При эксплуатации морских портовых ГТС

1.

Иметь технический паспорт (паспорт) ГТС

подпункт "а" пункта 184, пункт 187 Технического регламента - 620

2.

Вносить в паспорт ГТС, иметь в нем информацию, содержащую нормы эксплуатационных нагрузок

подпункт "а" пункта 184, пункт 188 Технического регламента - 620

3.

Иметь в паспорте ГТС информацию, содержащую схемы эксплуатационных нагрузок

подпункт "а" пункта 184, пункт 188, Технического регламента - 620

4.

Вносить в паспорт ГТС сведения о величинах предельных смещений и деформаций, установленные аккредитованным испытательным центром при отсутствии их в проекте

подпункт "а" пункта 184, пункт 189 Технического регламента - 620

5.

Указать в паспорте ГТС параметры расчетного судна

подпункт "г" пункта 191 Технического регламента - 620

6.

Вносить в паспорт ГТС сведения об изменении режима эксплуатации, установленные аккредитованным испытательным центром после проведения обследования ГТС при возникновении существенных изменений в техническом состоянии ГТС.

пункт 195 Технического регламента - 620

7.

Занести в паспорт ГТС сведения о выполненных ремонтных работах на ГТС.

пункт 229 Технического регламента - 620

Касательно лиц, назначаемых в судовладельческих организациях морского и внутреннего водного транспорта на должности, обеспечивающие безопасность эксплуатации и предотвращение загрязнения окружающей среды, следует отметить следующее.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" в целях обеспечения безопасности судоходства установлено, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, должны проходить периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Во исполнение указанного постановления Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством труда Российской Федерации приказом от 11.03.1994 N 13/11 (далее - приказ N 13/11) принято Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта.

Данным приказом установлен порядок проведения аттестации и определено, что органом, проводящим аттестацию, для предприятий внутреннего водного транспорта является администрации бассейнов внутренних водных путей, а для предприятий, эксплуатирующих морские суда, - капитан морского порта.

Вместе с тем, организации, чьи морские суда осуществляют международные рейсы, в соответствии с пунктом 4 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ), который является главой IX Международной конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколами 1978 года и 1988 года, установлено, что судоходная компания из берегового персонала должна назначить лицо, осуществляющее(ие) контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна. Такое назначенное лицо должно обладать полномочиями по прямому доступу к руководству компании на самом высоком уровне управления. При этом определенных требований к стажу работы на судах и прохождению аттестации к указанному лицу международными договорами не установлено.

Таким образом, в целях исполнения законодательства Российской Федерации и ее международных договоров по обеспечению безопасности мореплавания судоходная компания, осуществляющая международные морские перевозки пассажиров и грузов, должна иметь в штате лицо, ответственное за безопасность судоходства, назначенное и прошедшее аттестацию у капитана морского порта в соответствии с требованиями приказа N 13/11, а также лицо, назначенное в соответствии с требованиями МКУБ.

Судоходной компании, не осуществляющей международные морские перевозки пассажиров и грузов, для исполнения требований законодательства достаточно иметь в своем штате только лицо, ответственное за безопасность судоходства, прошедшее аттестацию у капитана морского порта в соответствии с требованиями приказа N 13/11.

Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации введена статья 34.1, устанавливающая, наличие и применение в организациях внутреннего водного транспорта системы управления безопасностью.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 34.1 судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, установлены приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287, утвердившим Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов (далее - приказ N 287).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта требования к наличию и применению системы управления безопасностью не распространяются на судовладельцев маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов.

Таким образом, в целях соответствия требованиям законодательства, регламентирующего безопасную эксплуатацию судов внутреннего водного транспорта, судоходная компания должна иметь в штате лицо, ответственное за обеспечение безопасности, прошедшее аттестацию в администрации бассейна в соответствии с требованиями приказа N 13/11 и лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами, отвечающее квалификационным требованиям и прошедшее аттестацию в администрации бассейна внутренних водных путей в соответствии с требованиями приказа N 287.