Письмом ФНС России от ГД-4-14/26814@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017).

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Ввиду того, что поданное в регистрирующий орган заявление по форме N Р11001 в нарушение пункта 2.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, не содержало заполненного листа З "Сведения об управляющем", суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации.

По делу N А12-8228/2017 К.М.В. обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 15.12.2016 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2017 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2017 отменено. В удовлетворении требований К.М.В. отказано.

К.М.В., не согласившись с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, обратился с кассационной жалобой, в которой просил постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 12.12.2016 единственным участником общества К.М.В. принято решение N 1 об учреждении Общества.

Решением утверждены место нахождения, устав Общества, а также определено, что единоличным исполнительным органом Общества является Управляющий.

Согласно приказу от 12.12.2016 N 1-к на должность управляющего Общества назначен К.М.В.

К.М.В. 12.12.2016 обратился в Инспекцию с заявлением (форма N Р11001) о государственной регистрации юридического лица при создании - Общества.

Регистрирующим органом принято решение от 15.12.2016 N 4321606А об отказе в государственной регистрации Общества в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) в связи с незаполнением заявителем листа З "Сведения об управляющем" заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001).

К.М.В., полагая, что решение Инспекции от 15.12.2016 об отказе в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что в рассматриваемом случае К.М.В. при создании Общества не принимал решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а лишь определил такое наименование единоличного исполнительного органа, в связи с чем оснований для заполнения листа З "Сведения об управляющем" заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N 11001) у заявителя не имелось.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в удовлетворении требований К.М.В. отказал.

Суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Непредставление заявителем определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, влечет отказ в государственной регистрации.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".

В соответствии с пунктом 2.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования), лист З заявления (форма N Р11001) "Сведения об управляющем" заполняется в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица будет осуществлять управляющий.

Как следует из материалов дела, в заявлении, представленном К.М.В. в регистрирующий орган лист З не заполнен, при этом заполнен лист Е "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" с указанием в графе "Должность" - управляющий.

Принимая решение о создании Общества, К.М.В. определил, что единоличным исполнительным органом общества является управляющий.

Между тем, поданное в регистрирующий орган заявление (форма N 11001) в нарушение пункта 2.15 Требований не содержит заполненного листа З "Сведения об управляющем".

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о представлении К.М.В. в Инспекцию заявления о государственной регистрации юридического лица, не соответствующего установленной форме.

С учетом вышеизложенного, заявление, оформленное с нарушением требований, считается непредставленным в регистрирующий орган, соответственно, Инспекцией 15.12.2016 принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ на основании непредставления определенных статьей 12 указанного Закона документов.

Суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований К.М.В.

1.2. Из положений статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения с участием более двух юридических лиц заключается один совместный договор о присоединении.

По делу N А65-23804/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции о признании незаконным решения от 04.08.2016 N 44054А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просила решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

28.07.2016 в адрес Инспекции заявителем представлены документы в отношении Общества для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица в форме присоединения к ООО "Г."

По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 04.08.2016 принято решение N 44054А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).

Основанием для отказа явилось, в частности, то, что заявителем представлен договор о присоединении, заключенный между Обществом и ООО "Г.", тогда как согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в реорганизации в форме присоединения к ООО "Г." участвует иное количество юридических лиц.

Арбитражный суд Республики Татарстан не согласился с позицией регистрирующего органа и признал незаконным оспариваемое решение, как нарушающим законные права и интересы Общества.

При этом суд первой инстанции, руководствуясь частью 4.1 статьи 9 Закон о госрегистрации, исходил из того, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. В представленном на регистрацию уведомлении по форме N Р12003, как отметил суд, указаны данные всех участвующих в реорганизации обществ. Правовой анализ решений о реорганизации в функции регистрирующего органа не входит.

Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.

Кассационная инстанция считает выводы судов ошибочными в силу следующего.

В силу пункта 1 статьи 13.1 Закона о госрегистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, 05.02.2016 за государственным регистрационным номером записи 2161677064130 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица Общества в форме присоединения к ООО "Г.", совместно с ООО "Л.", ООО "С.Д.", ООО "С.", ООО "А.", ООО "Т.", ООО "И.", ООО "Г.К.", ООО "А-м", ООО "А-с".

Сообщения о реорганизации Общества в форме присоединения к ООО "Г." опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 6 (569) от 17.02.2016/1574, повторно в N 11(574) от 23.03.2016/1795. При этом согласно данной публикации в процедуре реорганизации в форме присоединения к ООО "Г." участвуют 11 вышеупомянутых юридических лиц.

Порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью путем присоединения регламентирован статьей 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об общества с ограниченной ответственностью).

Согласно пункту 1 данной статьи присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (пункт 2 статьи 53 Закона об общества с ограниченной ответственностью).

Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении (пункт 3 указанной статьи).

Таким образом, из вышеуказанного норм действующего законодательства следует, что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения с участием более двух юридических лиц, заключается один совместный договор о присоединении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о госрегистрации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.

Статья 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью допускает возможность присоединения одного либо нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу.

При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Однако из представленных документов на государственную регистрацию следует, что отдельно каждым из участвующих в реорганизации обществ заключается договор о присоединении, а не один совместный договор.

Таким образом, представленный договор о присоединении от 01.02.2016, заключенный между Обществом и ООО "Г." не соответствует требованиям Закона об обществах с ограниченной ответственностью, поскольку подписан не всеми юридическими лицами, совместно участвующими в реорганизации в форме присоединения к ООО "Г.", что приравнивается к его непредставлению и влечет вынесение решения об отказе в государственной регистрации.

Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о недостоверности сведений, представленных обществом на государственную регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что регистрирующий орган в полной мере имел все законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

1.3. Отсутствие у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства, а также отсутствие у директора общества разрешения на работу и (или) патента не свидетельствует о непредставлении заявителем необходимых для государственной регистрации документов, перечень которых установлен в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не влечет отказ в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А19-18602/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции о признании незаконным решения от 30.09.2016 N 17047А об отказе в государственной регистрации и о признании незаконными действий, связанных с принятием решения от 30.09.2016 N 17047А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2017 года, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебными актами, регистрирующий орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган 24.08.2016 представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе: заявление по форме N Р14001, решение единственного участника общества о прекращении полномочий управляющей компании - ООО "У." и назначении на должность директора общества С.Д.Х., сопроводительное письмо, копия заявления о выходе из состава участников общества Л.Ю.С.

По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение N 17047А от 30.09.2016 об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью указанных в заявлении по форме N Р14001 сведений о назначении иностранного гражданина С.Д.Х. на должность руководителя Общества.

В пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, определен в статье 18 Закона N 129-ФЗ.

Основанием отказа в государственной регистрации явились выводы регистрирующего органа о том, что С.Д.Х., назначенный на должность директора Общества, не имеет возможности исполнить функции единоличного исполнительного органа российского юридического лица; документы, представленные для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, содержат недостоверные сведения о назначении иностранного гражданина С.Д.Х. на должность директора Общества.

К указанным выводам регистрирующий орган пришел по итогам рассмотрения сообщения УВМ ГУ МВД России по Иркутской области от 15.09.2016 о том, что разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства Общества не выдавались, разрешение на работу и (или) патент С.Д.Х. не оформлялись и не выдавались.

Суды двух инстанций правильно отметили, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений о назначении иностранного гражданина на должность директора Общества.

Из материалов дела следует, что единственным участником Общества принято решение о прекращении полномочий Управляющей компании Общества - ООО "У." и назначении на должность директора Общества С.Д.Х.

Доказательств того, что данное решение единственного участника оспорено и признано недействительным в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.

Отсутствие у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства, а также отсутствие у директора общества С.Д.Х. разрешения на работу и (или) патента не свидетельствует о непредставлении заявителем необходимых для государственной регистрации документов, перечень которых установлен в пункте 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.

Следовательно, отказ Межрайонной инспекции в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц ввиду отсутствия у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства, а также отсутствие у директора общества С.Д.Х. разрешения на работу и (или) патента, не соответствует требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества.

На основании изложенного суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что решение от 30.09.2016 N 17047А об отказе в государственной регистрации подлежит признанию незаконным, поскольку не содержит исчерпывающих мотивированных причин отказа в государственной регистрации со ссылкой на конкретные обстоятельства, которые, по мнению Межрайонной инспекции, свидетельствуют о недостоверности сведений о назначении иностранного гражданина С.Д.Х. на должность директора Общества, на основании которых сделан данный вывод.

1.4. Положениями статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определены основания перехода доли или части доли к обществу, при этом в указанном закрытом перечне отсутствует указание на такое основание как принятие иными участниками Общества решения о передаче доли участника Обществу.

По делу N А28-15990/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Межрайонной инспекции, к Управлению и к Л.Ф.А. о признании решения Межрайонной инспекции от 20.09.2016 N 10515А, оставленного в силе решением Управления от 29.11.2016 N 06-16/15953С, незаконным.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2016 в удовлетворении требований отказано.

Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, признать решение от 20.09.2016 N 10515А недействительным, обязать Межрайонную инспекцию принять законное и обоснованное решение.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, 01.11.2002 в ЕГРЮЛ внесены сведения об Обществе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.12.2016, участниками юридического лица являются К.Ю.Е. (доля 3000 рублей), Л.А.Н. (доля 3000 рублей), Т.М.М. (доля 3000 рублей).

Согласно представленному в материалы дела свидетельству от 29.04.2014, участник Общества Л.А.Н. умер 28.04.2014.

Письмом нотариуса Т.Т.А. от 02.03.2017 подтверждается, что Л.Ф.А. принято наследство умершего Л.А.Н., в связи с чем ему выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 14.10.2015.

Согласно протоколу очередного общего собрания от 17.05.2016 участниками Общества (Т.М.М., К.Ю.Е.) были приняты следующие решения об утверждении общей стоимости фактически внесенных участниками дополнительных вкладов в 3 000 000 рублей 00 копеек, утвержден размер уставного капитала Общества в сумме 3 009 000 рублей 00 копеек, размер долей участников - Т.М.М. принадлежит 49,95% уставного капитала Общества номинальной стоимостью 1 503 000 рублей 00 копеек, К.Ю.Е. принадлежит 49,95% уставного капитала Общества номинальной стоимостью 1 503 000 рублей 00 копеек. Невостребованная доля определена в размере 0,1% уставного капитала Общества номинальной стоимостью 3 000 рублей 00 копеек, передана на баланс Общества, изменено местонахождение Общества; утверждена новая редакция Устава Общества в связи с изменением размера уставного капитала и приведением его в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Решениями Инспекции от 01.06.2016 N 5967А и 5974А, оставленными в силе решением УФНС России по Кировской области от 18.07.2016 N 06-16/09085С, отказано в регистрации вышеуказанных изменений.

Исправляя недостатки, на которые было указано регистрирующим органом в вышеуказанных решениях, Общество повторно обратилось с заявлением о регистрации данных изменений.

Решением Инспекции от 20.09.2016 N 10515А, оставленным в силе решением УФНС России по Кировской области от 29.11.2016 N 06-16/15953С, в регистрации данных изменений отказано.

Пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения об учредителях (участниках) юридического лица в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Таким образом, из указанных выше положений следует, что сведения об участниках общества с ограниченной ответственностью и о размерах и номинальной стоимости их долей в уставном капитале общества, сведения о долях, принадлежащих самому обществу, подлежат обязательной государственной регистрации и включению в Единый государственный реестр юридических лиц и считаются достоверными до внесения в указанный государственный реестр соответствующих изменений.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 14-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ в предусмотренных Законом N 14-ФЗ случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Положениями статьи 23 Закона N 14-ФЗ определены основания перехода доли или части доли к обществу, при этом в указанном закрытом перечне отсутствует указание на такое основание, как принятие иными участниками Общества решения о передаче доли участника Обществу.

Из материалов дела усматривается, что доля в порядке универсального правопреемства переходит к наследнику Л.А.Н. - Л.Ф.А.

Из правила об универсальном правопреемстве при наследовании усматривается, что наследник обладает теми же правами, какими обладал наследодатель, за исключением прав, неразрывно связанных с личностью наследодателя (часть 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд, проанализировав положения устава Общества, пришел к выводу, что устав допускает переход доли в его уставном капитале к наследникам граждан, являвшихся участниками общества без получения согласия иных участников.

