Письмом ФНС России от 29.03.2018 N ГД-4-14/5962@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2018).

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Суд кассационной инстанции посчитал правомерными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом в государственной регистрации в связи с тем, что апостиль государства Вануату в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствует требованиям Гаагской Конвенции от 05.10.1961.

По делу N А03-22808/2016 Д.В.О. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения от 23.06.2016 N 9537А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества, к Управлению о признании незаконным решения от 19.09.2016 N 07-19/11722@ об отказе в удовлетворении жалобы Д.В.О., как не соответствующих Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Решением от 20.04.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что 16.06.2016 в регистрирующий орган по почте из г. Новосибирска представлен пакет документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ: заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, подписанное жительницей Порт-Вила, Вануату К.А., данная подпись заверена 01.06.2016 государственным нотариусом города Порт-Вила, Вануату Д.Л.Н., с приложением апостиля страны Вануату, подписанного неустановленным лицом (без расшифровки подписи) и удостоверенного в г. Порт-Вила в Министерстве иностранных дел проставлением тисненой печати (документы прошиты, пронумерованы, скреплены печатью нотариуса г. Новосибирска Б.Т.А., с переводом на русский язык страницы 8 заявления и апостиля); решение от 30.05.2016 N 4 адвоката М.С.В. от имени международной коммерческой компании "П.", действующего на основании доверенности от 25.11.2015, выданной директором Т.Б. указанной международной коммерческой компании "П." как участника Общества, о снятии с должности директора Общества Д.В.О. с 31.05.2016 и назначении на должность директора Общества с 01.06.2016 иностранного гражданина К.А.; ксерокопия нотариального сертификата; ксерокопия удостоверения адвоката М.С.В.; никем не подписанное сопроводительное письмо с приложением разъяснений Федеральной налоговой службы России в ответ на запросы жителя г. Новосибирска С.А.С.

По результатам рассмотрения указанного пакета документов регистрирующий орган 23.06.2016 принял решение N 9537А об отказе в государственной регистрации изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о директоре Общества.

В обоснование отказа регистрирующий орган указал, что заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р 14001 считается непредставленным, так как не соблюден нотариальный порядок представления формы документов, предусмотренный подпунктом "г" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что регистрирующим органом при рассмотрении представленного Обществом заявления установлена недостоверность сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, у него имелись предусмотренные законодательством основания для отказа в государственной регистрации по представленным документам.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции посчитал правомерными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом в государственной регистрации, в связи с тем, что апостиль государства Вануату в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствует требованиям Гаагской Конвенции от 05.10.1961.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Согласно пункту 14.2.05.53 письма Федеральной налоговой службы России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы (в том числе заявление о государственной регистрации), исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции одного государства, подлежащие представлению на территории другого государства, в которых подлинность подписи заявителя засвидетельствована иностранным нотариусом, подлежат проставлению апостиля (если иностранный гражданин проживает на территории государства, ратифицировавшего Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, заключенную в Гааге 05.10.1961, или присоединившегося к ней) либо легализации в соответствии с Федеральным законом от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации".

Поскольку Вануату и Российская Федерация являются участниками Гаагской конвенции 1961 года, а документы, представленные на государственную регистрацию, в том числе заявление по форме N Р14001 подписаны гражданкой Вануату, подлинность подписи которой засвидетельствована иностранным нотариусом, указанные документы подлежат удостоверению путем проставления апостиля в соответствии с положениями Конвенции.

Между тем, как следует из материалов дела, представленное Обществом заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, имеет апостиль не в соответствии с положениями Гаагской конвенции 1961 года.

Следовательно, такое заявление следует считать не соответствующим пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.

Довод заявителя в кассационной жалобе о наличии в ЕГРЮЛ записи о Д.В.О. как о руководителе Общества ущемляет его права на труд, поскольку может стать причиной для отказа в приеме на работу, подлежит отклонению. Данный довод был предметом рассмотрения в апелляционном суде, признан несостоятельным, поскольку положения устава Общества не содержат запрета единоличному исполнительному органу общества (руководителю) Общества заниматься любой иной деятельностью.

Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что истец имеет возможность подать заявление о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, по форме N Р34001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.

1.2. Несоответствие представленного в регистрирующий орган договора о присоединении положениям пункта 3.1 статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А45-1983/2017 общество с ограниченной ответственностью "П.", общество с ограниченной ответственностью "Н." обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 06.10.2016 N 41839А, об обязании провести государственную регистрацию.

Решением от 19.04.2017 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Арбитражный суд апелляционной инстанции по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 28.06.2017 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Т.".

Постановлением от 01.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт: в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах, изложенных в одном документе, общество с ограниченной ответственностью "П.", общество с ограниченной ответственностью "Н." и общество с ограниченной ответственностью "Т." просили принятое постановление отменить, вынести новое решение.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятого по делу постановления суда.

Судами и материалами дела установлено следующее.

В связи с реорганизацией в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью "Н." к обществу с ограниченной ответственностью "Т." лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, 06.10.2016 в Инспекцию представлены документы, в том числе договор о присоединении от 27.05.2016.

Заявителем при данном виде государственной регистрации выступал директор общества с ограниченной ответственностью "Н."

Сообщения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Н." в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Т." опубликованы в журнале Вестник государственной регистрации от 29.06.2016 N 25, от 03.08.2016 N 30.

По итогам рассмотрения представленных документов регистрирующий орган пришел к выводу о том, что представленный договор о присоединении от 27.05.2016 не относится к надлежащим документам, необходимым для государственной регистрации, поскольку не содержит сведений об участниках присоединяемой организации, перешедших в результате реорганизации в состав участников общества с ограниченной ответственностью "Т."

Инспекцией 13.10.2016 принято решение N 41839А об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь в том числе положениями статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к правильным выводам о законности и обоснованности решения Инспекции об отказе в государственной регистрации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в пункте 6.2 договора о присоединении от 27.05.2016 указано, что доля в уставном капитале присоединяемого общества (общества с ограниченной ответственностью "Н.") в размере 10 000 руб., принадлежащая его участнику обществу с ограниченной ответственностью "П.", переходит к основному обществу (общества с ограниченной ответственностью "Т.") и погашается при реорганизации. Общество с ограниченной ответственностью "Т." за счет собственных средств выплачивает денежную компенсацию обществу с ограниченной ответственностью "П." в размере 50 000 руб.

В пункте 4 договора о присоединении указано, что состав участников основного общества (общества с ограниченной ответственностью "Т.") в процессе реорганизации не меняется.

Суд пришел к выводу, что пункт 6.2 договора противоречит положениям пункта 3.1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ, которыми определено, что при реорганизации подлежат погашению только те доли, которые принадлежат юридическим лицам - непосредственным участникам реорганизации.

Так, согласно пункту 3.1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ при присоединении общества подлежат погашению:

- принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;

- доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;

- доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;

- принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.

Как правильно отмечено судом, указанная норма права четко определяет список случаев, при которых доли реорганизуемых юридических лиц подлежат погашению, и не содержит каких-либо исключений.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц: - учредителями (участниками) присоединяемого юридического лица (общества с ограниченной ответственностью "Н.") являются общества с ограниченной ответственностью "Т." (90% участия, номинальная стоимость доли 90 000 руб.) и общество с ограниченной ответственностью "П." (10% участия, номинальная стоимость доли 10 000 руб.).

Исходя из указанных выше нормативных положений, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Н.", принадлежащая его участнику обществу с ограниченной ответственностью "П.", не может быть погашена в связи с реорганизацией в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Т.", в связи с чем общество с ограниченной ответственностью "П." должно войти в состав участников общества с ограниченной ответственностью "Т." с учетом той доли, какая была у него в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Н." до присоединения.

С учетом избранной формы реорганизации, когда присоединяющееся общество прекращает свое действие как юридическое лицо, требуется установление правовой судьбы прав его участников на принадлежащие им доли в уставном капитале присоединяющегося лица при утверждении договора о присоединении.

Учитывая изложенное, что в рамках настоящего дела в нарушение статьи 65 АПК РФ кассаторами, в том числе в кассационной жалобе, не изложены ссылки на имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие достижение участниками обоих обществ договоренностей о распределении долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Т.", суды обоснованно отклонили доводы заявителей о том, что договор о присоединении общества с ограниченной ответственностью "Н." к обществу с ограниченной ответственностью "Т." от 27.05.2016 не противоречит действующему законодательству.

