II. Социально-экономическая ситуация в контексте достойного труда

II. Социально-экономическая ситуация в контексте

достойного труда

В условиях замедления роста глобальной экономики, снижения уровня занятости населения и, как следствие, роста безработицы Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечение его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан.

Для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо создать условия для создания качественных рабочих мест, что в свою очередь стимулирует развитие экономики.

По данным Росстата численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2015 г. составила 76,6 млн. человек, при этом численность занятых в экономике достигла 72,3 млн. человек. Уровень занятости населения в 2015 г. достиг 65,3%, что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран - членов ЕС (в 2014 году - 64,9%, по данным Евростата <1>).

--------------------------------

<1> http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Emplovment statistics

Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов. В этой связи требуется постоянное внимание к мерам по их поддержке.

В стране принята и действует Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.

Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов. При этом традиционными субъектами Российской Федерации с наибольшей численностью въезжающих граждан Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в рамках внутренней трудовой миграции остаются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область. На их долю в общей численности приходится 65,6% внутренней трудовой миграции по Российской Федерации в целом. В то же время отдельные регионы Российской Федерации испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе, например, регионы Дальнего Востока. В этой связи на федеральном и региональном уровнях принимаются и реализуются необходимые решения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации, в частности, принятие региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в приоритетных регионах с финансовой поддержкой на федеральном уровне. В этой связи представляется целесообразным учитывать положительный международный опыт применения механизмов обоснованной оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели: наличие части населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, а также разрыв денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами <1>. Присутствует региональная дифференциация по уровню жизни.

--------------------------------

<1> По данным Росстата, соотношение денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами по итогам 2014 года составил 16 раз. // http://www.qks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32q.doc

В Российской Федерации большое внимание уделяется мерам по повышению профессионального уровня работников - как фактору роста производительности труда.

Поэтому важно создание современной системы выявления требований работодателей к квалификации работников и применение полученных данных при подготовке кадров. Это позволит снизить издержки работодателей на адаптацию работников, а работникам - более уверенно занимать достойные рабочие места.

С этой целью в 2014 году в стране создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, осуществляющий мониторинг появления новых профессий, изменений в трудовых функциях, разработку и актуализацию профессиональных стандартов, участие в разработке и актуализации государственных стандартов профессионального образования, программ профессионального образования и обучения, организацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также независимой оценке квалификации.

На основе всестороннего исследования и опроса организаций разработан и утвержден национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, включающий 1620 профессий. Разработано свыше 800 профессиональных стандартов при непосредственном участии работодателей, профсоюзов, профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций. Разработан проект федерального закона о независимой оценке квалификаций.

Одним из главных приоритетов в сфере социально-трудовых отношений является создание безопасных условий труда.

За последние годы Россией были предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствования работы трудовой инспекции. За последние годы Российская Федерация присоединилась к нескольким международным договорам в сфере охраны и безопасности труда: Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174), Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 176), Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187).

В 2013 - 2014 годах сформирован институт специальной оценки условий труда.

Приняты федеральные законы, которыми введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда. Приняты меры к обеспечению административного и экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда. В зависимости от результатов спецоценки предоставляются гарантии и компенсации работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени). На законодательном уровне обеспечена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении работников, занятых во вредных условиях труда, в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса условий труда по принципу: "Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте - тем ниже тариф". Введена процедура декларирования соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.

Роструд стал инициатором создания Регионального альянса инспекций труда для стран СНГ и Монголии. Этот важнейший форум будет использоваться для поддержки инспекций труда в других странах. Совместно с Международной ассоциацией инспекций труда Россия становится ведущей страной, поддерживающей развитие инспекций труда в странах региона.

Совершенствуется система социального обеспечения, в которой особое внимание будет уделено повышению эффективности пенсионной системы, которая могла бы гарантировать достойную жизнь в пожилом возрасте.

В 2013 - 2015 гг. Российской Федерацией был предпринят ряд мер, направленных на модернизацию пенсионной системы. В 2013 - 2014 гг. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ. В настоящее время сделаны шаги по преобразованию системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ, и установлению правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

Социальный диалог достаточно эффективно функционирует на национальном уровне в рамках деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и реализации трехсторонних Генеральных соглашений. Действующее Генеральное соглашение заключено на период с 2014 по 2016 гг. Все более очевидной становится необходимость укрепления социального диалога на отраслевом, региональном (областном) и территориальном (муниципальном) уровнях.

В связи с истечением срока действия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы стороны социального партнерства в настоящее время обсуждают формат Генерального соглашения на очередной период.

Залог эффективного социального диалога - это сильные и компетентные социальные партнеры. В настоящее время усилия объединений профсоюзов и работодателей должны быть направлены на решение стратегических задач, сохранение и расширение своей членской базы. Важнейшей задачей сегодня является укрепление потенциала социальных партнеров и повышение их эффективного взаимодействия с Правительством Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Не менее важным аспектом укрепления социального диалога в России является создание эффективных механизмов - внесудебного, добровольного, оперативного разрешения трудовых споров.

В сфере международных стандартов и норм Российская Федерация ратифицировала 74 конвенции МОТ, включая восемь основополагающих. За время действия предыдущей Программы сотрудничества (2013 - 2016 гг.) было ратифицировано 5 конвенций: Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках (N 140), Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (N 144), Конвенция 1978 года о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (N 151), Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (N 175), Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 176). В дополнение к этому приняты обязательства в отношении статей 11 - 15 Конвенции 1985 года о статистике труда (N 160).

Планируется продолжить работу по дальнейшей ратификации и применению конвенций МОТ.