Теплоснабжение и водоснабжение

На заседаниях Методического совета ФАС России по тарифному регулированию обсуждались вопросы методов тарифообразования.

Одним из наиболее широко дискутируемых является вопрос о подходах к ценообразованию. Долгосрочные тарифы должны прорабатываться в рамках соответствующих программ комплексного развития, схем теплоснабжения, оптимизированных инвестиционных программ и обоснованных текущих расходов компаний по цепочке теплоснабжения (генерация, транспорт, распределение, потребление тепла). Эта сфера деятельности может стать привлекательной для бизнеса, важно чтобы он смог зарабатывать на основном виде деятельности - продажах тепла, а не на сопряженных видах деятельности. Сейчас часто завышаются затраты на стройку, на закупку основного оборудования, "раздуваются" текущие эксплуатационные затраты.

Другой способ долгосрочного ценообразования состоит в применении метода индексации тарифов, обеспечивающего перебалансировку тарифов. Ориентироваться при этом необходимо на сложившуюся на рынке стоимость тепловой энергии, при которой эффективно работающие системы теплоснабжения могут эффективно развиваться и функционировать, а потребители получать тепло по доступным ценам (тарифам) приемлемых уровней надежности и качества. Ориентиры целевого уровня тарифа, время (поэтапно по годам) их достижения оцениваются исходя из "исторических бенчмарков" (реально достигнутых в сопоставимых условиях), а также из платежеспособного спроса потребителей.

ФАС России уточнен порядок расчета расчетной предпринимательской прибыли в сфере теплоснабжения. Приказом ФАС России от 04.07.2016 N 888/16 внесены изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2016) - уточнен порядок расчета и учета в тарифе, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1055, расчетной предпринимательской прибыли для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, а также порядок расчета и формирования дерегулирования тарифа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 N 54 утверждены разработанные ФАС России изменения в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения в части возможности сохранения у теплоснабжающей организации экономии средств, образующейся в результате смены вида и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, а также уточнения порядка расчета такой экономии.

Указанный акт позволит модернизировать объекты ЖКХ и внедрять новые технологии. Также данным постановлением нормативный уровень прибыли исключен из долгосрочных параметров регулирования (за исключением организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения и договора аренды).

Указанные изменения будут способствовать решению проблемы финансирования и обеспечения возврата займов и кредитов, привлекаемых на реализацию инвестиционных программ, в случае их утверждения в течение долгосрочного периода регулирования и стимулированию регулируемых организаций к утверждению в установленном порядке инвестиционных программ.

Кроме того, в настоящее время ФАС России разработаны и проходят процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий введение возможности переноса инвестиционных обязательств организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, а также проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающий оптимизацию процедуры согласования тарифов в сфере теплоснабжения.

Внесен в Правительство Российской Федерации (письмо ФАС России от 17.01.2017 N ИА/1913-ПР/17) проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", направленный на реализацию норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".

Данный проект постановления нацелен на установление порядка и размера учета в тарифах концессионной платы, расходов концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, расходов на возмещение концеденту расходов на организацию конкурса на право заключения концессионного соглашения и подготовку конкурсной документации.