1.3. При рассмотрении спора о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица суды пришли к выводам о том, что обстоятельства, на которые ссылался регистрирующий орган в обоснование отказа в государственной регистрации, не свидетельствуют о представлении юридическим лицом недостоверных сведений, препятствующих регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, а также препятствующих осуществлению полноценного налогового контроля в отношении заявителя.

По делу N А27-2629/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным и необоснованным решения от 18.10.2016 N 17202А/2576 об отказе в государственной регистрации.

Решением от 20.04.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просила принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами и материалами дела установлено следующее.

11.10.2016 Инспекцией получены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, по результатам рассмотрения которых регистрирующим органом 18.10.2016 принято решение N 17202А/2576 об отказе в государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации послужило представление Обществом заявления о государственной регистрации, содержащего недостоверные сведения относительно нового участника Общества - ООО "Р.", поскольку в отношении одного из участников ООО "Р.", - ООО "У.", в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся недостоверные сведения об адресе (фактическое отсутствие данного лица по заявленному юридическому адресу) и его руководителе (директор К.В.В. умер 07.03.2016).

Суды, руководствуясь в том числе положениями статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", в постановлении Президиума от 14.02.2006 N 12580/05, пришли к выводам о незаконности и необоснованности принятого регистрирующим органом решения, в связи с чем удовлетворили заявленные Обществом требования.

Формулируя указанные выводы, суды обоснованно исходили из того, что в рассматриваемом случае представленное Обществом в Инспекцию заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, не содержит какой-либо информации, подлежащей внесению на основании указанного заявления в ЕГРЮЛ в отношении одного из участников ООО "Р", а именно, - ООО "У.", в связи с чем вопрос о наличии (отсутствии) исполнительного органа в ООО "У.", равно как и о фактическом месте нахождения данного юридического лица, не имеет правового значения для спорных правоотношений.

Кассационной инстанцией отклоняются доводы жалобы относительно фактического отсутствия у ООО "У." единоличного исполнительного органа, поскольку судами правомерно отмечено, что исполнительным органом названной организации в спорный период являлся не только директор ООО "У." К.В.С., но и исполнительный директор Б.О.В.; при этом закон безусловно не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Доводы кассационной жалобы относительно исполнительного органа и местонахождения ООО "У." (участника ООО "Р.") не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку не опровергают выводы судов, что данные обстоятельства не свидетельствуют о представлении Обществом недостоверных сведений, препятствующих регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, а также препятствующих осуществлению полноценного налогового контроля в отношении заявителя.

1.4. Ввиду того, что имеющие значение для правильного разрешения спора доводы регистрирующего органа о наличии обоснованных сомнений в принадлежности физическому лицу подписей в документах, представленных на государственную регистрацию прекращения деятельности присоединенного юридического лица, и представленные в их подтверждение доказательства, не получили надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции отменил обжалуемые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По делу N А13-12755/2016 ООО "А." обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 12.08.2016 N 13708А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "А." при реорганизации в форме присоединения к ООО "А-а." и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности путем реорганизации в форме присоединения к ООО "А-а.".

Решением суда от 10.04.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция просила решение и постановление отменить, в удовлетворении требований ООО "А." отказать.

Суд кассационной инспекции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 02.02.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2163525107887 о нахождении ООО "А." в процессе реорганизации в форме присоединения к ООО "А-а".

ООО "А." 13.07.2016 подало в Инспекцию документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения к ООО "А-а.", в том числе заявление по форме N Р16003 о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Инспекция решением от 12.08.2016 отказала в удовлетворении заявления, сославшись на отсутствие в представленных документах достоверных сведений о лице, к которому осуществляется присоединение.

Кроме того, регистрирующий орган указал на отсутствие признаков ведения хозяйственной деятельности ООО "А-а.", использование ООО "А-а." для массового присоединения к нему юридических лиц (по состоянию на 12.08.2016 более 50 юридических лиц находилось в стадии реорганизации в форме присоединения к этому обществу), непредставление заявителем пояснений причин реорганизации.

Удовлетворяя требования ООО "А.", суды указали, что представленные заявителем сведения являются достоверными, а отсутствие доказательств осуществления предпринимательской деятельности ООО "А-а." не является законным основанием для отказа в регистрации реорганизации.