Таким образом, на основании свидетельства о праве на наследство Л.Ф.А. приобрел права участника Общества.

Следовательно, переход принадлежащей ему доли в уставном капитале Общества может быть осуществлен в порядке, предусмотренном статьей 23 Закона N 14-ФЗ, вместе с тем, соответствующие основания в настоящем деле отсутствуют.

В связи с этим, регистрирующим органом правомерно не принят в качестве основания перехода доли Л.Ф.А. (ранее принадлежащей умершему участнику Общества Л.А.Н.) к Обществу протокол от 17.05.2016.

Вопреки мнению заявителя, указанные им обстоятельства - неявка Л.Ф.А. на собрание, отсутствие интереса к деятельности Общества, несение Обществом убытков на указанные основания не влияет.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно указано на нарушение Обществом при подаче заявления требований Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", поскольку заявление по форме N Р14001 не содержит указания на то, чья доля переходит к Обществу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что избранный истцом способ защиты прав является единственно возможным, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 14 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Таким образом, самозащита прав гражданских прав возможна только в случае нарушения права или возможности его нарушения, необходимости пресечения нарушения и применения мер, соответствующих характеру и содержанию правонарушения.

Из материалов дела следует, что доля умершего участника Общества перешла в установленном порядке его наследнику, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сами по себе данные обстоятельства препятствуют принятию участниками Общества каких-либо решений, в том числе требующих установленного кворума, осуществлению предпринимательской деятельности.

1.5. Такого основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, как проживание руководителя организации в другом иностранном государстве, в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено.

По делу N А51-442/2017 Ш.Д. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения Инспекции N 18415А от 07.11.2016; об обязании Инспекции провести государственную регистрацию Общества.

Решением от 29.03.2017 суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение регистрирующего органа N 18415А от 07.11.2016 об отказе в государственной регистрации как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и обязал Инспекцию в качестве восстановления нарушенного права провести государственную регистрацию Общества на основании представленных 01.11.2016 вх. N 18415А документов.

Инспекция не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, решением от 07.11.2016 N 18415А заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица.

Согласно статье 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

Предоставление соответствующих документов при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, указанных в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, порождает у регистрирующего органа обязанность в императивно установленный статьей 8 Закона N 129-ФЗ пятидневный срок произвести государственную регистрацию юридического лица.

Как следует из материалов дела, отказ в государственной регистрации мотивирован регистрирующим органом непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, в связи с тем, что местом жительства генерального директора является Республика Корея, внесение сведений о физическом лице, имеющем без доверенности действовать от имени юридического лица, противоречит пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону при учреждении юридического лица.

В связи с этим, суд первой инстанции правомерно указал, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.

Между тем, такого основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, как проживание руководителя организации в другом иностранном государстве, в статье 23 Закона N 129-ФЗ не предусмотрено.

Доводы инспекции в этой части подлежат отклонению, так как местом регистрации Общества и, следовательно, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа будет являться г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 29, офис 619. То, что местом жительства генерального директора является Республика Корея, не свидетельствует о том, что это и есть место осуществления деятельности вновь созданной организации.

1.6. Отсутствие у регистрирующего органа на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица достаточных доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении по форме N Р14001 указаны недостоверные сведения об участнике общества с ограниченной ответственностью, явилось основанием для признания судами соответствующего решения недействительным.

По делу N А60-34490/2016 М.П.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 13.05.2016 об отказе в государственной регистрации изменений по договору купли-продажи доли в обществе с ограниченной ответственностью (далее - Общество). Кроме того, заявитель просил суд обязать Инспекцию зарегистрировать изменения по договору купли-продажи доли в обществе от 22.04.2016, внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о выходе из состава учредителей общества Б.А.Б. и входе в состав учредителей общества в качестве единственного участника с долей 100% М.П.А.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2016 заявленные требования Маслова П.А. удовлетворены полностью.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой указало, что установленные инспекцией обстоятельства, в том числе в ходе осмотров помещений, опросов Б.А.Б., позволяют прийти к выводу о том, Б.А.Б. и М.П.А. являются номинальными участниками, общество не осуществляет реальной финансово-хозяйственной деятельности и полностью подконтрольно неизвестным лицам.

Суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов не установил.

Как следует из материалов дела, между Б.А.Б. (продавец) и М.П.А. (покупатель) 22.04.2016 заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец, Б.А.Б., являясь участником Общества, продал, а Покупатель, М.П.А., купил долю в уставном капитале Общества в размере 100% номинальной стоимостью 70 000 руб.

Указанный договор удостоверен Ж.И.Н., временно исполняющей обязанности нотариуса города Екатеринбурга Свердловской области - И.В.С., и зарегистрирован в реестре за N 1-883.

ВрИО нотариуса г. Екатеринбурга И.В.С. Ж.И.Н. 22.04.2012 в Инспекцию направлено заявление по форме N Р14001.

Инспекцией 13.05.2016 со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) принято решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 8 Закона N 14-ФЗ участник общества вправе продать или осуществить иным образом отчуждение своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном названным Законом и уставом общества.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Законом.

Судами установлено, что М.П.А. представлены в регистрирующий орган все надлежащим образом составленные документы, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В качестве основания отказа в регистрации изменений регистрирующий орган указал, что в заявлении по форме N Р14001 указаны недостоверные сведения об участнике Бродском А.Б., который не является участником Общества.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, объяснения Б.А.Б. и М.А.П., суды пришли к выводу о том, что договор купли-продажи от 22.04.2016, на основании которого доля в обществе в размере 100% передана М.П.А., не противоречит воле указанных лиц. Б.А.Б. факт подписания данного договора не оспаривает, его подпись на заявлении формы N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании общества засвидетельствована в присутствии должностного лица регистрирующего органа, о чем указывает соответствующая отметка на заявлении. Доказательства, подтверждающего иное, не имеется.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что на момент вынесения оспариваемого решения Б.А.Б. указан в ЕГРЮЛ как единственный участник и директор общества, записи относительно недостоверности содержащихся сведений в ЕГРЮЛ не имелось, суды пришли к обоснованному выводу о том, что достаточные доказательства, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении по форме N Р14001 указаны недостоверные сведения об участнике Б.А.Б., у регистрирующего органа на момент вынесения оспариваемого решения отсутствовали, в связи с чем оснований для отказа внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений не имелось.

Исходя из представленных в материалы дела документов, суды также пришли к выводу о том, что недобросовестность М.П.А. не доказана.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе о том, что М.П.А. и Б.А.Б. являются номинальными участниками, а Общество является номинальным юридическим лицом, об участии М.П.А. в других юридических лицах, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку с учетом имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа в силу предоставленных ему полномочий не имеется.

1.7. Установив, что наименование общества, указанное в документах, представленных на государственную регистрацию, нарушает ограничения, установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А51-30021/2016 К.В.В. обратился с заявлением к Инспекции и Управлению о признании незаконным решения Инспекции N 12237А от 26.07.2016; о признании незаконным решения Управления от 26.08.2016; об обязании Инспекции произвести государственную регистрацию ООО "Китайско-р." в установленные законом сроки.

Решением суда от 28.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, в Инспекцию 21.07.2016 было подано заявление по форме N Р11001 и комплект документов для государственной регистрации юридического лица ООО "Китайско-р." при его создании.

Инспекцией 21.07.2016 по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов было принято оспариваемое решение N 12237А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "Китайско-р." на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются данным Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 указанной статьи в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Согласно Общероссийскому классификатору стран мира, принятому и введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира", под цифровым кодом 156 указано краткое наименование страны мира - Китай и полное наименование - Китайская Народная Республика.

Как правильно указал суд первой инстанции, данный классификатор входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.

ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 "Коды для представления наименований стран", разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97.

ОКСМ предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

Приложение "А" ОКСМ включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды, в том числе, под кодом 156 указана страна - Китай (сокращенное наименование), Китайская Народная Республика (полное наименование).

В рассматриваемом случае в фирменном наименовании общества ООО "Китайско-р." содержится слово "Китай", которое является кратким наименованием иностранного государства Китайская Народная Республика.

