ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стандартизация является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России <6>.

--------------------------------

<6> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 N 1762-р "О Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года".

Национальная система стандартизации представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных элементов, документов в области стандартизации, определяющих в том числе правила и процедуры стандартизации для осуществления деятельности по установлению требований и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализацию иных целей и задач стандартизации.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участники работ по стандартизации, правила стандартизации, правила разработки стандартов и правила использования документов в области стандартизации определены Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании." Данным Федеральным законом дается определение понятий, таких как стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, реализации и выполнения работ или оказания услуг; стандартизации - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации. В соответствии с вышеназванным федеральным законом стандартизация - это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.

К числу документов по стандартизации относятся в том числе и стандарты организаций. Объектом стандартизации является продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Национальный стандарт Российской Федерации "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" (ГОСТ Р 1.0-2012) <7> устанавливает требования к документам в области стандартизации. В частности, стандарты организаций разрабатывают, утверждают, применяют, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.4. <8> Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц. В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть: процессы менеджмента; услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

--------------------------------

<7> ГОСТ Р 1.0-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1146-ст) (ред. от 22.11.2013).

<8> ГОСТ Р 1.4 утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 154-ст.

При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть: - создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации.

Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5. <9>

--------------------------------

<9> ГОСТ Р 1.5. утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 155-ст.

Стандарты на услуги устанавливают: требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части ее состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Стандарт качества государственных (муниципальных) услуг - документ, содержащий описание: состава, качества, условий и порядка предоставления услуг, позволяющий потребителю получить четкое представление о своих правах на нее и об условиях получения услуги в рамках действующего законодательства и местной правовой базы. Под стандартом качества принято понимать типовой образец, которому должны соответствовать основные параметры услуги, оказываемой в государственном (муниципальном) учреждении либо поставщиками других организационно-правовых форм.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <10> N 210 государственная услуга - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом. Данный федеральный закон регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти и управления в ходе реализации ими полномочий и функций.

--------------------------------

<10> См.: "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст. 2. Федеральный закон от 27 июня 2010 г. N 210-ФЗ.

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельны в принятии решений об утверждении стандартов на услуги, предоставляемые в рамках их полномочий <11>.

--------------------------------

<11> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В целях настоящих методических рекомендаций понятие "услуги" используется в редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации <12>, согласно которому под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

--------------------------------

<12> Ст. 6, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Положения ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений государственных (муниципальных) заданий.

Специфика отрасли культуры состоит в том, что учреждения культуры не только проводят мероприятия по непосредственному показу, но и выполняют государственную функцию по созданию, сохранению, собиранию и изучению культурного наследия, библиотечных, музейных, архивных, кинофондов, художественных произведений.

Эта функция напрямую с конкретным потребителем не связана. Но без реализации этой функции обеспечить доступ граждан и юридических лиц к культурным ценностям, культурному наследию невозможно.

Работы, связанные с исполнением государственной функции, включаются в перечень услуг (работ) государственного задания с последующим структурированием каждого вида услуги (работы) в целях расчета нормативов для предоставления субсидии.

Формирование перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установленной сфере, а также полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формат отраслевого перечня государственных услуг (работ) и требования устанавливаются нормативно-правовым актом <13> в субъекте Российской Федерации. Ведомственные перечни услуг формирует учредитель на основании анализа полномочий и анализа сети учреждений.

--------------------------------

<13> В соответствии с Приказом от 31.01.2014 г. N 14 Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с датой введения в действие 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 и Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93.

Критерием отнесения деятельности учреждения культуры к услугам является показатель наличия конкретного потребителя (физического или юридического лица). К работам следует отнести обеспечивающее услугу мероприятие, которое не имеет непосредственно конкретного потребителя, но осуществляется в целях обеспечения предоставления услуги потребителю и выполняется в интересах общества в целом.

При формировании перечня государственных (муниципальных) услуг (работ) для детализации видов возможно также использовать Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, а также Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденный Приказом Минкультуры России от 09.12.2014 N 2115.

Основные требования к оказанию государственных услуг в сфере культуры и методы оценки качества их предоставления содержатся в нормативно-правовых актах: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1; Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Все перечисленные нормативно-правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры в части оказания услуг.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства, показатели объема оказания услуг должны устанавливаться для каждой государственной (муниципальной) услуги и могут быть применимы для расчета нормативных затрат.

Для каждой государственной (муниципальной) услуги необходимо определить единицу измерения объема услуги. Так, в качестве показателей измерения объема оказания услуги для учреждений в сфере культуры рекомендуется использование следующих показателей:

а) для театрально-концертных организаций:

- количество новых (капитально-возобновленных) постановок;

- количество новых и возобновляемых программ и представлений;

- количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений (зрителей - для филармоний);

- количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на гастролях.

б) для организаций в сфере народного творчества:

- количество методик, планируемых к разработке;

- количество объектов (песня, танец, обряд и т.д.), внесенных в электронный каталог;

- количество координационно-учебных мероприятий.

в) для библиотек:

- объем поступлений документов на материальных носителях;

- объем поступлений электронных документов на нематериальных носителях;

- объем библиотечных фондов;

- количество внесенных в электронный каталог библиографических записей;

- объем реставрации документов из фондов библиотек;

- количество изготовленных микрокопий документов оригиналов;

- количество документов, выданных из фонда посетителям библиотеки;

- количество документов, выданных из фонда удаленным пользователям библиотеки;

- количество выполненных справок и консультаций для посетителей библиотеки;

- количество выполненных справок и консультаций для удаленных пользователей библиотеки, предоставленных в виртуальном режиме;

г) для музеев:

- количество приобретенных предметов Музейного фонда Российской Федерации;

- количество находящихся в фондах предметов Музейного фонда Российской Федерации;

- количество экспозиций и выставок;

- количество изданий в печатной форме и на электронных носителях;

- количество уникальных посещений сайта и иных автоматизированных систем.

В субъекте Российской Федерации предложенные показатели могут использоваться или частично, или состав показателей может быть расширен.

Для каждой государственной услуги рекомендуется установить не менее 2 - 3, но не более 7 - 8 показателей качества.

Для государственных учреждений в сфере культуры рекомендуется использование следующих показателей качества оказания услуг: