См. Доклад по правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (3 квартал 2017 года).

3. Государственный морской и речной надзор

Общее количество проверок, проведенных в этой сфере, - 407, из них:

1. Количество проверок, проведенных в отношении субъектов транспортного комплекса (юридические лица и индивидуальные предприниматели) - 202, в т.ч.

- судоходных компаний - 104

- организаций, эксплуатирующих гидротехнических сооружений (ГТС) и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) - 72

- других хозяйствующих субъектов транспортного комплекса (стивидорные компании, АСФ, лоцманские организации) - 26

2. Количество проведенных предлицензионных проверок - 205

Количество осмотров объектов транспортной инфраструктуры - 184, в т.ч.

- ГТС и СГТС - 143.

Количество нарушений, выявленных в текущем году, всего - 600, в том числе:

- при проверках юр. лиц и ИП - 337

- при осмотрах судоходных путей, ГТС и СГТС - 111

Количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок и осмотров, всего - 88

Количество протоколов, направленных в суд, всего - 89, в том числе:

- количество протоколов, составленных по статье 19.5 - 42.

Количество нарушений, устраненных в текущем году (в том числе из выявленных в прошлом году) - 476.

3. Наложенные по результатам указанных мероприятий меры административной и иной публично-правовой ответственности:

- Количество протоколов об административных нарушениях (АП), ед. - 282.

- Количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности, ед. - 292.

- Общая сумма наложенных штрафов по постановлениям, вынесенным по результатам рассмотрения административных дел, тыс. руб. - 3982,2.

- Привлечено к административной ответственности, ед. - 279, в том числе:

- должностных лиц - 187;

- юридических лиц - 76;

- физических лиц - 19;

- индивидуальных предпринимателей - 2.

Типовые (массовые) нарушения обязательных требований классифицируются следующим образом:

1. В области безопасной эксплуатации судов на морском и внутреннем водном транспорте:

- отсутствие системы управления безопасностью;

Систематическое выявление данного нарушения происходит ввиду того, что судовладельцами либо не разрабатывается система управления безопасности судна (далее - СУБ), либо отсутствует взаимосвязь с организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - Российский Речной Регистр), в результате чего согласование СУБ происходит годами. Все это является результатом незнания судовладельцами Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287.

- отсутствуют документы о соответствии разработанной и применяемой системы управления безопасностью требованиям, которые выдаются судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (п. 5 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ), п. п. 6 п. 18 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287);

- отсутствуют удостоверения о прохождении аттестаций работников, назначенных судовладельцами ответственными за обеспечение безопасной эксплуатацией судов и осуществлением связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами (п. 3 ст. 34.1 КВВТ РФ; п. 12 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287);

- нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (требование статьи 11.7 КоАП РФ);

- управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания (требование ст. 11.8 КоАП РФ);

- несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (требование ст. 11.31 КоАП РФ);

- отсутствуют договора страхования членов экипажей судов на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью, при исполнении ими служебных обязанностей (п. 4 ст. 28 КВВТ РФ).

- нарушение требований пожарной безопасности на внутреннем водном транспорте (требование ст. 11.16 КоАП РФ);

- отсутствие на судне судовых документов, нахождение которых, предусмотрено статьей 25 КТМ РФ и статьей 14 КВВТ РФ.

- неисполнение в срок законного предписания надзорного органа об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований законодательства.

Субъектом указанных правонарушения по статье 11.7 КоАП РФ во всех случаях, связанных с управлением судна является судоводитель или иное лицо, управляющие судном.

Вместе с тем, отсутствие необходимых документов на судне является следствием ненадлежащего исполнения судовладельцем своих обязанностей.

Так, за указанные правонарушения по статье 11.13 КоАП РФ также к привлечению к административной ответственности подлежит и лицо, ответственное за эксплуатацию судна, а в случае отсутствия такого лица директор организации-судовладельца.

В целях недопущения указанных нарушений капитану судна, при назначении его на должность капитана следует в обязательном порядке проверять наличие всех необходимых документов на управляемом в дальнейшем им судне, а в случае отсутствия таких документов, незамедлительно уведомлять судовладельца.

Повышение профессионального уровня плавсостава в системе курсового обучения в рамках повышения квалификации с последующей тренажерной отработкой практических эксплуатационных ситуаций позволило бы значительно снизить нарушения правил плавания.

2. В области безопасной эксплуатации портовых ГТС.

а) несоответствие причалов, гидротехнических сооружений требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденных соответственно постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта":

- повреждение конструкции гидротехнических сооружений;

- отсутствие или повреждение швартовых и отбойных устройств;

- отсутствие нумерации швартовых устройств;

- повреждение или отсутствие колесотбойного бруса;

- отсутствие обозначенных границ причалов и схем эксплуатационных нагрузок;

- нарушение установленного режима эксплуатации и назначения причалов.

б) невыполнение положений Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" и невыполнение требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ, а именно:

- отсутствуют декларации соответствия безопасности причальных сооружений, зарегистрированных в Едином реестре деклараций о соответствии на сайте Росаккредитации (п. 518, п. 455 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623; п. 6 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании");

- отсутствие согласования на эксплуатацию гидротехнического сооружения с администрацией бассейна внутренних водных путей (п. 1 ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ);

- отсутствие законного права пользования причалами (п. 444 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют паспорта гидротехнических сооружений (пп. а п. 446, п. 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют акты ежегодного освидетельствования причальных сооружений (п. 453, п. 455, п. 456 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- не ведется наблюдение за причальными сооружениями с отметкой в журналах наблюдений (заполнение журналов), для которых необходимо иметь контрольно-измерительную аппаратуру (нивелиры, нивелирные рейки, рулетки и т.д.). Средства измерений, испытаний и контроля, используемые в целях обеспечения безопасности объектов внутреннего водного транспорта утвержденных типов, должны пройти проверку, а методики измерений должны быть аттестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21, 443 (в), 453, 454, 480, 482 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российский Федерации от 12.08.2010 N 623; Раздел 2 п. 2.6, раздел 3 п. 3.4 Правил технической эксплуатации портовых сооружений 1986);

- отсутствие плана-графика ремонтных работ на причальное сооружение (пп. а п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193);

- отсутствуют плакаты с указанием схем эксплуатационных нагрузок, установленные на видном месте объекта регулирования (п. 447 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют журналы технического контроля за состоянием и режимом эксплуатации причальных сооружений (п. 443, 450 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют планы оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, утвержденных руководителем эксплуатанта гидротехнического сооружения (п. 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- объекты инфраструктуры морского транспорта, на которых осуществляется перегрузка опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, должны быть оснащены техническими средствами мониторинга и документирования швартовных и грузовых операций (п. 198 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта).

Причинами несоблюдения обязательных требований собственниками (эксплуатирующими организациями) гидротехнических сооружений являются:

- незнание положений Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623;

- недостаточное финансирование деятельности по устранению отклонений технического характера от проектного состояния (проведение ремонтных (восстановительных) работ, закупка специализированного оборудования и т.д.);

- отсутствие квалифицированного персонала, обслуживающего гидротехническое сооружение.

Для устранения вышеуказанных причин, необходимо проводить следующие мероприятия:

- руководителям организаций, с учетом финансового состояния организаций, разработать планы-графики по устранению отклонений технического характера от проектного состояния с указанием мероприятий им сроков их проведения;

- нанимать квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта;

- проводить мероприятия по повышению квалификации персонала, обслуживающего гидротехническое сооружение;

- усиление персональной ответственности ответственных по безопасной эксплуатации за невыполнение требований законодательства по безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения;

- не допускать эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии или выведенных из эксплуатации.

- планирование восстановительного ремонта гидротехнических сооружений, планирование и выделение под эти мероприятия финансовых средств предприятий эксплуатирующих сооружения.

3. В области лицензирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте:

- нарушение лицензиатами требований п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части отсутствия заявлений о переоформлении лицензий при прекращении деятельности по отдельным местам ее осуществления.

- осуществление деятельности посредством объекта лицензирования, не включенного в приложение к лицензии;

Например, организация имеет лицензию на перевозку опасных грузов. В приложении к лицензии для осуществления работ заявлено одно судно. Соответственно, в случае, осуществления деятельности посредством судна, не указанного в приложении к лицензии, образуется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией".

- осуществление вида работ, не указанного в лицензии;

Например, организация имеет лицензию на перевозку опасных грузов. Видом работ, заявленным в лицензии, является перевозка опасных грузов только внутренним водным транспортом. Таким образом, осуществление деятельности морским транспортом является нарушением условий, предусмотренных лицензией.

- лицензия не переоформлена в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе, в связи с продажей судна (ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Основными причинами выявленных нарушений обязательных требований в области лицензирования являются, с одной стороны недостаточный уровень подготовки специалистов, осуществляющих деятельность на водном транспорте, с другой стороны, игнорирование требований законодательства, которые напрямую не создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

В целях пресечения нарушений обязательных требований и устранения последствий таких нарушений инспекторами территориальных управлений возбуждаются административные дела о привлечении юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и выдаются предписания с установленными сроками устранения выявленных нарушений.