Как установлено судами, до 22.04.2016 ООО "А-а" находилось по адресу: 160000, г. Вологда, ул. Карла Маркса, д. 113, кв. 37, который был указан в сообщении о реорганизации юридического лица, опубликованном в "Вестнике государственной регистрации", по указанному адресу находился и единоличный исполнительный орган ООО "А-а"; с 22.04.2016 по 07.07.2016 ООО "А-а" располагалось в Вологде по адресу: ул. Солодунова, д. 12, кв. 60, а с 08.07.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись о смене места нахождения данного общества на новое по адресу: 162261, Вологодская обл., Харовский р-н, дер. Золотава, д. 26, оф. 1.

Суды признали достоверными сведения о нахождении ООО "А-а" по последнему адресу - в дер. Золотава исходя из того, что при проведении Инспекцией 21.07.2016 обследования было установлено, что по данному адресу находится нежилое деревянное здание, перед входом имеется вывеска ООО "А-а", указаны режим работы организаций и номер контактного телефона; на момент осмотра в помещении находилась представитель ООО "А-а" Н.Н.А., действующая по доверенности от 11.06.2016; а при осмотре 15.11.2016 - представитель ООО "А-а" Р.А.Е.; означенное помещение ООО "А-а" использует на основании договора аренды с собственником помещения Р.М.Ю.

Как отметили суды, из материалов дела не усматривается, что заявителем нарушен порядок реорганизации, неверно указано место нахождения юридического лица, к которому присоединялось реорганизуемое лицо, или по месту регистрации правопреемника отсутствует руководитель; приведенные Инспекцией обстоятельства не получили подтверждения в ходе судебного разбирательства и не формируют оснований, предусмотренных Федеральным закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для вынесения решения об отказе в государственной регистрации.

Между тем суды не дали надлежащей правовой оценки доводам Инспекции о том, что из объяснений Р.Е.А., полученных Инспекцией и представленных в материалы дела, следует, что он не является лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа ООО "А-а", не может подтвердить факт подписания документов, представленных на регистрацию.

В суде первой инстанции Инспекция заявила ходатайство о назначении судебно-почерковедческой экспертизы с целью установления подлинности подписи директора ООО "А-а" Р.Е.А. на договоре о присоединении, заключенном между ООО "А." и ООО "А-а" 25.01.2016; ходатайство заявлено с учетом означенных объяснений Р.Е.А., в том числе о том, что он не располагает информацией о деятельности названного общества.

Суд отклонил ходатайство, посчитав, что результаты экспертизы не будут иметь значения для принятия решения по существу спора. При этом суд принял во внимание, что Р.Е.А. возражал относительно доводов регистрирующего органа, подтвердил факт подписания договора о присоединении им лично и наличие договорных отношений с ООО "А.", направив в суд пояснения, подпись Р.Е.А. на которых заверена нотариусом.

В то же время суд не признал недопустимым доказательством объяснения Р.Е.А., представленные Инспекцией в подтверждение того обстоятельства, что Р.Е.А. фактически не является единоличным исполнительным органом ООО "А-а", не разрешил вопрос относительно противоречий в пояснениях Р.Е.А., не мотивировал, в связи с чем принимает одни объяснения данного лица и отвергает первоначальные - данные налоговому органу.

Не получили надлежащей оценки судов и доводы Инспекции о том, что подписи Р.Е.А. в представленных на регистрацию заявлениях от 01.04.2016, на договоре присоединения и на отзыве, представленном в судебное заседание, визуально отличаются от подписей названного лица в объяснениях в Инспекцию, полученных у него непосредственно

Согласно пунктам 1 и 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. Суд был обязан проанализировать и дать оценку каждому доводу и доказательству, а также привести аргументы в подтверждение своих выводов.

Поскольку имеющие значение для правильного разрешения спора доводы Инспекции о наличии обоснованных сомнений в принадлежности Р.Е.А. подписей в документах, представленных на государственную регистрацию, и представленные в их подтверждение доказательства, не получили надлежащей оценки судов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

1.5. Непредставление налоговому органу справок 2-НДФЛ и документов по факту взаимоотношений с контрагентом само по себе не влияет на достоверность сведений, отраженных в ликвидационном балансе, и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации организации.

По делу N А60-10658/2017 Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от решения N 59087А от 13.12.2016 вынесенное Инспекцией в отношении Общества. Также заявитель просил Инспекцию обязать внести запись о прекращении деятельности Общества в связи с ликвидацией по представленным документам.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение Инспекции от 13.12.2016 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества признано незаконным. Суд обязал Инспекцию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения внести в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Общества с ликвидацией.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.12.2015 единственным участником заявителя принято решение о добровольной ликвидации общества, назначении ликвидатора, о чем 17.12.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

Сообщение о ликвидации общества в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации вышла в журнале Вестник государственной регистрации от 30.12.2015 N 51 (563).

01.11.2016 решением единственного участника заявителя утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем 11.11.2016 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

01.11.2013 решением единственного участника заявителя утвержден ликвидационный баланс.

03.11.2016 заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о внесении сведений о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, представив все документы, предусмотренные статьей Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в Инспекцию для государственной регистрации были представлены все документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что при осуществлении государственной регистрации ликвидации Общества соблюден предусмотренный гражданским законодательством порядок ликвидации юридического лица и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представлены необходимые и достоверные документы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сообщению о ликвидации заявителя, опубликованному в журнале Вестник государственной регистрации от 30.12.2015 N 513 (563), единственным участником заявителя принято решение о его ликвидации, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения.

17.12.2015 регистрирующим органом внесены в ЕГРЮЛ сведения о принятии участником заявителя решения о ликвидации юридического лица, о назначении ликвидатора; 11.11.2016 - сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

01.11.2016 заявителем составлен промежуточный ликвидационный баланс, который в числе других документов представлен заявителем для государственной регистрации ликвидации юридического лица Общества.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела не подтверждается довод заявителя о том, что Обществом на момент принятия регистрирующим органом оспариваемого решения имело задолженность по налогам в размере 16 419,95 руб.

Согласно имеющейся в материалах дела справки N 205277 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.11.2016 у Общества имелась задолженность по НДС - 16142,66 рублей и 277,29 рублей пени, что составляет 16419,95 рублей.

Согласно данной справке по состоянию на 01.11.2016 у Общества имелись также и переплаты по налогу на прибыль организаций: 20787 рублей в федеральный бюджет. Также имелась переплата НДФЛ как налогового агента - 5850 рублей. Таким образом, итоговая переплата по федеральным налогам состоянию на 01.11.2016 составляла 10217,05 рублей (20787 + 5850 - 16419,95).

Даже с учетом предположительно рассчитанной налоговым органом задолженности по НДФЛ в размере 2340 рублей (вместо переплаты в размере 5850 рублей), имевшаяся у Общества налоговая задолженность полностью перекрывалась переплатой по налогу на прибыль организаций - размер итоговой переплаты составляет 2027,05 рублей (20787 - 16419,95 - 2340).

В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном НК РФ. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему РФ, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы. Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов подлежат зачету, возврату налоговым органом в порядке, установленном соответственно пунктами 1.1, 6.1 статьи 78 и пунктами 1.1 статьи 79 НК РФ.

В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей; зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (пункт 1). Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно (пункт 5).

Согласно статьи 13 НК РФ к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (задолженность - 16419,95 рублей), налог на доходы физических лиц (задолженность - 2340 рублей), налог на прибыль организаций в федеральный бюджет (переплата - 20787 рублей).

Таким образом, налоговый орган не произвел зачет недоимки и переплаты по федеральным налогам, следствием чего стал ошибочный вывод о наличии задолженности и незаконный отказ в государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Переплата налога на прибыль в федеральный бюджет налоговым органом не оспаривается.

В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы, что ликвидационный баланс Общества является недостоверным, поскольку в нем не была отражена задолженность Общества по НДФЛ в размере 2340 рублей, отклоняется апелляционным судом.

Ссылка апелляционный жалобы, что основанием для принятия оспариваемого решения Инспекции явилось непредставление справок 2-НДФЛ за 2013 - 2016 год (требование от 10.11.2016), непредставление документов по факту взаимоотношений с контрагентом ООО "О." за III квартал 2016 года (требование от 13.12.2016) не подтверждает позицию заявителя об отсутствии у регистрирующего органа оснований для государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией.

Непредставление данных сведений налоговому органу само по себе не влияет на достоверность сведений, отраженных в ликвидационном балансе, и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации организации.

Кроме того, налоговым органом уже рассчитана образовавшаяся задолженность Общества по НДФЛ за период 2013 - 2016 годы, которая полностью перекрывается переплатой по федеральным налогам. Правовая оценка взаимоотношений Общества с контрагентом ООО "О." была дана Межрайонной инспекцией в решении N 993 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.07.2017.

В период с принятия Обществом решения о начале процесса ликвидации (запись в ЕГРЮЛ от 17 декабря 2015 года) до даты подачи всех необходимых документов для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией (3 ноября 2016 года) налоговым органом проверочные мероприятия не проводились. Общество начало получать сообщения (10 ноября 2016 года) и требования (13 декабря 2016 года) уже после подачи всех необходимых документов для ликвидации. Складывается ситуация, при которой налоговые органы бездействуют в течение более 11 месяцев, имея информацию о производстве Обществом процедуры ликвидации организации, а после подачи всех документов для государственной регистрации ликвидации начинают необоснованно и несвоевременно предъявлять требования и претензии к налогоплательщику, тем самым препятствуя завершению ликвидации организации.

Настаивая на наличии у заявителя задолженности по обязательным платежам, налоговый орган доказательства предъявления ликвидатору в установленным порядке и срок соответствующего требования не представил.

При этом налоговому органу было известно о проведении в отношения заявителя процедуры ликвидации. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. В силу подпункта 2 пункта 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными. Таким образом, налоговый орган утратил право на погашение своего требования в ходе процедуры ликвидации заявителя и право на то, чтобы ссылаться на неправомерность невключения в ликвидационный баланс сведений о задолженности по обязательным платежам.

Следовательно, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по указанному основанию является неправомерным.

1.6. Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", суд апелляционной инстанции признал правомерным отказ в государственной регистрации, обусловленный непредставлением документа, подтверждающего факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества.

По делу N А27-9529/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества от 07.03.2017, обязании зарегистрировать изменения в устав Общества, утвержденные протоколом общего собрания участников Общества от 27.02.2017.

Решением суда от 26.07.2017 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Инспекции N 3746А/668 об отказе в государственной регистрации. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав Общества путем произведения регистрационных действий в установленном действующем законодательством порядке по документам, представленным Обществом на государственную регистрацию 28.02.2017, входящий N 3746А.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 28.02.2017 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001.

По результатам рассмотрения заявления решением от 07.03.2017 инспекция со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) отказала обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с непредставлением заявителем определенных необходимых документов для государственной регистрации документов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленный обществом для государственной регистрации протокол N 3 общего собрания участников общества от 27.02.2017 соответствовал требованиям действующего законодательства.

Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в том числе: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" статья 17 Федерального закона Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" дополнена с 01.01.2016 пунктом 3, согласно которому факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества об увеличении уставного капитала подтверждается его подписью, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом.

Как следует из материалов дела, согласно представленным для государственной регистрации документам Обществом вносятся изменения в сведения об увеличении уставного капитала путем зачета денежных требований к Обществу, возникших на основании договоров денежного займа.

Согласно протоколу N 3 общего собрания учредителей Общества от 27.02.2017 принято решение, в том числе об увеличении уставного капитала общества.

28.02.2017 К.Н.В., временно исполняющей обязанности нотариуса Кемеровского нотариального округа Б.Л.П., засвидетельствована подлинность подписей М.В.А., М.И.П. (участники Общества).

Принимая оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации от 07.03.2017 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ инспекция ссылаясь, в том числе на пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 14-ФЗ, указала, что для государственной регистрации должно быть представлено свидетельство об удостоверении факта принятия решения (протокол) об увеличении уставного капитала и состава участников присутствовавших при принятии данного решения, что Обществом на государственную регистрацию не представлено.

Статьей 103.10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) установлено, что по просьбе лица, организующего проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица нотариус присутствует при проведении собрания или заседания органа управления юридического лица и выдает свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения.

Нотариус отказывает в удостоверении факта принятия решения, ничтожность которого очевидна для нотариуса. Нотариус для установления факта принятия решения органом управления проверяет правоспособность юридического лица, определяет компетенцию органа управления юридического лица в части принятия решения, наличие кворума на собрании или заседании и на основании подсчета голосов, представленного счетной комиссией или иным уполномоченным на подсчет голосов лицом, наличие необходимого количества голосов для принятия решения в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица. Лицо, обратившееся к нотариусу для удостоверения факта принятия решения органа управления юридического лица, представляет ряд документов. В целях подтверждения состава участников (членов) органа управления юридического лица, присутствовавших при принятии решения, нотариус устанавливает их личность, полномочия, а также их право на участие в собрании или заседании.