Доводы К.В.В. о том, что наименования страны Китай не является сокращенным официальным наименованием Китайской Народной Республики, коллегией во внимание не принимаются как основанные на ошибочном толковании норм ГК РФ и Общероссийского классификатора стран мира.

Таким образом, наименование общества, указанное в документах, представленных на регистрацию, нарушает ограничения, установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ и пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ, то есть не соответствует требованиям федерального закона, в связи с чем регистрирующим органом правомерно отказано в государственной регистрации.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Инспекции от 26.07.2016 об отказе в государственной регистрации и Управления от 26.08.2016 N 13-10/23238@ по жалобе К.В.В. соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

1.8. Признавая оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица правомерным, суд кассационной инстанции исходил из того, что диспозиция подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дает конкретное указание на время возникновения регулируемых правоотношений, то есть момент представления в регистрирующий орган документов для включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно на момент государственной регистрации с 01.01.2016 регистрирующим органом подлежат применению положения подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вне зависимости от того, когда возникли обстоятельства, явившиеся впоследствии основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А50-21681/2016 Н.Г.В. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции от 17.06.2016 N 17721А об отказе в государственной регистрации сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 решение суда первой инстанции от 12.12.2016 отменено, решение Межрайонной инспекции от 17.06.2016 N 17721А об отказе в государственной регистрации признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Закон N 129-ФЗ).

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции от 28.02.2017 отменить, решение суда первой инстанции от 12.12.2016 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, Нотариусом Соликамского нотариального округа К.Н.В. 09.06.2016 в Межрайонную инспекцию было представлено заявление по форме N Р14001 в связи с возложением полномочий генерального директора Общества на Н.Г.В.

По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом было принято решение от 17.06.2016 N 17721А об отказе в государственной регистрации сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку Н.Г.В. являлся учредителем общества "М.", исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 названного Закона и имевшего на момент исключения задолженность перед бюджетом.

Статья 23 Закона N 129-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

В силу подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 данного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц: владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц; имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Данная норма введена Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2016.

Как следует из материалов дела, общество "М." исключено из ЕГРЮЛ 27.02.2015 в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Н.Г.В. являлся участником данного общества с долей в уставном капитале в размере 50%. Заявление по форме N Р14001 в связи с возложением полномочий генерального директора общества на Н.Г.В. представлено в регистрирующий орган 09.06.2016.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции признал неправомерным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ссылаясь на то, что на момент событий, которые влекут за собой ныне действующие ограничения, установленные указанным подпунктом, правовая норма, устанавливающая такое ограничение, должна быть действующей, отмечая, что на момент исключения из ЕГРЮЛ общества "М" в феврале 2015 года положения статьи 23 Закона N 129-ФЗ действовали в старой редакции.

При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что иное толкование судом первой инстанции и регистрирующим органом положений подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ и соответствующее ему правоприменение приведет к приданию обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права (быть участниками (учредителями) и руководителями юридических лиц), приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.

Норма подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ направлена не просто на недопущение внесения в ЕГРЮЛ сведений о лицах, владевших на момент исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, либо лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица, которое исключено из ЕГРЮЛ как недействующее и в отношении которого было принято решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию, а имеет своей целью исключить возможность участия этих лиц в деятельности иных юридических лиц в течение определенного периода.

Введенные данной нормой ограничения направлены на стабилизацию и защиту публичных интересов со стороны государства, обеспечение достоверности ЕГРЮЛ, в том числе, предотвращение создания и деятельности юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности, путем использования подставных физических лиц и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.

В соответствии со ст. 6 Закона N 67-ФЗ положения пункта 10 статьи 4 данного закона, дополнившие пункт 1 статьи 23 Закона N 127-ФЗ подпунктом "ф", вступили в силу с 01.01.2016.

Диспозиция указанной нормы дает конкретное указание на время возникновения регулируемых правоотношений, т.е. момент представления в регистрирующий орган документов для включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Именно на момент государственной регистрации с 01.01.2016 регистрирующим органом подлежат применению положения подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вне зависимости от того, когда возникли обстоятельства, явившиеся впоследствии основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Поскольку на момент принятия оспариваемого решения регистрирующего органа Закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ вступил в силу положения подпункт "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ должны быть применены к спорным правоотношениям, как возникшим после введения его в действие.

