Разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Основные изменениях, которые были внесены в постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", эти изменения были внесены и вступили в действие в августе 2016 года:

1. Изменения в части осуществления перевозки пассажиров морским и внутренним водным транспортом.

До вступления в силу таких изменений обязательным условием для получения лицензии являлось наличие пассажирского свидетельства для судна, осуществляющего перевозку пассажиров.

Следует отметить, что согласно КТМ РФ требование о наличии пассажирского свидетельства применимо только к пассажирским судам. КТМ РФ не содержит определения пассажирского судна, однако согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74) пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.

Вместе с тем, лицензированию подлежит деятельность в независимости от количества перевезенных человек на борту судна. Даже, в случае если перевозка пассажиров осуществляется с использованием маломерного судна, пассажировместимость которого не превышает 12 человек, то такая деятельность подлежит лицензированию.

Однако, как было указанно ранее наличие пассажирского свидетельства для маломерного судна теперь не является лицензионным требованием.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 193 от 06.03.2012 (далее - Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров.

Основные условия допуска непассажирских судов к перевозке пассажиров и организованных групп людей определены главой 2.13 "Правил освидетельствования судов в эксплуатации" (далее - ПОСЭ).

Так, согласно п. 2.13.1 гл. 2.13 ПОСЭ при положительных результатах внеочередного освидетельствования, проводимого по заявке судовладельца, непассажирское судно может быть признано пригодным для перевозки пассажиров и организованных групп людей, о чем в соответствии с п. 2.13.3 гл. 2.13 ПОСЭ вносится соответствующая запись в акт внеочередного освидетельствования и в Свидетельство о классификации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что для получения лицензии на перевозку пассажиров морским и речным транспортом с использованием непассажирского судна отсутствует необходимость в получении пассажирского свидетельства. Вместе с тем, в свидетельстве о классификации такого судна должна быть внесена запись о пригодности судна к перевозке пассажиров.

2. Изменены требования к должностному лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях или осуществляющему контроль за обеспечением безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды, необходимо отметить, что эти требования значительно смягчились. Редакция норм, устанавливающих необходимость наличия у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей таких ответственных должностных лиц, допускает неоднозначное толкование при использовании для осуществления лицензируемых видов деятельности маломерных судов. Согласно позиции Ространснадзора для соискателей лицензий (лицензиатов), осуществляющих деятельность только с использованием маломерных судов, наличие указанных ответственных должностных лиц не является лицензионным требованием.

3. Вместо ссылки на статьи 14 КВВТ РФ и 25 КТМ РФ определен конкретный перечень документов, необходимых для каждого судна, в том числе маломерного.

4. При осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к нефти и нефтепродуктам наличие плана ЛАРН для соискателей лицензий (лицензиатов) необходимо при эксплуатации береговых объектов, плавучих нефтехранилищ, нефтенакопителей. Наличие плана ЛАРН у соискателей лицензий (лицензиатов), эксплуатирующих суда-бункеровщики, не является лицензионным требованием. При том, это не является основанием для уклонения таких организаций от исполнения законодательства Российской Федерации в части разработки и наличия планов ЛРН.

5. Отменено требование о наличии у лицензиата договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования, сейчас наличие такого договора не является лицензионным требованием.

В то же время в новой редакции постановления Правительства N 193 появились новые лицензионные требования:

1. Наличие для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью в соответствии со ст. 34.1 КВВТ.

2. Наличие для каждого судна вместимостью более 1000 свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335 КТМ.

В соответствии с подпунктами "ж" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности перевозок внутренним водным, морским транспортом опасных грузов лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) являются:

- ж) наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335, 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

- з) наличие для каждого судна, перевозящего нефть и нефтепродукты, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в соответствии со статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (при перевозке наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти).

В данных требованиях указана ссылка на Федеральный закон N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания" от 30.04.1999 (далее - КТМ РФ) в которых регламентируются правила ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью, бункерным топливом и ответственность за ущерб при перевозке морским транспортом опасных и вредных веществ.

КТМ РФ разделяет ответственность за ущерб от загрязнения нефтью и нефтепродуктами и ответственность за ущерб от загрязнения опасными и вредными веществами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 326 КТМ РФ Правила, установленные главой XIX "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ", не применяются к ущербу от загрязнения как он представлен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 "ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим в следствии утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечки не произошли" главы XVIII "Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью".

Из чего следует сделать, что ответственность за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ не применяется к судам, предназначенным или используемым для перевозки нефти наливом в качестве груза.

18 июля 2017 года Федеральным законом N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" исключающие проведение экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков. Однако при этом План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данное положение вступает в силу с 1 ноября 2017 года.