Следовательно, факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения в силу прямого указания Закона.

Общество в отзыве ссылается на пункт 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и указывает, что протоколом общего собрания учредителей Общества от 27.02.2017 устав Общества приведен в соответствие с нормами Главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8.2.13 устава предусмотрено, что принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем общего собрания, являющимися участниками общества; нотариальное заверение протоколов общего собрания не требуется.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы, поскольку подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации отсылает к уставу общества, который не может противоречить нормам закона, а специальный закон - Федеральный закон N 14-ФЗ указывает на императивно установленное правило о нотариальном удостоверении решения об увеличении уставного капитала.

Кроме того, пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 14-ФЗ не содержит каких-либо исключений и не предоставляет возможности регулирования данного вопроса положениями устава либо иными решениями участников общества. В связи с чем, ссылки заявителя на положения устава общества, не содержащие запрета на принятие решения по указанному вопросу таким способом, нельзя признать обоснованными.

С учетом вышеуказанных положений материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства регистрирующим органом доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, применительно к доводам заявителя подтверждена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.

1.7. Поскольку представленные в материалы дела акты обследования не соответствовали пункту 14 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, суды не признали соответствующие акты в качестве надлежащих доказательств. Кроме того, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела судами не было установлено предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

По делу N А64-630/2017 Общество обратилось с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения N 5076А от 16.09.2016 об отказе в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по документам, представленным Обществом.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2017 решение Инспекции N 5076А от 16.09.2016 об отказе в государственной регистрации признано недействительным. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов и произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по документам, представленным Обществом.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.08.2016 в Инспекцию от Общества поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением места нахождения постоянно действующего исполнительного органа на территорию Тамбовской области.

16.09.2016 Инспекцией вынесено решение N 5076А об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001).

Основанием для отказа в государственной регистрации явилось установление Инспекцией отсутствия необходимого офисного помещения и оборудования для ведения хозяйственной деятельности Общества в жилом доме, расположенном по адресу: Тамбовская область, Ржаксинский район, р.п. Ржакса, ул. Школьная, д. 77. Регистрирующий орган также отразил, что исполнительные органы по данному адресу отсутствуют, соответственно связь с юридическим лицом невозможна.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество вместе с заявлением о государственной регистрации представило в регистрирующий орган все документы, установленные статьей Федерального закона N 129-ФЗ.

Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: Тамбовская область, Ржаксинский район, р.п. Ржакса, ул. Школьная, д. 77, принадлежит на праве собственности Ч.З.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 68 АА 245257 от 19.05.2004, выпиской из домовой книги.

Материалами дела подтверждается, что собственником Ч.З.А. дано разрешение на размещение органа управления Общества в спорном жилом помещении. Данное согласие от 10.08.2016 было представлено к заявлению о государственной регистрации.

Кроме того, Ч.З.А. при проведении Инспекцией проверок также неоднократно подтверждала о даче ей согласия на размещение исполнительного органа Общества в помещении, принадлежащем ей на праве собственности. Данное согласие также отражено в отзыве на заявленные требования

Как следует из материалов дела, Ч.О.И., являясь директором Общества, указала местом нахождения общества адрес нахождения постоянно действующего единоличного исполнительного органа общества (директора общества): Тамбовская область, Ржаксинский район, р.п. Ржакса, ул. Школьная, д. ..., который и является местом жительства Ч.О.И.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

В пункте 3 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Отклоняя довод Инспекции о невозможности установления связи с Обществом по месту миграции, поскольку при осуществлении мероприятий по установлению достоверности сведений об адресе (месте нахождения) Общества, суд первой инстанции верно указал, что директор присутствовала по данному адресу, сотрудниками Инспекции 16.08.2016 были получены объяснения от Ч.О.И.

В своих объяснениях Ч.О.И. указала, что по вышеуказанному адресу будет находиться бухгалтерия Общества и ее документация. Фактически деятельность по продаже ювелирных изделий будет проводиться по другому адресу в Тамбовской области, что не противоречит закону.