Таким образом, исходя из вышесказанного оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.9. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что отказ в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ лишь на том основании, что на момент подачи соответствующих документов в ЕГРЮЛ содержались сведения о том, что физическое лицо являлось лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, прекратившего деятельность и имевшего задолженность перед бюджетом, является незаконным.

По делу N А12-57990/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 05.07.2016 N 5401253А об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице - Обществе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; об обязании Инспекции внести изменения в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления от 28.06.2016 N 5401253А.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2017 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе регистрирующий орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Г.В.И. 28.06.2016 в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации изменений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме N Р 14001, решение единственного участника Общество от 26.06.2016 N 5 о возложении полномочий генерального директора на Г.В.И.

По результатам рассмотрения заявления Инспекцией 05.07.2016 принято решение N 5401253А об отказе во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице Обществе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен статьей 23 Закона о госрегистрации.

Подпунктом "ф" пункта 1 названной статьи установлена причина для отказа в государственной регистрации, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица, либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

- владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ;

- имевших на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ послужило решение единственного участника общества от 26.06.2016 N 5 о снятии полномочий с генерального директора М.А.А. и возложении полномочий генерального директора, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, на Г.В.И.

Отказывая обществу в государственной регистрации, Инспекция указала то, что Г.В.И. является лицом, имевшим на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, владевшим на момент исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников ООО "Ф.", которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Между тем, судами установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в отношении ООО "Ф." 09.06.2016 внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона о госрегистрации.

На момент представления документов для государственной регистрации в регистрирующий орган (28.06.2016) не истекли три года с момента исключения ООО "Ф." из ЕГРЮЛ (09.06.2016).

Из представленного заявителем приказа ООО "Ф." от 01.10.2009 об отстранении Г.В.И. от исполнения обязанностей генерального директора общества с 01.10.2009 и возложения исполнения обязанностей генерального директора общества на Ч.А.Б., а также из ответа Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от 02.12.2016, суды установили, что с октября 2009 года Г.В.И. не состоял в трудовых отношениях с ООО "Ф.".

КонсультантПлюс: примечание.

ФЗ от 27.10.2020 N 350-ФЗ в п. 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесены изменения, согласно которым срок сообщения составляет 7 рабочих дней.

Исходя из системного толкования подпункта "л" пункта 1, пункта 5 статьи 5, статьи 9 Закона о госрегистрации, суды сделали вывод о том, что в течение трех рабочих дней именно юридическое лицо (а не прекративший трудовые отношения директор юридического лица) обязано сообщать в регистрирующий орган о внесении изменений в сведения в ЕГРЮЛ, и при прекращении трудового договора с директором полномочия последнего прекращаются вне зависимости от внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

То обстоятельство, что в нарушение подпункта "л" пункта 1, пункта 5 статьи 5, статьи 9 Закона о госрегистрации работодателем не внесены сведения в ЕГРЮЛ относительно данных о директоре общества, не свидетельствует о том, что Г.В.И. продолжал состоять в трудовых отношениях с ООО "Ф." до момента исключения общества из ЕГРЮЛ и был вправе действовать от имени общества без доверенности.

Таким образом, суды пришли к выводу, что отказ заявителя в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ лишь на том основании, что на момент подачи соответствующих изменений в ЕГРЮЛ содержались сведения о том, что Г.В.И. являлся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "Ф.", прекратившего деятельность и имевшего задолженность перед бюджетом, является незаконным.

Кроме того, как указали суды, несоответствие сведений в ЕГРЮЛ в отношении Общества нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, а также нарушает права контрагентов общества и неопределенного круга лиц, которые вправе рассчитывать на достоверность информации, содержащейся в государственных реестрах.

Судебная коллегия считает, что судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Ссылка заявителя кассационной жалобы о том, что Г.В.И. обязан был обратиться с требованием к ООО "Ф." о приведении в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности, после его увольнения, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу действующего законодательства Г.В.И. наделен таким правом, но не обязанностью, и именно на общество возложена обязанность по выборам иного лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности, и внесении достоверных сведений в ЕГРЮЛ.