I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте кранов на железнодорожном ходу (далее - Правила) разработаны в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливают основные требования охраны труда при выполнении технического обслуживания и текущего ремонта кранов на железнодорожном ходу ОАО "РЖД".

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на работы при выполнении технического обслуживания (далее - ТО) и текущего ремонта (далее - ТР) кранов на железнодорожном ходу (далее - кран) филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД".

Настоящие Правила рекомендуются для использования сервисными компаниями, проводящими техническое обслуживание и текущий ремонт кранов.

1.3. Организация безопасного выполнения работ при ТО и ТР кранов должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), Технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" ТР ТС 001/2011, "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" ТР ТС 003/2011, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", технологической, конструкторской, эксплуатационной документации и настоящих Правил.

1.4. Требования безопасности и охраны труда, учитывающие местные особенности условий труда работников при выполнении ТО и ТР кранов, должны быть отражены в производственных инструкциях и инструкциях по охране труда производственных подразделений с учетом профессий работников и видов выполняемых ими работ.

Инструкции по охране труда разрабатываются с учетом используемого технологического оборудования, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда, на основе правил и инструкций по охране труда ОАО "РЖД", правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов.

Порядок учета, хранения и выдачи инструкций по охране труда должен осуществляться в соответствии с Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда.

1.5. Работники, допущенные к участию в производственных процессах по ТО и ТР кранов, должны соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, электробезопасности, пожарной и промышленной безопасности, установленные для выполняемой ими работы.

1.6. При ТО и ТР кранов на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003, приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н:

а) физические:

движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;

перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

разрушающиеся конструкции;

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны:

повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;

отсутствие или недостаток естественного света при работах в смотровых канавах, замкнутых объемах и других рабочих местах;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

работа на высоте <1>;

--------------------------------

<1> К работам на высоте относятся работы, когда:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России 28.03.2014 г. N 155н в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтруда России от 17 июня 2015 года N 383н.).

б) химические:

токсические;

раздражающие;

в) психофизиологические:

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.

1.7. К выполнению технического обслуживания и текущего ремонта кранов допускаются работники, имеющие профессиональное образование, соответствующее характеру работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, вводный противопожарный инструктаж, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, проверку знаний правил работы в электроустановках.

Вновь принимаемые на работу работники при проведении вводного инструктажа по охране труда должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая на производстве и с правилами оказания первой помощи пострадавшим.

1.8. Женщины и лица, не достигшие возраста 18 лет, не должны допускаться к работам, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, и Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

1.9. В процессе работы работники, занятые ТО и ТР кранов, в установленном порядке обязаны проходить обязательные периодические медицинские осмотры, повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты, обучение по охране труда, мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, очередную (внеочередную) проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, правил работы в электроустановках.

Работники не реже одного раза в год должны проходить теоретическое и практическое обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае.

Работников, совмещающих профессии, требуется обучать и инструктировать, проводить у них проверку знаний требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).

1.10. Обучение, проверка знаний требований охраны труда, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) работников, занятых в производственных процессах по ТО и ТР кранов должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения".

1.11. Работники, связанные с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок (в том числе сварочных агрегатов, ручных электрических машин и инструментов), должны проходить обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее - ПОТЭЭ), стандарта ОАО "РЖД" СТО РЖД 15.013 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" (далее - СТО РЖД 15.013).

В зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ, работники, связанные с эксплуатацией электроустановок, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.12. Работники, эксплуатирующие грузоподъемные механизмы, должны проходить обучение и проверку знаний в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Зацепка (захватывание), обвязка, строповка и навешивание груза на крюк грузоподъемного механизма с использованием грузозахватных приспособлений, должна производиться квалифицированным персоналом, прошедшим обучение профессии стропальщик.

Работники, допущенные к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением грузоподъемного механизма должны иметь удостоверения на право производства работ.

1.13. В соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте до начала проведения работ на высоте должно быть организовано обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

допускаемых к работам на высоте впервые;

переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;

имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

1.14. Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными производственными факторами, должны проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры в соответствии с Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в структурных подразделениях в личных делах работников.

1.15. В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Стандарта ОАО "РЖД" "Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД". Организация обучения" работникам должны проводиться противопожарные инструктажи, обучение мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума с проверкой знаний требований пожарной безопасности.

Лица, проводящие в установленном порядке инструктажи (инженерно-технические работники, мастера), должны быть обучены мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.

1.16. При разработке технологических процессов на выполнение ТО и ТР кранов необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами.

1.17. Меры безопасности при эксплуатации электрооборудования должны обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.1.019, Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), ПТЭЭП, ПОТЭЭ, СТО РЖД 15.013.

1.18. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, технической документации, содержащей требования безопасности при производстве работ и других нормативных документов, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

1.19. При выполнении электросварочных и газосварочных работ следует выполнять требования Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, ПУЭ, ПТЭЭП, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, ГОСТ 12.3.003, Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

1.20. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов следует соблюдать требования Федерального закона Российской Федерации "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил противопожарного режима в Российской Федерации и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

1.21. При работе на высоте следует соблюдать требования Правил по охране труда при работе на высоте.

1.22. Для обеспечения экологической безопасности, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду необходимо соблюдать требования Федеральных законов Российской Федерации: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления".

1.23. Выбросы в атмосферу воздуха из систем общеобменной и местной вентиляций не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов и должны соответствовать требованиям СП 60.13330.

Исправность и эффективность вентиляционных систем определяются на основании результатов исследований, проводимых экологическими лабораториями ОАО "РЖД" и органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.24. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работники должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы СИЗ).

СИЗ должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".

1.25. Выдача, хранение и пользование специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ должны осуществляться в соответствии с требованиями Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и других средств индивидуальной защиты и Порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты.

1.26. Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

Выбор конкретных типов СИЗ должен проводиться в зависимости от вида работ и применяемых веществ и материалов.

Допускается выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки в случае производственной необходимости.

Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены. В таких случаях СИЗ выдаются работникам под ответственность руководителей подразделений (участков, бригад и т.п.).

При использовании спецодежда (в том числе сигнальный жилет) должна быть застегнута на все пуговицы (молнии).

1.27. Сроки пользования спецодежды, спецобуви и СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в срок носки теплозащитной спецодежды и утепленной спецобуви включается и время ее хранения в теплое время года.

Срок носки СИЗ органов дыхания, слуха, глаз, предохранительных поясов установлен "до износа" и зависит от фактических условий труда на рабочих местах, срока службы и хранения СИЗ, который указан в техническом паспорте на изделие.

1.28. При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, страховочные системы, каски и др.), должен быть проведен инструктаж работникам о правилах применения соответствующих СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организовать тренировки по их применению.

1.29. Спецодежда, спецобувь и СИЗ должны храниться в отдельных сухих отапливаемых, чистых, вентилируемых помещениях, изолированных от каких-либо посторонних предметов и материалов в соответствии с требованиями Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и других средств индивидуальной защиты и Порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты.

1.30. Работники, занятые на работах с выделением вредных газов, пыли, искр, отлетающих осколков и стружки, должны дополнительно обеспечиваться очками защитными, фильтрующими полумасками, респираторами, противогазами.

Очки защитные, рукавицы, полумаски фильтрующие (респираторы) не должны иметь механических повреждений.

1.31. Работники, подвергающиеся воздействию высоких уровней шума, должны быть обеспечены СИЗ органа слуха (противошумными наушниками, берушами).

1.32. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами (далее - сигнальный жилет).

На сигнальных жилетах в верхней части груди и на спине должны быть нанесены трафареты из букв и цифр черного цвета, указывающих принадлежность владельца:

к соответствующему структурному подразделению ОАО "РЖД" - размер трафарета в высоту 15 - 20 см (на спине);

к региональной дирекции - размер трафарета в высоту 7 - 10 см (на груди).

1.33. При выполнении работ с использованием ПС работники должны использовать защитные каски.

Каски защитные не должны иметь механических повреждений корпуса, нарушений целостности внутренней оснастки. Запрещается применять каски, попавшие под удар.

Срок эксплуатации защитных касок не должен превышать даты, указанной изготовителем на каске.

1.34. При работе на высоте следует использовать защитные каски, соответствующие ГОСТ 12.4.128 и страховочные системы, соответствующие ГОСТ Р ЕН 363.

Страховочная привязь и соединительно-амортизирующая подсистема не должна иметь разрывов ниток в сшивках, надрывов, прожогов, надрезов. Металлические детали не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.

Испытания страховочной привязи проводятся в соответствии с ГОСТ Р ЕН 361.

1.35. Средства защиты, используемые в электроустановках должны удовлетворять требованиям Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.

В процессе эксплуатации диэлектрические перчатки должны проверяться по нормам эксплуатационных электрических испытаний не реже 1 раза в 6 месяцев. Запрещается применять диэлектрические перчатки без штампа испытания или с просроченным сроком эксплуатации. Перед применением перчатки следует осматривать, обращая внимание на отсутствие механических повреждений, загрязнения и увлажнения, а также на наличие проколов, выявляемых путем скручивания перчаток в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности. Перчатки, находящиеся в эксплуатации, следует периодически, по мере необходимости, промывать содовым или мыльным раствором с последующей сушкой.

Диэлектрические ковры не должны иметь механических повреждений (проколов, надрывов, трещин и т.п.). Ковры необходимо осматривать непосредственно перед применением.

1.36. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами (далее - ДСИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, порядком и условиями их выдачи, Рекомендациями по использованию смывающих и обезвреживающих средств для работников основных профессий структурных подразделений ОАО "РЖД", Стандартом безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", Нормами бесплатной выдачи работникам ОАО "РЖД смывающих и (или) обезвреживающих средств, Методическими рекомендациями по выбору и применению смывающих и обезвреживающих средств для работников ОАО "РЖД".

При выдаче ДСИЗ работникам должен быть проведен инструктаж о правилах применения соответствующих ДСИЗ.

1.37. В соответствии с требованиями Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях все работники, независимо от занимаемой ими должности и принадлежности к филиалу и (или) структурному подразделению ОАО "РЖД" во время выполнения трудовых обязанностей на железнодорожных путях общего пользования (далее - железнодорожные пути), при проходе от места сбора к месту работы и обратно, перерывах в работе, включая обеденный перерыв, должны соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях, а именно:

проходить к месту работы и обратно в пределах территории структурного подразделения (предприятия) и железнодорожной станции по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам. При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

быть одетыми в сигнальный жилет;

при проходе вдоль железнодорожных путей идти следует по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 метров от крайнего рельса. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда. Следует внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;

переходить железнодорожные пути в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе железнодорожного пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается пользоваться переходной площадкой вагона (при ее наличии). Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки, в отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. Перед спуском с переходной площадки вагона в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях место схода необходимо осветить фонарем;

проходить между расцепленным подвижным составом разрешается, если расстояние между автосцепками не менее 10 метров. При этом идти следует посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, следует на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;

при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода (или остановки) поезда (маневрового состава, локомотива);

при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при неблагоприятных погодных условиях, понижающих видимость (туман, снегопад, сильный дождь и ветер, гроза, ураган), при гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

При обнаружении оборванного провода контактной сети или воздушной линии передачи следует принять меры к ограждению опасного места и сообщить, используя любой вид связи, в район контактной сети дистанции электроснабжения или энергодиспетчеру. Прикасаться к оборванным проводам и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленной конструкции, а также касаться опор контактной сети в случае обрыва контактного провода запрещается. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 метра) шагами, передвигая ступни ног по земле, не отрывая одну от другой.

1.38. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать пути перед приближающимся подвижным составом при его визуальном или звуковом обнаружении, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего подвижного состава;

подниматься на подвижной состав и сходить с него до полной остановки;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях подвижного состава во время движения;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

наступать на рельсы и на концы железобетонных шпал;

располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

производить работы, связанные с выходом на железнодорожные пути, при отсутствии сигналиста, наблюдающего за приближением поездов;

пользоваться мобильной сотовой связью, аудио-, видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности. В отдельных случаях, связанных с обеспечением безопасности движения, предотвращением террористических актов и противоправных действий, пожаров на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", а также при несчастных случаях с работниками и (или) гражданами, разрешается пользоваться мобильной сотовой связью. В этих случаях для обеспечения личной безопасности необходимо отойти на расстояние не менее 2,5 метра от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч.

1.39. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил должен осуществляться в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, нормативными актами по организации контроля за состоянием охраны труда в ОАО "РЖД".

1.40. Руководители структурных подразделений не должны допускать к производственным процессам работников, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. При обнаружении работников в таком состоянии следует немедленно отстранять их от работы и направлять на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование. В случае установления у работника при медицинском освидетельствовании любого из вышеупомянутых состояний руководитель вправе расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с требованиями пункта 6 "б" статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.41. Руководители и работники, задействованные в процессе производства ТО и ТР кранов, допустившие нарушение требований охраны труда, правил работы в электроустановках, требований промышленной безопасности, пожарной безопасности, природоохранной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.