тем ФАС России продолжает осуществление контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства на рынке услуг по техническому обслуживанию транспортных средств, в том числе в рамках Рабочей группы по эффективному внедрению положений Кодекса поведения автопроизводителей во взаимоотношения между дистрибьюторами и дилерами.

Дело N 1-10-197/00-05-15 в отношении АО "Выксунский металлургический завод" и АО "ОМК-Сталь" (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции)

Дело возбуждено по результатам проверки.

АО "Выксунский металлургический завод" входит в одну группу лиц с АО "ОМК-Сталь", производит широкую номенклатуру цельнокатаных колес и занимает доминирующее положение на российском рынке производства колес диаметром 860 мм и до 2015 года занимало доминирующее положение на рынке по производству колеса диаметром 790 мм. Такими колесами оснащаются вагоны метро: колеса диаметром 790 мм применяют для комплектования колесных пар электропоездов метро старого образца; колеса диаметром 860 мм для вагонов метро нового образца, а также рельсовых автобусов.

В период рассмотрения дела было установлено, что в 2013 - 2014 гг. рентабельность производства колес диаметром 790 мм, на рынке которого АО "ВМЗ" занимало доминирующее положение, была в 2,7 раза выше рентабельности, которую предприятие получало на конкурентном рынке по другим видам продукции. Также в 2013 - 2016 гг. аналогичная ситуация сложилась с производством колес диаметром 860 - мм рентабельность была выше в 2,4 раза.

По итогам рассмотрения дела АО "ВМЗ" и АО "ОМК-Сталь" предписано раз в полгода в течение пяти лет предоставлять в антимонопольный орган информацию о показателях хозяйственной деятельности по производству и реализации колес цельнокатаных.

Решение ФАС России обжаловано в арбитражный суд. Решение судом не вынесено.

Должностному лицу АО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 11, часть 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции)

Основанием для выдачи предостережения стало публичное заявление должностного лица о планируемом поведении на товарном рынке. В статье, опубликованной весной 2016 г. на официальном сайте информационного агентства "Интерфакс", должностное лицо заявило о повышении уровня цен на цементную продукцию до 15% в 2016 году.

Задачи:

создание информационной базы для ведения мониторинга цен на товарных рынках: цемента, нерудных и инертных строительных материалов, железорудного сырья, концентратов коксующихся углей и металлургической продукции;

выработка предложений по развитию конкуренции и снижению административных барьеров на рынках нерудных строительных материалов в Российской Федерации (по результатам анализа состояния конкуренции на соответствующих товарных рынках);

разработка и утверждение методологии расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств (ТО) в целях повышения эффективности механизма тарифного регулирования на ТО;

совершенствование биржевой торговли цементом.