Инспекцией не приведено нормативного обоснования доводов о том, что по адресу места нахождения юридического лица должно осуществляться какое-либо производство, либо собственно деятельность юридического лица.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что почтовая или иная связь с Обществом заведомо для заинтересованного лица невозможна по указанному им новому адресу.

Отклоняя ссылку Инспекции на письмо Межрайонной инспекции N 07.1-05/08717@ от 07.06.2017 об установлении отсутствия Общества по спорному адресу, акт обследования от 06.06.2017, суд первой инстанции верно учел, что указанные документы не касались проверки, проведенной по пакету документов, представленных Обществом 11.08.16. Более того, указанные доказательства не опровергают установленные судом обстоятельства о достоверности спорного адреса места нахождения ввиду проживания там лица, уполномоченного без доверенности действовать от имени Общества, а также ввиду наличия согласия собственника спорного помещения на регистрацию Общества по адресу Тамбовская область, Ржаксинский район, р.п. Ржакса, ул. Школьная, д. 77.

Суд первой инстанции также правомерно отметил следующее.

В силу пункта 14 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания и Порядок), осмотр объекта недвижимости проводится территориальным органом Федеральным налоговой службы, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Указанный осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, отражающий результаты осмотра, который подписывается должностным лицом территориального органа Федеральной налоговой службы, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра делается отметка.

В рассматриваемом случае налоговым органом составлялись акты обследования от 16.08.16, от 16.09.16, 06.06.2017 без понятых, без использования видеозаписи.

По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений участвующих в деле лиц судом установлено, что в нарушение требований Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, осмотр жилого помещения, расположенного по адресу Тамбовская область, Ржаксинский район, р.п. Ржакса, ул. Школьная, д. 77, оформленный актом обследования от 16.08.2016, от 16.09.16, 06.06.2017 проведен Инспекцией в отсутствие представителя налогоплательщика и без его уведомления о времени и месте его проведения; без участия понятых.

В связи с этим на основании статей 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акт обследования не может быть признан в качестве надлежащего доказательства по делу.

Кроме того, в пункте 2 Оснований и Порядка определен перечень оснований для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Соответствующих оснований применительно к обстоятельствам настоящего дела не было установлено.

Таким, образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности регистрирующим органом конкретных обстоятельств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Доказательств того, что адрес общества был указан без намерения его использовать для осуществления связи, равно как и доказательств того, что он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по данному адресу невозможна, материалы дела не содержат.

1.8. Отметив, что в отношении управляющей организации, сведения о которой подлежали внесению в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не имеется каких-либо запретительных мер и ограничений, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а доказательств иного регистрирующим органом суду не представлено, суды признали неправомерным отказ в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А06-2431/2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 07.03.2017 N 1400А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица ООО "Э.".

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2017, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017, признано недействительным решение Инспекции от 07.03.2017 N 1400А об отказе в государственной регистрации в отношении ООО "Э".

Инспекция, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 28.02.2017 заявителем в регистрирующий орган были представлены документы в электронном виде в отношении ООО "Э.": заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р14001; решение участника ООО "Э." от 28.02.2017, подтверждающие смену исполнительного органа ООО "Э." - генерального директора Щ.В.А. на управляющую организацию Общество.

Инспекцией 07.03.2017 было принято решение N 1400А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица ООО "Э.".

Основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), послужило то, что в представленном заявлении по форме N Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ вносятся сведения об управляющей организации Обществе, в которой лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также участником, владеющим долей 80% в уставном капитале Общества, является Д.А.Г. Однако, Д.А.Г. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "К.", в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридических лиц допускается, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц: являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесена в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 указанного Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Суд первой инстанции указал, что заявителем были предоставлены заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001 и решение участника ООО "Э." от 28.02.2017 о назначении исполнительным органом в ООО "Э." управляющей компании в лице Общества, а не Д.А.Г. При этом в обжалуемом отказе регистрирующий орган указал, что "в представленном заявлении по форме N Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ вносятся сведения об управляющей организации Обществе.

Отметив, что в отношении Общества не имеется каких-либо запретительных мер и ограничений, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, а доказательств иного регистрирующим органом суду не представлено, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанций согласился с выводами суда первой инстанции.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.